среда, 1 апреля 2020 г.

Ромас Яков

Ромас Яков (1902–1969) – пейзажист, монументалист, художник театра. Один из пионеров советского дизайна 1930-х. Для станкового творчества характерны пейзажные и пейзажно-жанровые композиции, где преобладает тема широких водных пространств. Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР. Член Президиума Академии художеств СССР (с 1962).

Родился в местечке Соколка (ныне Сокулка) близ Гродно Белостокского воеводства в Польше, умер во время одной из своих поездок на Волгу в Астрахани. Приемный сын революционерки Инессы Арманд. Учился в Москве, в Пречистенском практическом институте (1921−1924) у К.А.Коровина, Н.П.Крымова и на театрально-декорационном отделении ВХУТЕМАСа–ВХУТЕИНа (1924–1930) у И.М.Рабиновича, К.Н.Истомина, С.В.Герасимова, П.П.Кончаловского, Д.Щербиновского и Н.П.Ульянова. Работал художником-декоратором Малого театра совместно с К.Ф.Юоном, осуществлял праздничное оформление центральных площадей Москвы (1924–1937). Участвовал в разработке советского дизайна 1930-х, создавая феерически-зрелищные, новаторские композиции. Автор оформления ст. «Красносельская» Московского метрополитена, художественного оформления Государственного Исторического музея (1935) и советского павильона на Всемирной выставке в Нью-Йорке (1939). Главный художник эскадры Краснознаменного Балтийского флота (1941–1943), главный художник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (1950–1954). Преподавал в Московском художественном училище «Памяти 1905 года» (1932–1936) и МГХИ им. В.И.Сурикова (1948–1950). С 1933 участник выставок. Персональные выставки: в Москве (1945, 1952, 1961, 1962, 1967) и Ленинграде (1962). Мастер пейзажа и жанрово-тематических композиций, посвященных природе и людям Каспия и средней полосы России, где изображены широкие морские или речные просторы. Своеобразие Ромаса как пейзажиста наиболее полно раскрылось в послевоенные годы, когда он создал ряд картин о преобразовательной деятельности советских людей, соединяющих реки, сооружающих искусственные моря. Для этих пейзажей Ромаса характерен большой формат, эпический подход к теме. Вместе с тем Ромасу не чужд интимный и лирический подход к природе. Это качество искусства художника раскрывается в многочисленных картинах и этюдах, созданных во время путешествий на Каспийское море и на Нижнюю Волгу.

Комментариев нет:

Отправить комментарий