Олег Борисов родился в 1929 году в Приволжске Ивановской области. Отец – директор сельхозтехникума. Мать – агроном. Мама назвала старшего сына в честь бельгийского наследного принца Альберта, который поразил ее воображение во время своего визита в Москву. Но в детстве все звали его Аликом, а в школе-студии МХАТ стали звать Олегом. Так и пошло, хотя в паспорте он всегда оставался Альбертом. В 1951 году Олег окончил Школу-студию при МХАТ и стал актером Киевского русского драматического театра имени Леси Украинки. В 1964 году Борисов перешел в труппу Ленинградского Большого драматического театра имени Горького, где под руководством известного театрального режиссера Г.Товстоногова актер создал яркие запоминающиеся образы - например, принц Гарри в «Короле Генрихе IV» В.Шекспира, Григорий Мелехов в «Тихом Доне» по М.А.Шолохову, Сиплый в «Оптимистической трагедии» Вс.Вишневского. В 1989-1990 годах Олег Борисов выступал на сцене МХАТа, а с 1989 года - в Центральном театре Советской Армии, где он запомнился блестяще исполненной ролью императора Павла в «Павле I» Д.С.Мережковского. С 1991 - художественный руководитель и едущий актер Театра «Антреприза Олега Борисова» (Москва). В кино с 1955 года, исполнил более 70-ти ролей. Режиссер-постановщик фильма «Стежки-дорожки» (совм. с А.Войтецким). Работал на радио (с 1975, как чтец и постановщик радиоспектаклей) и телевидении (с 1965). В Киеве на Андреевском спуске выдающемуся актеру театра и кино в 1999 году открыт памятник. Выпускник студии МХАТ, Борисов работал в Киевском театре русской драмы имени Леси Украинки, когда начал сниматься в кино на киностудии имени Довженко. Он дебютировал в эпизоде в фильме Марка Донского «Мать». И только через пять лет в кино сыграл свою первую главную роль в картине «За двумя зайцами» (1961) - незадачливого плута Голохвостого. Комедийное амплуа с тех пор за Олегом Ивановичем как-то не закрепилось. Хотя он умел шутить - и смешно, и зло. Он играл разные грани смешного: сарказм, иронию, гиньоль... Наверное, только пустую веселость он бы сыграть не сумел. Но его «веселый талант» остался почти невостребован. Был, правда, Кочкарев в «Женитьбе». Куда, казалось бы, прожженнее. Заигравшееся в цинизм одиночество. Чаще использовали его «рефлектирующий талант» в ролях сомневающихся интеллигентов и трагических героев. Зрители и критика особо отметили его игру в картине «Рабочий поселок» Владимира Венгерова, который вышел в 1965 году. В персонажах актера всегда жил потаенный бунт - противопоставление собственной личности окружающему миру, его законам, которым герои Борисова не хотели подчиняться. Это укрупняло характеры там, где драматургия предлагала усредненность или некий шаблонный вариант. Готовность к борьбе, постоянное внутреннее напряжение и огромный запас энергии выделяли персонажей Борисова, подчеркивая их неординарность, несомненную духовную силу и значительность. Так произошло в картине «Балтийское небо» (1961) в роли летчика Татаренко, которому актер придал иные масштабы, нежели те, которые были в литературном варианте экранизации романа Николая Чуковского. В комедии Эльдара Рязанова «Дайте жалобную книгу» (1964) журналист Никитин становится заметной фигурой благодаря игре Олега Борисова, владевшего и комедийным и драматическим жанром. Наиболее серьезные кинороли Борисова связаны с теми сценариями и картинами, когда актеру изначально было дано открыть трагическую обреченность человека, ощущающего обособленность, отдельность своего пути. Человека неуживчивого, недемократичного (в худшем и лучшем смысле этого слова), не позволяющего никому приручить себя, непокорного и властного. Такие герои актера оставляли за собой право на язвительно-горькую иронию и самоиронию. Скепсис разъедал их чувства, надежды, ожидания. Поэтому именно Олег Борисов стал идеальным исполнителем главных ролей в фильмах Вадима Абдрашитова «Остановился поезд» (1982), «Парад планет» (1984) и «Слуга» (1988). В картине «Остановился поезд», исполненной откровенной, предперестроечной взрывчатостью, играя следователя-праведника Ермакова, Олег Борисов постепенно открывал лик холодного догматика, для которого не существуют живые реальные люди с их ошибками, невольными поражениями, болью, искривленными судьбами. Строка закона, по сути, истребляла нравственность - так играл Борисов. Этот фильм случился в трудный для Борисова период: Абдрашитов решился пригласить его в свой фильм, несмотря на то, что его официально запретили снимать в кино. Дело было в том, что однажды Олег Иванович отказался продолжать съемки в картине Александра Зархи «26 дней из жизни Достоевского» (1980) в разгар работы из-за принципиальных разногласий с режиссером. Он боялся, что в кино после этого фильма останется «опереточный Достоевский». И был наказан отлучением от кино на два года, а на съемочной площадке его заменил Анатолий Солоницын. В «Параде планет» Борисов сыграл астрофизика Костина, человека вырванного из реальности. Странный, загадочный мир предстал на экране в этой «почти фантастической истории». «Накрытые ракетной установкой» во время военных учений, оставаясь людьми, герои превращались в «духов», встречались с прошлым, а в финале снова возвращались в свое настоящее, но уже другими, приобщившимися к историческому, современному, общечеловеческому опыту. Наконец в фильме «Слуга», Борисов создал партократа Гудионова, одного из хозяев умирающей державы, который оказывается дьяволом во плоти, давно продавшим или добровольно отдавшим свою душу ради власти. За роль в этом фильме Олег Борисов получил в 1989 году «Нику» в номинации «Лучшая мужская роль». Борисов из тех артистов, у которых не было взлетов и падений. По крайней мере видимых. Точнее, у него просто не было падений. То, что какие-то роли удавались меньше, было очевидно только ему одному. Странно только - почему ему все-таки в кино давали играть не самых симпатичных людей? Таким были и персонаж «Слуги», и профсоюзный подонок Рафферти в одноименном фильме (1980), который выбирает «правду», а на самом деле готов на все ради спасения собственной шкуры. Даже в «Проверке на дорогах» (1985) герой-партизан Соломин не внушает тех симпатий, каким нас учили другие комиссары. Хотя, конечно, и эта «концепция» не выдержит проверки «на Борисове»: был в его кинобиографии умный и влюбленный в свою профессию директор школы Свешников в картине Фрумина «Дневник директора школы» (1975), была картина «По главной улице с оркестром». Преддверием этих ролей была блестящая работа Олега Борисова в фильме «Крах инженера Гарина» (1973) по роману Алексея Толстого. Исполнение главной роли Борисовым подняло картину на неск. порядков, придав ей глубинный философский смысл: гениальный безумец инженер Гарин был готов уничтожить земной шар во имя гиперболизированной в его сознании идеи власти. В творческой судьбе Олега Борисова русская литературная классика имела большое значение в связи с его работами в театре и кино. Многие классические герои в исполнении автора обрели глубоко личностную окраску и вместе с тем органически вписывались в контекст авторской позиции писателя. Одним из первых на этом пути был герой рассказа Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» (телефильм был поставлен Валерием Рубинчиком в 1975 г). Бедный дворянин, озлобленный страдалец, заставлявший страдать других, - так играл Борисов, неск. варьируя привычные представления об этом герое. Почти безумен был в решении актера гоголевский Кочкарев (экранизация «Женитьбы» - 1977, снятая Виталием Мельниковым), нагнетающий суету, пытающийся тщетно растрачиваемой энергией заглушить тоску, ощущение пустого течения дней. Конечно, это и одна из лучших ролей Олега Борисова - Версилов в многосерийном телефильме «Подросток» (1983) по роману Достоевского. Крайность душевных проявлений, зыбкость моральных норм - и несомненная широта русской натуры, страсти особого рода, родственные равно как любви, так и ненависти, мучительство и мученичество, - все сошлось в Версилове Олега Борисова. Среди других ролей, запомнившихся зрителям, можно назвать Домешека в военной картине Виктора Трегубовича «На войне как на войне» (1968), Джона Сильвера в экранизированном Владимиром Воробьевым «Острове сокровищ» (1982). В театре, у Товстоногова, он играл все или почти все - в том смысле, что на Борисова понятие амплуа не распространялось. Пока не прошла «любовь», Товстоногов выжимал все, чем наградила природа артиста. Человеческого и артистического обаяния у него было хоть отбавляй, а не хватало чисто советского обаяния. Не зря тот же Товстоногов, зная, что следователь Шаманов из вампиловской пьесы «Прошлым летом в Чулимске» - роль, которую лучше, чем Борисов, никто не сыграет, отдал ее Кириллу Лаврову, артисту сугубо положительному с номенклатурной точки зрения. С Борисовым пьесу не пропустили бы. Не «пропустили» Олега Ивановича и в михалковскую «Родню». А какой мог бы получиться дуэт Мордюкова - Борисов! На «Мосфильме» не захотели слишком сильного социального накала. И не дали снимать Борисова. А он очень хотел. Театральные спектакли живут и умирают, иногда сильно «старея» по пути. Киноленты не умирают, они могут только бесконечно стареть. Но даже самые, казалось бы, актуально-современные роли Борисова не устарели, - все равно они были «над» (или «за»). Потому-то и отказывали ему в былые времена от некоторых ролей. Боялись сурового таланта. Жена Олега Алла (в девичестве Латынская), много лет проработала главным редактором творческого объединения «Телефильм» киностудии «Ленфильм». Алла: «Вместе мы прожили 40 лет легко, счастливо. Мы оба праздновали свои дни рождения в ноябре. Он ухаживал за мной долго, 3 года. И день нашей свадьбы - 3 февраля стал для нас главным праздником. Мы всегда отмечали его только дома, как и вообще все торжества. Мои «фирменные» праздничные блюда всегда менялись, хотя муж был скромен и неприхотлив в еде: ему нравилось все, что я готовила. И когда дома бывали застолья, он больше общался с друзьями, чем закусывал. Он вообще не придавал большого значения материальному: одежде, вещам. Для него надеть костюм с галстуком было проблемой: «Я же не Актер Актерыч», - ворчал он. Любил свитера, джинсы, куртки. А смокингом обзавелся, только когда стал читать в концертах» В 1956 г. у них родился сын Юрий. Получив разностороннее гуманитарное образование, он занимается также киноиндустриальной деятельностью. Юрий - режиссер телефильма «Бенефис несыгранных ролей» и кинокартины «Мне скучно, бес» с отцом в главной роли. Олег Борисов писал дневники 20 лет. Последние записи в нем сделал за две недели до смерти. И как-то обронил сыну Юрию: «Когда меня не станет, не спеши это публиковать». Лишь пять лет спустя, накануне юбилейной даты: 8 ноября великому актеру исполнилось бы 70, дневники Олега Борисова - книга «Без знаков препинания» - увидела свет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий