вторник, 14 апреля 2020 г.

Рокотов Федор

Рокотов Федор (около 1735, село Воронцово, ныне в черте Москвы, – 1808, Москва), живописец, портретист. Из крепостных князей Репниных, в детстве был отпущен на волю и получил хорошее образование. С 1760 г. учился и одновременно служил младшим преподавателем в петербургской Академии художеств. В 1765 г. академик живописи. В 1763 г. приезжал в Москву писать коронационный портрет Екатерины II (ныне – в ГТГ). С 1767 г. постоянно жил в Москве. По поручению Академии художеств выполнил ряд портретов членов Опекунского совета Московского воспитательного дома (П. Вырубова, И. Тютчева, оба – в ГТГ, С. Гагарина, в ГРМ, все – 1768). Впоследствии уклонялся от официальных работ, исполняя в основном частные заказы родовитых московских семей. Создал фамильные галереи Воронцовых, Голицыных, Барятинских, Румянцевых, вместившие представителей нескольких поколений. В портретах с большим мастерством соединял строгость формы, благородство, возвышенную идеальность истолкования личности с тонким психологизмом и лирической камерностью образного решения (портреты А. Воронцова, конец 1760-х гг., Н. и А. Струйских, 1772, неизвестной в розовом платье, 1770-е гг., В. Новосильцевой, 1780, И. Барятинского, начало 1780-х гг., все – в ГТГ). В 1770–80-х гг. Рокотов был хорошо известен в Москве как «славный» живописец, жил в собственном доме на Старой Басманной, где имел учеников. Состоял подписчиком просветительского журнала Н. Новикова «Утренний свет», по всей вероятности, примкнул к масонам, сблизился с просвещенными представителями дворянской интеллигенции, оппозиционно настроенными по отношению к петербургскому придворному кругу. В середине 1770-х гг. выполнил портрет А. Сумарокова (ГИМ). 

Блистательного расцвета достигает портретная живопись во второй половине XVIII века. Ее крупнейший представитель - Ф. С. Рокотов (около 1735-1808 или 1809). Современники говорили, что он писал, «проникая во внутренность души». Художник был мастером интимного портрета, передающего тончайшие душевные переживания. Особое очарование рокотовским портретам придает легкий и воздушный колорит. В 1765 г. художник получил звание академика. Однако он не прельстился заказами двора и переехал в Москву. Здесь начинается наиболее значительный период его творчества. Исчезает яркая и пестрая петербургская манера, в работах появляется та чудесная серебристость красок, за которой закрепилось название «рокотовской». Москвичи скоро полюбили своего талантливого художника. Ему позировали поэты А. П. Сумароков и В. И. Майков (автор нашумевшей в то время поэмы «Елисей»), юный Н. П. Румянцев, ставший впоследствии крупнейшим собирателем книг, и Д. П. Бутурлин, чья замечательная библиотека славилась в Европе своими редкими изданиями.

Несмотря на то, что Рокотов был очень известен, о его жизни нет почти никаких сведений. В делах бывшего Каменного приказа говорится, что в 1782 г. у Рокотова был свой дом «в Старой Басманной», но владел он им недолго. Сообщая в январе 1809 г. о смерти Рокотова, его племянники указывают адрес на Воронцовской улице. Однако маловероятно, чтобы прославленный художник жил так далеко от центра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий