Прокофьев Сергей (1891, имение Сонцовка Екатеринославской губернии – 1953, Москва) – композитор, пианист, дирижер. Родился в семье агронома; музыкой занимался с матерью. Посещения Москвы в ранние годы (1899, 1902, 1903) принесли Прокофьеву яркие театральные впечатления (оперные спектакли Большого театра, знакомство с С. Танеевым, определившее развитие Прокофьева как музыканта). Летом 1902 и 1903 гг. учился у Р. Глиэра, приглашенного в Сонцовку из Москвы в качестве домашнего учителя. В годы учебы в Петербургской консерватории (в 1909 г. окончил ее по классу композиции, в 1914 г. – по классу фортепьяно) начал публично выступать в Москве с исполнением своих произведений; практически каждый концерт вызывал бурную полемику и был событием музыкальной жизни. Первое выступление Прокофьева-пианиста состоялось 6 марта 1910 г.; 7 августа 1912 г. в Народном доме исполнил 1-й кон.рт для фортепьяно с оркестром под управлением К. Сараджева. Первое исполнение в Москве симфонической музыки Прокофьева относится к 1911 г. (симфоническая картина «Сны» под управлением Сараджева – 14 июля, симфонический эскиз «Осеннее» под управлением А. Метнера – 1 августа на открытой эстраде в Сокольниках). 18 февраля 1917 г. состоялся первый в Москве авторский кон.рт Прокофьева, в котором он участвовал как солист. В период длительного пребывания Прокофьева за границей (1918–32) в Москве продолжала звучать музыка Прокофьева, сохранявшего дружеские связи с Н. Мясковским и др. Во время двухмесячных гастролей в СССР в нач. 1927 г. с почестями встреченный музыкальной общественностью Москвы Прокофьев дал 11 кон.ртов: 5 симфонических (кон.рт 24 января включал 3-й фортепьянный кон.рт в исполнении автора и Персимфанса, кон.рт 27 февраля – Классическую симфонию под управлением Сараджева) и 6 камерных, в которых кроме самого Прокофьева участвовали К.Н. Игумнов, Квартет имени Бетховена и др. В 1927 г. Большой театр осуществил постановку оперы Прокофьева «Любовь к трем апельсинам». Вернувшись в 1932 г. в СССР, Прокофьев поселился в Москве. В 1934 г. написал музыку к кинофильму «Поручик Киже» (по Ю. Тынянову), в 30–40-х гг. сотрудничал с С. Эйзенштейном (музыка к кинофильму «Александр Невский», 1938, «Иван Грозный», 1942), А. Таировым (музыка к спектаклю Камерного театра «Египетские ночи», 1934), В. Мейерхольдом, С. Радловым, Л. Лавровским, Н. Головановым, Д. Ойстрахом и Л. Обориным (первые исполнители двух сонат для скрипки и фортепьяно), С. Рихтером (первый исполнитель 7-й и 9-й сонат для фортепьяно); пользовался поддержкой Н. Мясковского. В эти годы в Москве состоялись премьеры кантаты «Александр Невский» (17 мая 1939, под управлением автора), оперы «Семен Котко» (23 июня 1940, Оперный театр имени К. Станиславского), балета «Золушка» (21 ноября 1945, Большой театр, в главной роли – О. Лепешинская), Симфонии-кон.рта для виолончели с оркестром (18 февраля 1952 под управлением Рихтера, солист М. Ростропович), 7-й симфонии (11 октября 1952, под управлением С. Самосуда). Последнее выступление Прокофьева-дирижера состоялось 13 января 1945 (премьера 5-й симфонии). 22 декабря 1946 впервые в Москве в Большом театре был поставлен шедевр творчества Прокофьева – балет «Ромео и Джульетта» (в главной роли – Уланова). В 1936–41 гг. Прокофьев жил на улице Земляной вал, 14–16 (памят. доска); в 1943 г., вернувшись из эвакуации, – в гостинице «Москва» (ул. Охотный ряд, 2); в 1944–47 гг. – на Можайском шоссе, 11/13 (Большая Дорогомиловская ул., 31); в 1947–63 гг. – в проезде Художественного театра (Камергерский пер., 6; памят. доска).
Композитор связан с Москвой еще с детства. Здесь в январе 1900 г. он впервые посетил оперный театр. Под впечатлением увиденного Прокофьев в девятилетнем возрасте написал две оперы. В 1902 г. с его сочинениями познакомился С. И. Танеев. Прокофьев не терял связи с известным композитором и впоследствии. «Эти редкие встречи, - вспоминал он, - оказали благотворное влияние на всю мою последующую творческую деятельность». По совету С. И. Танеева перед поступлением в Петербургскую консерваторию Прокофьев занимался у Р. М. Глиэра. Некоторые из произведений композитора были исполнены впервые в Москве, в частности Первый фортепианный кон.рт (7 августа 1912 г., Сокольнический круг). «Это было первое его исполнение и вообще первое мое выступление с оркестром, как пианиста», - рассказывает Прокофьев. 1918-1932 гг. композитор прожил за рубежом. В 1927 г. он с огромным успехом дал неск. кон.ртов в Москве. «Можно себе представить степень моего волнения и подъема!» - писал Прокофьев, вспоминая о своем приезде. Жил он в гостинице «Метрополь» (пл. Свердлова, 2/4, сейчас Театральная площадь). Здесь у композитора бывали его старые друзья - Н. Я. Мясковский и Б. В. Асафьев. Возвращение на родину благотворно сказалось на творчестве композитора. По словам Д. Кабалевского, «новые произведения Прокофьева зазвучали с симфонических и камерных кон.ртных эстрад, с киноэкранов, со сцены драматических, а неск. позже и оперно-балетных театров. И в этих произведениях мы услышали новый голос Прокофьева, словно помолодевший и окрепший от воздуха родной страны». В 1939 г. Прокофьев пишет оперу «Семен Котко» по повести В. Катаева «Я сын трудового народа», в 1940 г. - оперу «Обручение в монастыре» по комедии Р. Шеридана «Дуэнья». В 1936 г. был закончен балет «Ромео и Джульетта», вошедший в сокровищницу советской и мировой музыки. В 1938 г. Прокофьев написал кантату «Александр Невский», в которой в монументально-эпических образах рассказал о героическом прошлом русского народа, а в 1941 г. работал над балетом «Золушка». В эти годы он жил в доме № 14/16 на улице Чкалова (Земляной вал). В 1943 г. Прокофьев жил в гостинице «Москва» (ул. Охотный ряд, 2), где работал над музыкой к кинофильму «Иван Грозный». В кон. 1944 г. композитор поселился на Можайском шоссе в доме № 11/13. Несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев написал за эти годы ряд значительных симфонических и камерных произведений, создал балет «Сказ о каменном цветке» (1949 г.) и вторую редакцию оперы «Война и мир» (1953 г.), которые явились большим вкладом в советское музыкальное искусство. Последние годы жизни композитора прошли в доме № 6 по проезду Художественного театра (Камергерский пер., 6 – прим. ред). Как указывал Б. В. Асафьев, «Прокофьев - творческое явление колоссального размаха. Вот искусство, которого так жаждет наша действительность, - искусство дерзкое, волевое, сильное и вместе с тем заразительно-радостное, простое и здоровое. В нем поет стихия света и тепла, в нем претворилась солнечная энергия и звучит неискоренимая тяга к жизни и к борьбе за нее».
Имя Прокофьева присвоено государственному струнному квартету и детской музыкальной школе № 1 (Токмаков пер., 8), в которой в 1968 г. открыт музей Прокофьева, а во дворе школы установлен памятник.
Композитор связан с Москвой еще с детства. Здесь в январе 1900 г. он впервые посетил оперный театр. Под впечатлением увиденного Прокофьев в девятилетнем возрасте написал две оперы. В 1902 г. с его сочинениями познакомился С. И. Танеев. Прокофьев не терял связи с известным композитором и впоследствии. «Эти редкие встречи, - вспоминал он, - оказали благотворное влияние на всю мою последующую творческую деятельность». По совету С. И. Танеева перед поступлением в Петербургскую консерваторию Прокофьев занимался у Р. М. Глиэра. Некоторые из произведений композитора были исполнены впервые в Москве, в частности Первый фортепианный кон.рт (7 августа 1912 г., Сокольнический круг). «Это было первое его исполнение и вообще первое мое выступление с оркестром, как пианиста», - рассказывает Прокофьев. 1918-1932 гг. композитор прожил за рубежом. В 1927 г. он с огромным успехом дал неск. кон.ртов в Москве. «Можно себе представить степень моего волнения и подъема!» - писал Прокофьев, вспоминая о своем приезде. Жил он в гостинице «Метрополь» (пл. Свердлова, 2/4, сейчас Театральная площадь). Здесь у композитора бывали его старые друзья - Н. Я. Мясковский и Б. В. Асафьев. Возвращение на родину благотворно сказалось на творчестве композитора. По словам Д. Кабалевского, «новые произведения Прокофьева зазвучали с симфонических и камерных кон.ртных эстрад, с киноэкранов, со сцены драматических, а неск. позже и оперно-балетных театров. И в этих произведениях мы услышали новый голос Прокофьева, словно помолодевший и окрепший от воздуха родной страны». В 1939 г. Прокофьев пишет оперу «Семен Котко» по повести В. Катаева «Я сын трудового народа», в 1940 г. - оперу «Обручение в монастыре» по комедии Р. Шеридана «Дуэнья». В 1936 г. был закончен балет «Ромео и Джульетта», вошедший в сокровищницу советской и мировой музыки. В 1938 г. Прокофьев написал кантату «Александр Невский», в которой в монументально-эпических образах рассказал о героическом прошлом русского народа, а в 1941 г. работал над балетом «Золушка». В эти годы он жил в доме № 14/16 на улице Чкалова (Земляной вал). В 1943 г. Прокофьев жил в гостинице «Москва» (ул. Охотный ряд, 2), где работал над музыкой к кинофильму «Иван Грозный». В кон. 1944 г. композитор поселился на Можайском шоссе в доме № 11/13. Несмотря на тяжелую болезнь, Прокофьев написал за эти годы ряд значительных симфонических и камерных произведений, создал балет «Сказ о каменном цветке» (1949 г.) и вторую редакцию оперы «Война и мир» (1953 г.), которые явились большим вкладом в советское музыкальное искусство. Последние годы жизни композитора прошли в доме № 6 по проезду Художественного театра (Камергерский пер., 6 – прим. ред). Как указывал Б. В. Асафьев, «Прокофьев - творческое явление колоссального размаха. Вот искусство, которого так жаждет наша действительность, - искусство дерзкое, волевое, сильное и вместе с тем заразительно-радостное, простое и здоровое. В нем поет стихия света и тепла, в нем претворилась солнечная энергия и звучит неискоренимая тяга к жизни и к борьбе за нее».
Имя Прокофьева присвоено государственному струнному квартету и детской музыкальной школе № 1 (Токмаков пер., 8), в которой в 1968 г. открыт музей Прокофьева, а во дворе школы установлен памятник.
Комментариев нет:
Отправить комментарий