среда, 15 апреля 2020 г.

Эйзенштейн Сергей

Эйзенштейн Сергей (1898, Рига ‒ 1948, Москва) – режиссер, теоретик искусства, педагог, доктор искусствоведения. Родился в семье арх.а. Учился в Петроградском институте гражданских инженеров. С 1918 работал на агитпоездах Красной Армии. В 1920 был заведующим декорационной частью Первого рабочего театра Пролеткульта (Москва). В 1921‒22 учился в Государственных высших режиссерских мастерских у В. Э. Мейерхольда, оформлял (совм. с С. И. Юткевичем) ряд постановок в театре «Мастфор» («Мастерская Фореггера»). Первый самостоятельный спектакль Э. ‒ »Мудрец» (по комедии А. Н. Островского «На всякого мудреца довольно простоты», 1923). В журнале «ЛЕФ» в 1923 опубликовал программную статью «Монтаж аттракционов», где обосновал искусство направленного социального воздействия. В 1925 вышел на экран фильм «Стачка», в котором Э. впервые в мировом кино показал революционную массу как движущую силу истории. Идейно-эстетические принципы «Стачки» были развиты и углублены в кинофильме «Броненосец Потемкин» (1925), одном из высочайших достижений сов. и мирового киноискусства. Фильм с классическим совершенством воплотил тему революции как борьбы за классовое равенство, свободу и человеческое достоинство. В 1958 на Всемирной выставке в Брюсселе он возглавил список 12 лучших фильмов всех времен. В фильме «Октябрь» (1927) Э. совместно с режиссером Г. В. Александровым и оператором Э. К. Тиссэ воплотил на экране события 1917 и впервые в игровом кино предпринял попытку создания образа В. И. Ленина. Открытия в области киномонтажа позволили Э. выдвинуть концепцию «интеллектуального кинематографа» как синтеза искусства и науки. В 1929 завершил фильм «Старое и Новое» ‒ первое произведение советского экрана о кооперации и коллективизации в деревне. В 1929‒32 Э. (вместе с Александровым и Тиссэ) был в командировке во Франции, США, Мексике. Условия буржуазного кинопроизводства не позволили ему осуществить свои замыслы. Незаконченной осталась картина «Да здравствует Мексика!», положившая, тем не менее, начало национального кино Мексики. На родине Э. продолжает режиссерскую, теоретическую и педагогическую работу. В 1935‒37 работал над фильмом «Бежин луг», фабула которого основывалась на истории гибели пионера Павлика Морозова. Фильм не был завершен. Крупной победой советского кино стал «Александр Невский» (1938), патриотический фильм о разгроме немецких рыцарей в 13 в. Последний фильм Э. ‒ кинотрагедия «Иван Грозный» в 2 сериях (1-я серия 1945, 2-я серия выпущена на экран в 1958), ‒ трактующий тему власти, с его глубокой исторической проблематикой и всесторонним использованием выразительных средств кино, стал второй вершиной творчества Э. Огромное теоретическое наследие Э. охватывает основные проблемы художеств. творчества ‒ от общих вопросов эстетики до конкретных задач практики кино. Ему принадлежат также публицистических статьи, очерки и мемуары. Рисунки Э., ставшие известными по посмертным выставкам, подтвердили его талант незаурядного графика. С. 1928 преподавал в Государственном техникуме кинематографии (с 1938 ВГИК), профессор (с 1937). Крупнейшим мастером советской кинематографии, достигшим мировой славы, был С. М. Эйзенштейн (1898-1948). Его фильмы, отличавшиеся революционностью содержания и совершенством формы, оказали значительное воздействие на развитие мирового прогрессивного киноискусства. О творчестве советского режиссера восторженно отзывались Б. Шоу и Т. Драйзер, который мечтал поручить ему экранизацию «Американской трагедии». Триумфом советской кинематографии стал фильм Эйзенштейна «Броненосец Потемкин» (1925 г.). «Лучшей картиной в мире» назвал его Чарли Чаплин. Свыше четв. века этот фильм не сходит с экранов мира. Зритель любит его за революционный пафос, новизну и богатство режиссерских методов, предельную выразительность кадров. Большое значение для становления историко-революционной тематики в советском кино имел фильм Эйзенштейна «Октябрь» (1927 г.). Его лучшие кадры неоднократно включались в историко-документальные картины. В этом фильме впервые в советском кино Эйзенштейн сделал попытку запечатлеть образ В. И. Ленина. Высокий патриотический пафос отличает фильмы Эйзенштейна «Александр Невский» (1938 г.) и «Иван Грозный» (1944 г., 1-я серия). В них запечатлены героические картины борьбы русского народа за свою независимость. Имя Эйзенштейна, новатора и искателя, занимает одно из славных мест в истории советской кинематографии. В 1920-1934 гг. он жил на Чистых прудах, в доме № 23, затем - на Потылихе, в доме № 54б. «Удар за ударом... делают «Потемкин», «Мать», «Октябрь», «Конец Санкт-Петербурга», «Арсенал»... - писал в 1935 г. С. М. Эйзенштейн. - Врезаясь в кинотеатры Европы и Америки своими достоинствами, эти фильмы действуют как разрывные пули. Они пробивают броню цензур, прокатных интриг, полицейского сопротивления... Цензурное снятие с экрана «Потемкина» в Германии вызывает целое движение и митинги протеста. Цензура вынуждена снять запрет. Инциденты с «Матерью» в Великобритании вызывают запросы в парламенте».

Комментариев нет:

Отправить комментарий