воскресенье, 22 марта 2020 г.

Манизер Матвей

Манизер Матвей (1891–1966) – скульптор, вице-президент Академии художеств СССР (с 1947 г.); доктор искусстведения. Сын живописца Г. Манизера. С 1899 г. посещал начальную школу при Центральном училище технического рисования барона Штиглица в Петербурге, занимался в мастерской В. Савинского (1908–09). Окончил физико-математический факультет Петербургского университета (1909–13), параллельно занимался лепкой у скульптора И. Андреолетти; окончил Высшее художественное училище при Академии художеств (1911–16), где обучался сначала у Г. Залемана, с 1913 г. – у В. Беклемишева, усвоив традиции русской академической школы. К 30 годам получил 3 разных высших образования: университетское математическое, в консерватории по классу виолончели и скульптурное в Академии художеств, которое стало смыслом его жизни. Очень много работал на педагогическом поприще. Постоянно жил в Москве с 1941 г. Первая московская работа – рельеф «Рабочий» (цемент, 1920–21, ныне на фасаде Петровского пассажа). Участвовал в скульптурном оформлении станций Московского метро «Пл. Революции» (1937–39; 20 парных композиций в небольших угловых нишах) и «Измайловский парк» (1944; скульптуры партизан). Сталин оценил скульптуры, созданные Манизером и находящиеся на станции метро «Пл. Революции» – «Как живые!». Позже вручил ему премию в честь самого себя и 100 тысяч рублей, которые скульптор отдал в Фонд обороны. Таким образом, поставив точку в споре архитектора Алексея Душкина и Манизера. Душкин до этого уже проектировал станцию метро «Кропоткинская», без скульптур. И на этой станции так же не планировал их установку. Но их установили, отлили в бронзе, доставшуюся от церковный колок.в, сносимых тогда храмов, в 1937 году. По-видимому, освященный в свое время металл, до сих пор приносит удачу людям. Станция «Пл. революции» является рекордсменом по загадыванию желаний и натиранию разных частей, находившихся там 76 статуй. Всего на станции 20 образов, которые повторяются по 4 раза, а две из них только два. Скульптуры изображают героев того времени, их профессии. 6 образов имеют реальных персонажей. Сложным было посадить скульптуры в нишах. Создавал памятники, отличающиеся четкой завершенностью контуров и объема: И. Репину на Болотной пл. (1958), бюст И. Павлова перед зданием МГУ на Воробьевых горах (1954), надгробие художника Г. Ряжского на Введенском кладбище (1954). Скульптор-монументалист поставил более 40 статуй известных людей в разных городах России и других странах мира, огромное количество скульптурных портретов и других работ. Снимал посмертную маску Сталина. Всего было сделано 10 копий и две находятся сейчас за границей. Маска Манизера наиболее точное изображение вождя.  На копиях старались уже приукрасить лицо: убрали следы от оспы, усы и брови сделали пышнее. И руки вождя оставили в покое, поскольку левая рука у Сталина с молодости была сохнущая (болезнь Эрба). Не видно следов вскрытия черепа.

Вместе со своей женой Еленой Янсон-Манизер создал серию физкультурных образов. Самая известная скульптура «Дискобол», разошедшаяся многочисл. копиями в парки и на стадионы. Работы его жены на спортивную тематику, мы можем видеть в оформлении метро «Динамо» в 24-х мраморных барельефах. Оформляла метро «Добрынинская». Помимо спортивной тематики выполнила серию движения в танце. В Питере и в Москве изобразила балетные образы, а также много скульптур известных балерин своего времени: Галины Улановой, Майи Плисецкой, Суламифь Мессерер, Марины Колпакчи-Кузнецовой и др. Возможно, это ее скульптура балерины видна из-за забора особняка. Она умерла в 1971 году, в 81 год, похоронена с мужем на Новодевичьем кладбище.

Комментариев нет:

Отправить комментарий