пятница, 3 апреля 2020 г.

Тендряков Владимир

Владимир Тендряков (1923 – 1984) –писатель, автор остроконфликтных повестей о духовно-нравственных проблемах современной ему жизни, острых проблемах советского общества, о жизни в деревне.

Родился в деревне Макаровская Волоской области в семье народного судьи, затем ставшего прокурором. В ноябре 1941был призван в РККА и направлен на фронт, в 1942был ранен под Харьковом и демобилизован. Обосновался в Кировской области, работал школьным учителем (преподавал военное дело), затем был секретарем Подосиновского райкома комсомола. В 1945переехал в Москву. В 1946поступил во Всероссийский гос. ин-т кинематографии (ВГИК) на художественный факультет, но уже черезперешел в Литературный ин-т им. А. М. Горького, который окончил в 1951. Учился в семинаре К.Паустовского. Член ВКП(б) с 1948. В студенческие ы начинает писать рассказы, некоторые из которых были опубликованы в период с 1948 по 1953в журнале «Огонек». С 1955стал профессиональным писателем, полностью отдавшись литературному труду. Начиная с 1960-хпрактически все произведения Тендрякова сталкиваются с цензурными проблемами. Многие из них были опубликованы только в ы перестройки, уже после смерти писателя. С 1964являлся членом редакционной коллегии журнала «Наука и религия». В 1966подписал письмо 25-ти деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. И. Брежневу против реабилитации Сталина. Член правления СП СССР (избран в 1967, переизбирался в 1971, 1976 и 1981 х). Скончался от инсульта.

Из жизни:

– Родился 5 декабря 1923в деревне Макаровская Волоской области в семье народного судьи.

– В декабре 1941был призван в Красную армию и направлен в школу младших командиров, по окончании которой получил званиe младшего сержанта-радиста. В 1942отправлен на фронт. В 1943под Харьковом был ранен тяжело и демобилизован.

– Работал школьным учителем в Кировской области (преподавал военное дело), затем был секретарем райкома комсомола.

– С 1948 стал членом Коммунистической партии.

– В 1966 подписал письмо деятелей культуры и науки генеральному секретарю ЦК КПСС Л. Брежневу против реабилитации Сталина.

– Многие произведения писателя не пропускала цензура.

В Москве:

– В 1945 Тендряков переехал в Москву (и с этого времени до смерти жил постоянно в нашем городе), поступил во Всероссийский гос. ин-т кинематографии на художественный факультет, но черезперешел в Литературный ин-т, который окончил в 1951(учился на семинаре К. Паустовского).

– С 1964– член редакционной коллегии журнала «Наука и религия».

– Член правления Союза писателей СССР в 1960-х – 1980-х х.

– Скончался 3 августа 1984от инсульта.

Творчество:

– Начал писать рассказы в студенческие ы, некоторые из которых были опубликованы в период с 1948 по 1953в журнале «Огонек», а с 1955стал профессиональным писателем.

– Среди произведений романы: Тугой узел», «За бегущим днем», «Свидание с Нефертити», Покушение на миражи», повести: «Среди лесов», «Не ко двору», «Чудотворная», «Суд», «Путешествие длиной в в.», «Апостольская командировка», «Шестьдесят свечей», «Затмение», Ночь после выпуска», «Чистые воды Китежа» и др., пьесы «Белый флаг» и «Совет да любовь».

– Атеист, но брался в своих произведениях рассуждать о христианах в некоторых своих антицерковных произведениях («Чудотворная», «Апостольская командировка» и др.). И делал это искаженно.

Он пытается с помощью достижений техники (в частности, компьютера) в романе «Покушение на миражи» или «Евангелие от компьютера» бороться с «миражами» человеческой истории, – в данном случае с историей земной жизни Христа. С помощью компьютерной программы Христос просто «убивается», исключается из истории человечества – одним щелчком. Или Он просто ставится в один ряд с другими историческими личностями. Но потом Его на компьютере можно и воскресить – смоделировать этот процесс. Но поскольку Божество во Христе автор отвергает полностью, то и манипуляции на компьютере становятся просто насмешливой безбожной игрой, где речь идет даже не о Христе как личности, а о рассудочной идее Христа, даже фантоме, вымысле, ибо Христос отождествляется с пачкой перфокарт, с формулами математики. Это просто интеллектуальные игры безбожников. Автору было важно подчеркнуть, что Христос был не Богом, а просто чел.ом, а все божественное, что Ему усваивают, – это все многовв.ые напластования, мифы. 

Также и в реальной жизни (а не в компьютере) в романе жена главного героя – Гребина – самодовольно сказала, что Христос любовь умертвил; она считает, что любить надо лишь себя и занимается собой (эгоизм) и сына отпускает в свободное плавание, не воспитывая его совершенно. И естественно, как результат – и сын ее становится черствым эгоистом – и приносит много горя и скорбей окружающим (что и понятно).

Вот и практический результат безбожия и веры человв. в машинный (компьютерный) разум и торжество человеческого разума. Такой безбожный, рациональный разум, а значит и чел., его носящий и превозносящий, обречен на смерть. Но – увы – он этого не понимает. И даже в своей жизни видя трагедию за трагедией, чел. именно с помощью совершенствования этого гордостного безбожного разума пытается найти выход из страшных нравственных проблем. Разбивается – но продолжается биться-колотиться. Это и есть сатанинская гордыня!

– В то же время в «Апостольской командировке» Тендряков изобразил ученого, который был не столько атеистом, сколько агностиком, который сомневается в религиозных истинах, но не отвергает вообще религию и считает, что не надо никому навязывать ни веру, ни неверие.

Мировоззрение:

Коммунист и соответственно атеист. Но вообще скорее он был не столько атеистом, сколько агностиком, которого весьма волновали религиозные, мировоззренческие, смысловые вопросы (об этом, в частности, говорят и тематика его произведений, и его работа в журнале «Наука и религия»), но который был не готов встать на какую-то конкретную сторону, сделать осознанный и четкий выбор.

О нем:

Юрий Нагибин о Тендрякове: «Тендряков прожил чистую литературную жизнь, хотя чел. был тяжелый, невоспитанный и ограниченный, с колоссальным самомнением и убежденностью в своем мессианстве. Строгий моралист, он считал себя вправе судить всех без разбору. При этом он умудрился не запятнать себя ни одной сомнительной акцией, хотя бы подписанием какого-нибудь серьезного письма протеста. Очень осм.тельный правдолюбец, весьма осторожный бунтарь. Но было в нем и хорошее, даже трогательное».

Комментариев нет:

Отправить комментарий