воскресенье, 22 марта 2020 г.

Врубель Михаил

Михаил Врубель (1856–1910) – живописец, представитель модерна, символист, мастер монументальных росписей, станковых картин, театральных декораций, портретов.

Родился в Омске. Сын военного юриста, председателя казанского военно-окружного суда, генерал-лейтенанта Александра Врубеля и Анны (урожденной Басаргиной). В 3 года лишился матери. Окончил Петербургскую и Одесскую гимназии, а также Одесскую рисовальную школу. Рано обнаружил интерес к живописи и музыке, но поступил на юридический факультет Петербургского университета. Изучал историю, философию, французский и латинский языки. Одновременно посещал вечерние классы Академии художеств. С 1880 года учился в Петербургской Академии художеств. Был образованным человеком, обладал трудоспособностью и наблюдательностью, умением анализировать натуру, добиваться максимальной точности изображения. В 1884 году был приглашен в Киев, где выполнил первой крупную работу – фрески Кирилловской ц. Для изображения апостолов художнику позировали душевнобольные из расположенной рядом психиатрической больницы. В 1887 году исполнил цикл эскизов для фресок во Владимирском соборе в Киеве. Работу ему закончить не дали, и он уехал в Венецию. Мозаики Сан-Марко и живопись Возрождения оказали огромное влияние на стиль Врубеля.

С 1889 года жил в Москве, но ьпериодически уезжал из Москвы в разные города России и Европы. Любовь к музыке привела Врубеля в частную оперу С. Мамонтова, и он принял участие в оформлении опер «Царская невеста» и «Сказка о царе Салтане». Некоторое время жил в доме Мамонтовых на Садовой-Спасской улице, где по его эскизам был построен и оформлен дворовый флигель. Занимался оформлением интерьеров дома Мамонтовых и ряда других московских особняков. Для кабинета Мамонтова Врубель написал картину «Демон сидящий». Летом 1890 г. в Абрамцеве начал заниматься майоликой. На одной из репетиций познакомился с певицей Надеждой Забелой. В 1896 году в Женеве состоялась их свадьба, после чего Забела выступала в труппе мамонтовской русской частной оперы (на ул. Б. Дмитровка, 6). В браке имел сына Савву, умершего во младенчестве. Входил в Абрамцевский кружок С. Мамонтова, был одним из руководителей Абрамцевской гончарной мастерской. В керамике Врубель открыл для себя люстр (блеск), переливающийся всеми цветами радуги. В конце 1891 года художник с семьей Мамонтовых уехал в Италию. В 1896 году создал декоративные панно для нижегородской выставки «Микула Селянинович», «Принцесса Греза». Периодически жил и работал в Абрамцеве, где руководил керамической мастерской, создавал майоликовые работы («Голова львицы», горельеф-маска для ворот московского дома Мамонтовых, 1891, ГТГ). Врубель неоднократно работал совместно с Ф. Шехтелем над отделкой «готических» интерьеров, в одухотворенно-изысканной линейной ритмике своих произведений приближаясь к стилю модерн (майоликовые скульптуры – детали оформления лестницы, 1894–96, и цикл панно «Времена года», 1899, для дома Морозовой на Спиридоновке; цикл панно на сюжеты из «Фауста» И. Гете для особняка А. Морозова во Введенском переулке, 1896, в том числе «Полет Фауста и Мефистофеля», ныне в ГТГ). По эскизу Врубеля и при его участии в 1899–1903 гг. на фасаде здания гостиницы «Метрополь» выполнено из майоликовых изразцов мозаичное панно «Принцесса Греза». Врубелю свойственно глубокое образное проникновение в стихию природного бытия, к его таинственным первоистокам, связывающим мир природы и человеческого существования («Пан», «К ночи», «Сирень», обе – 1900, все – в ГТГ). Врубель работал над романтическим образом Демона («Демон», 1890; «Демон поверженный», 1902, ГТГ), создал ряд экспрессивных, психологически выразительных портретов («С.И. Мамонтов», 1897, ГТГ); выполнил эскизы театральных костюмов и декораций для Частной русской оперы, найдя тонкое созвучие музыкальной и живописно-пластической образности (опера «Сказка о царе Салтане», 1900). С 1885 по 1902 год главной темой в искусстве художника и в живописи, и в скульптуре стали образы Демона – «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный» и т.д. В 1891 году Врубель осуществил серию иллюстраций к произведениям М. Лермонтова. «Демон дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный величавый», – писал художник. Врубель был преподавателем Строгановского училища на Рождественке, 11 – вплоть до обострения болезни. С 1901 года у художника появились признаки душевного заболевания, в следующем году его здоровье ухудшилось. С этих пор он часто находился в разных психиатрических клиниках; также у него был прогрессивный паралич и потеря зрения. Будучи больным, он продолжал писать. В конце своей трагической жизни безумный и ослепший художник утверждал, что он жил во все времена, строил готические соборы и вместе с Микеланджело расписывал Сикстинскую капеллу в Ватикане. Умер в петербургской клинике Бари от туберкулеза. А. Блок сказал: «Врубель пришел к нам как вестник, что в лиловую ночь вкраплено золото ясного вечера. Он оставил нам своих Демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим».
Первая московская квартира художника была на Мясницкой, 48 (здесь он жил у художника К. Коровин в 1889 г.), второй московской квартирой с 1889 г. стал особняк Мамонтова на Садовой-Спасской, 6 (также он часто бывал у него в Абрамцеве). Съемные квартиры Врубеля в Москве находились в Лубянском пр., 3 (в 1900-х гг.), на Пречистинке, 39 (в 1899–1900 гг.). Врубель был среди постоянных гостей адвоката Ф. Плевако на Новинском бульв., 18А. На квартире В. Поленова в Самарском пер., 22–24 в 1882-1889 гг. проходили еженедельные рисовальные вечера, в которых участвовал и Врубель.

В Москве:

В Москве прошла значительная часть жизни и творчества М. А. Врубеля (1856-1910). Переехав из Киева осенью 1889 г., он поселился в доме № 17 по Волкову переулку. М. А. Серов, товарищ Врубеля по Академии художеств, ввел его в кружок С. И. Мамонтова. Кипучая атмосфера этого кружка благотворно сказалась на творческом росте Врубеля. Вскоре он поселился в доме Мамонтова (Садовая-Спасская ул., 6) и в его огромном кабинете написал «Демона» (1890 г.). В 1890 г. по инициативе П. П. Кончаловского (отца художника) Врубелю были заказаны рисунки к произведениям М. Ю. Лермонтова, которые стали жемчужиной русской графики. Над ними Врубель работал в доме № 12 (не сохранился) по Б. Харитоньевскому переулку. Но все эти годы художник не порывает связи с С. И. Мамонтовым, участвует в его домашних спектаклях, пишет декорации в его оперном театре. В 1891-1892 гг. по проекту Врубеля была выполнена пристройка к дому С. И. Мамонтова (во дворе) - «с роскошным фасадом в романо-византийском вкусе. Скульптура вся собственноручная», - писал художник.В сер. 1890-х годов Врубель жил в гостинице «Париж» (находилась на углу Охотного ряда и Тверской). Здесь у него часто бывали близкие друзья В. Серов и К. Коровин. Некоторое время художник снимал квартиру в доме № 20 на Садовой-Самотечной улице. В 1896 г. он вновь жил у С. Мамонтова, а затем - в доме участника мамонтовского кружка архитектора К. Арцыбушева (Земляной вал, 47). Портрет К. Арцыбушева (1897 г.), так же как и портрет С. Мамонтова (1897 г.), принадлежит к сильнейшим произведениям Врубеля. В 1896 г. по заказу С. Мамонтова художник написал для Всероссийской Нижегородской выставки два больших панно - «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза». Они были отвергнуты правительственным комитетом и демонстрировались в отдельном павильоне, специально построенном для них С. Мамонтовым. Панно «Принцесса Греза», воспроизведенное в керамике, украшает сейчас один из фасадов гостиницы «Метрополь». После женитьбы в 1896 г. на известной певице мамонтовской оперы Н. И. Забела Врубель с женой поселился на Садовой-Сухаревской улице в доме № 13 (не сохранился). В 1899-1900 гг. он жил на Пречистенке в доме № 39. К этому времени относятся замечательные картины «Пан» (1899 г.) и «Царевна Лебедь» (1900 г.); в последней изображена жена художника. С 1900 г. Врубель жил в Лубянском проезде в доме № 3. 

В честь Врубеля названа детская художественная школа на Краснобогатырской ул., 19. Несколько залов ГТГ посвящены творчеству Врубеля.

Комментариев нет:

Отправить комментарий