суббота, 14 марта 2020 г.

Раневская Фаина

Фаина Раневская (урожденная Фанни Фельдман; 15 (27) августа 1896, Таганрог – 1984) – актриса театра и кино. Современными журналистами именуется «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». В современном общественном сознании Раневскую чаще всего связывают со множеством ее собственных афоризмов, большинство из которых стали «крылатыми».

Один из биографов Фаины Матвей Гейзер писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской – то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: «Имя его не сходило с афиши, где он неизменно фигурировал в числе «и др.““«. Невзирая на небольшие, порой эпизодические, образы, зрители и режиссеры заприметили актрису уже после первой кинороли – госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма «Пышка» (1934). В кино она играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». Тем не менее, на киноэкране Раневская перевоплощалась в немалое количество персонажей – она была, помимо прочих, вспыльчивой дамой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947) и злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947). Примечательным низким голосом Раневской говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970). Почти четверть века Фаина играла в театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше – тишина»). Итогом 60-летней актерской карьеры Раневской стали неск. десятков ролей на сцене и ок 30 – в кино. В родном для Раневской Таганроге различными способами увековечена память актрисы: ее именем названа одна из улиц, установлен памятник, а на доме, где она родилась, висит мемориальная доска. В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века.

Фаина Раневская (урожденная Фельдман) родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Родители – уроженец местечка Смиловичи Минской губернии Гирш Фельдман (1863–?) и уроженка Лепеля Витебской губернии Милка Заговайлова (1872 – после 1945) – поженились 26 декабря 1889 года. Отец был купец, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, м-на, мельницы Симановича на Александровской улице и парохода «Святой Николай», впоследствии крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги. Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Бейла. К моменту рождения Фаины ее отец, почетный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, м-на строительных материалов и парохода «Святой Николай». В 1898 году семья переселилась в заново выстроенный отцом дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Камбурову. Обучалась в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив ее. В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. Увлекалась театром с 14 лет, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга). В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла ее первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой. Родители и брат Раневской в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге. Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актерской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась »на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась – почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе, но там она однажды совершала прогулку с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской на гору Митридат. По пути на гору решили заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Вспоминает Фаина Георгиевна: Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры – всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

– Денег жаль, зато как красиво они улетают! – Да ведь Вы Раневская! – воскликнул спутник. – Только она могла так сказать! Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не все, совсем не все…

Не окончив частную театральную школу, играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье (Малаховский дачный театр) (1915), Керчь, Феодосия (1915–1916), Ростов-на-Дону (1916–1917), Передвижной «1-й советский театр» (1918–1924), Бакинский рабочий театр (1925–1927 и 1929–1931), Архангельский драматический театр (1927), Смоленский драматический театр (1927–1928), Сталинградский драматический театр (1928–1929), а затем в московских, включая театр Московского отдела народного образования (1924), Камерный театр (1931–1935), центральный театр Красной Армии (1935–1939), театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943–1949), театр им. А. С. Пушкина (1955–1963), театр им. Моссовета (1949–1955 и 1963–1984). Ее учителем была Павла Леонтьевна Вульф. Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссером Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа. Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая ее порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности кроется секрет ее сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объему фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали емкость и образность, равно как и отсутствие «внутренней цензуры», свобода суждения (напр., в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутье позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс. Актриса любила читать Пушкина и, по ее собственным воспоминаниям, «у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть – Пушкин». Дебютировала в кино в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». В 1939–1941 гг. – актриса киностудии «Мосфильм», в 1941–1943 гг. – актриса Ташкентской киностудии. Член Союза кинематографистов СССР. Фаина мечтала сыграть у Эйзенштейна и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный», однако ее не утвердили высшие органы. Роль получила Серафима Бирман. Вину Раневская перекладывала на «пятый пункт в паспорте», в то время как у Бирман в этом пункте стояло: «молдаванка». Раневская переживала смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: »Есть люди, в которых живет Бог, есть люди, в которых живет дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живет Бог!». На что режиссер ответил: »Если во мне живет Бог, то Он в меня сослан». (запись датирована 14 января 1948 года). Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»). В конце жизни с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите – умерла от отвращения». Умерла после перенесенных инфаркта и пневмонии.

Комментариев нет:

Отправить комментарий