вторник, 21 апреля 2020 г.

Циолковский Константин

Циолковский Константин (1857–1935) – ученый, пионер космонавтики и ракетной техники – родился в селе Ижевское под Рязанью. После перенесенной в детстве скарлатины почти полностью потерял слух, что лишило его возможности поступить в учебное заведение. Образование получил самостоятельно, в 1879 г. экстерном сдал экзамены на звание учителя. Преподавал физику и математику в Боровском уездном училище Калужской губернии, а затем в гимназии и епархиальном училище в Калуге, где проработал до выхода на пенсию в 1920 г. Проводил исследования в своего рода интеллектуальном вакууме, хотя его и поддерживали некоторые крупные ученые (одна из его работ получила благоприятный отзыв И. Сеченова). Первые работы посвящены разработке конструкций цельнометаллического управляемого дирижабля, обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке. В 1897 г. построил первую в России аэродинамическую трубу и провел испытания простейших моделей. В 1890-х годах начал заниматься исследованиями, связанными с использованием реактивного движения для создания межпланетных летательных аппаратов. В 1903 г. увидела свет его статья «Исследование мировых пространств реактивными приборами». В ней и поздних работах вывел широко известное теперь уравнение движения ракеты как тела с переменной массой, обосновал возможность применения ракет для межпланетных сообщений, предсказал явление невесомости, изложил основы теории жидкостных ракетных двигателей, рассмотрел и рекомендовал к использованию различные топлива (в качестве наиболее эффективного – смесь жидких кислорода и водорода). Высказал идею создания околоземных орбитальных станций как промежуточных баз для межпланетных полетов.
В 1929 г. опубликовал работу «Космические ракетные поезда», в которой изложил теорию особого вида составных ракет – прообраза современных многоступенчатых ракет. Испытал влияние «философии общего дела» Н. Федорова. В сочинениях философского характера развил учение «панпсихизма» («монизма»), согласно которому космос представляет собой живое и одушевленное существо. Атомы образуют во Вселенной бесконечное разнообразие форм жизни, в том числе, человека (об этом шла речь в работах 1898–1914: «Научные основания религии», «Этика или Естественные основы нравственности», «Нирвана» и др). В позднем творчестве Циолковского центральное место занимает грандиозная планетарная и космическая утопия. В создании идеального общества Циолковский решающую роль отводил науке, ее новым, поистине фантастическим возможностям (социальному проектированию посвящены его работы: «Горе и гений», 1916; «Идеальный строй жизни», 1917; «Общественный строй», 1917; «Социология» (фантазия), 1918; «Приключения атома», 1918). С разочарованием ученого в цивилизации и возможностях научного познания связаны его религиозно-мистические искания последнего периода жизни и опыт построения новой этической системы («Живая Вселенная», 1923; «Воля Вселенной», 1928; «Будущее земли и человечества», 1928; «Научная этика», 1930; «Космическая философия», 1935). Работы Циолковского не получили признания, и лишь после появления в 1923 г. в Германии статьи Г. Оберта по теории космического полета в СССР начали популяризировать исследования Циолковского. В 1924 г. был избран почетным профессором Академии воздушного флота им. А. Жуковского. Умер в Калуге в 78 лет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий