понедельник, 16 марта 2020 г.

Брюллов Карл

Жизнь Карла Брюллова (1799–1852) была очень мало связана с Москвой. В декабре 1835 года он приехал в Москву и прожил здесь ок полугода. Первоначально он поселился у известного писателя А. Погорельского на Тверской улице (№ 15, дом не сохранился). Отсюда живописец переехал к Е. Маковскому, который, как служащий экспедиции кремлевских строений, имел казенную квартиру в Кремле, в Теремах. У Е. Маковского часто бывали его друг В. Тропинин, скульптор И. Витали, композитор А. Варламов, актер П. Мочалов. Москва сразу же полюбилась Брюллову. Он посещал гулянья под Новинским, ездил на Воробьевы горы любоваться панорамой города. Как вспоминают современники, художник ежедневно гулял по Кремлю, часто поднимался на колокольню Ивана Великого, где, обращаясь к своим московским друзьям, словесно рисовал десятки исторических картин. От Е. Маковского Брюллов перебрался к скульптору И. Витали на улицу Кузнецкий мост (№ 22-24, дом не сохранился). Здесь его посещал А. Пушкин и советовал художнику работать над полотном о жизни Петра I. В эти дни И. Витали выполнил бюст К. Брюллова. Воспользовавшись тем, что Брюллов позирует для И. Витали, Тропинин написал портрет художника, где изобразил его на фоне руин и дымящегося Везувия, стремясь подчеркнуть романтическую страстность Брюллова. «Да ведь и сам-то он совершенный Везувий!», - пояснял Тропинин зрителям. По свидетельству современника, Москва поняла, что с именем Брюллова соединена первая слава нашего отечества в Европе на поприще искусства и приняла его с радушием. 28 января 1836 года в помещении Художественного класса на Большой Никитской улице (дом № 14) московские художники, писатели и любители искусств устроили Брюллову торжественную встречу. В декабре 1835 г. Б. приехал в Москву и прожил здесь ок полугода К. П. Брюллов (1799-1852). Первоначально он поселился у известного писателя А. Погорельского (А. А. Перовского) на Тверской дом № 15, (не сохранился). Отсюда живописец переехал к Е. И. Маковскому, который, как служащий экспедиции кремлевских строений, имел казенную квартиру в Кремле, в Теремах. У Е. И. Маковского часто бывали его друг В. А. Тропинин, товарищ К. П. Брюллова по академии И. Т. Дурнов, скульптор И. П. Витали, композитор А. Е. Варламов, великий русский актер П. С. Мочалов. Москва сразу же полюбилась Брюллову. Он посещал гулянья под Новинским, ездил на Воробьевы горы любоваться панорамой города. Как вспоминают современники, художник «делал каждодневные прогулки по Кремлю», часто поднимался на колокольню Ивана Великого, где, обращаясь к своим московским друзьям, «он словесно рисовал десятки ярких исторических картин». От Е. И. Маковского Брюллов перебрался к скульптору И. П. Витали (Кузнецкий мост, 22-24, дом не сохранился). Здесь его посещал А. С. Пушкин. Он настойчиво советовал художнику работать над большим полотном о жизни Петра I. В эти дни И. П. Витали выполнил бюст К. П. Брюллова. Этот бюст - большая творческая удача скульптора. Воспользовавшись тем, что Брюллов позирует для И. Витали, Тропинин написал портрет художника. Он изобразил его на фоне руин и дымящегося Везувия, стремясь подчеркнуть романтическую страстность знаменитого творца «Гибели Помпеи». «Да ведь и сам-то он совершенный Везувий!» - пояснял Тропинин зрителям. По свидетельству современника, «Москва поняла, что с именем Брюллова соединена первая слава нашего отечества в Европе на поприще искусства и гостя она приняла со всем радушием своего древнего гостеприимства». 28 января 1836 г. в помещении Художественного класса на ~h30716#Большой Никитской, 14, (во дворе) московские художники, писатели и любители искусств устроили Брюллову торжественную встречу. «Статуи Аполлона Бельведерского, Минервы, Юпитера, украшающие залы, и рисунки учеников, развешанные по стенам, давали значение собранию». Большое оживление внес «1-й артист нашей сцены» М. С. Щепкин, читавший отрывки из Мольера. Но особое одушевление охватило зал, когда певец Н. В. Лавров исполнил, в сопровождении хора, специально написанные для этого дня стихи:

Искусства мирные трофеи
Ты внес в отеческую сень,
И был «Последний день Помпеи»
Для русской кисти 1-й день!
Привет тебе Москвы радушной,
Ты в ней родное сотвори
И, сердца голосу послушный,
Взгляни на Кремль и кисть бери.

По словам присутствовавших, это был праздник искусства.

Мировоззрение:

Гуманист. Не был религиозным человеком, христианином. А библейские сюжеты в его картинах были для него только материалом для изображения человеческих страданий и страстей. Это видно даже в росписи «царских врат» в Риме с образами Богоматери, Архангела Гавриила, а также апостолов Марка, Луки и Матфея.

Комментариев нет:

Отправить комментарий