вторник, 21 апреля 2020 г.

Глиэр Рейнгольд

Рейнгольд Глиэр (1875–1956) – композитор. Родился в семье потомственного мастера по производству медных духовых инструментов Морица Глиера, владельца мастерской, переселившегося из города Клигенталя. В 1894 году Рейнгольд Глиэр окончил Киевское музыкальное училище по классу скрипки и поступил в Московскую консерваторию в класс скрипки. В 1900 году окончил консерваторию. Во время учебы активно общался с композитором С. Рахманиновым, музыкантом А. Сулержицким, певцом М. Слоновым, композитором Н. Римским-Корсаковым, С. Танеевым. 29 апреля 1900 года Рейнгольд Глиэр получил российское подданство. В 1901 году начал преподавать музыкально-теоретические предметы в московской музыкальной школе сестер Гнесиных, где у него учились С. Прокофьев и Н. Мяковский. 11 января 1901 года на концерте Императорского Русского музыкального общества был исполнен струнный октет сочинения Рейнгольда Глиэра. В 1906 – 1908 годах поехал учиться дирижированию у Оскара Фрида в Германию и, вернувшись в Россию, стал выступать, исполняя собственные произведения. 20 февраля 1910 года Рейнгольд Глиэр выступил в симфоническом собрании ИРМО как дирижер, исполнив свою 2-ю симфонию, посвященную С. Кусевицкому. 17 ноября 1912 года состоялась его первая театральная премьера балета-пантомимы «Хризис» на сцене Интернационального театра. В 1913 – 1920 годах он получил звание профессора Киевской консерватории по классам композиции и оркестрового. В 1914 стал директором Киевской консерватории. В 1920 -1941 годах Глиэр получил звание профессора Московской консерватории по классам полифонии и композиции, где у него учились Б. Александров, Л. Книппер, А. Мосолов, Н. Раков, А. Хачатурян. В 1920–1922 годах был заведующим музыкальной секцией Московского отделения народного образования и сотрудником музыкального отдела Наркомпроса. В этот же период состоял в этнографической секции Пролеткульта. В 1923 году по приглашению Наркомпроса Азербайджанской ССР приехал в Баку и написал оперу «Шахсенем», поставленную в Азербайджанском театре оперы и балета в 1927 году. 11 января 1926 года в Музыкальной студии имени В. Немировича-Данченко состоялась премьера балета-пантомимы Рейнгольда Глиэра “Клеопатра”, либретто к которому было написано Немировичем-Данченко по “Египетским ночам” А. Пушкина. 13 июня 1927 года в Большом театре состоялась премьера его балета «Красный мак» – первого советского балета «на современную тему». В 1937 году Глиэр написал «Торжественную увертюру» на основе русских, украинских, азербайджанских, узбекских мелодий. В 1938 стал председателем московского Союза советских композиторов. 23 ноября 1938 года в Большом зале К. Эрдели с симфоническим оркестром Московской филармонии под управлением Л. Штейнберга впервые исполнила посвященный ей Концерт для арфы с оркестром Рейнгольда Глиэра. В 1939 – 1948 годах стал председателем Оргкомитета ССК СССР. В 1941 году создал увертюры «На славянские народные темы» и «Дружба народов» по мотивам народной музыки. 12 мая 1943 года в Колонном зале Дома союзов был исполнен знаменитый Концерт для голоса с оркестром, исполненный Н. Казанцевой и Большим симфоническим оркестром радио под управлением А. Орлова. 27 июня 1949 года был поставлен его балет «Медный всадник» по произведению А. Пушкина в Большом театре. 30 мая 1956 года состоялось последнее публичное выступление Глиэра в городском доме учителя.
В Москве:
Свой творческий путь начал в 1900-х годах. В это время он жил в Малом Чернышевском (Елисеевском) переулке, в доме № 9, а затем в доме № 5 на Петровском бульваре. В 1913 г. Глиэр переселился в Киев, где преподавал, а затем руководил консерваторией. Вернувшись в Москву в 1920 г., он вновь поселяется в доме № 5 на Петровском бульваре. В эти годы композитор принимал горячее участие в работе музыкального отдела Наркомпроса, заведовал музыкальной секцией МОНО. Последние годы жизни Глиэр провел в доме № 4/6 на 3-й Миусской улице (сейчас Миусская площадь).
Творчество:
Произведения молодого композитора, написанные в различных жанрах, быстро завоевали популярность. Крупным достижением композитора была симфония «Илья Муромец» (1911 г.). В 1927 г. Глиэр написал первый советский балет на революционную тему - «Красный цветок», сыгравший огромную роль в развитии балетного искусства нашей страны. К лучшим произведениям композитора относится и балет «Медный всадник» (1949 г.). Большой популярностью пользуется Концерт для голоса с оркестром (1942 г.). «Как-то так выходит, – говорил С. Прокофьев, – что кого из композиторов ни спросишь, он оказывается учеником Глиэра, или прямым или «внучатым», то есть учеником уче­ника. И все с удовольствием вспоминают времена занятий».

Комментариев нет:

Отправить комментарий