Евгений Балашов (1920 – 1990) – военный летчик, участник Великой Отечественной войны, штурман 95-го гвардейского штурмового авиационного полка 5-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 2-го гвардейского штурмового авиационного корпуса 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта, гвардии старший лейтенант, майор запаса с 1955 года.
Родился в городе Рыбинск Ярославской области в семье матроса Волжского речного пароходства. В 1923 году с родителями переехал в город Москву. Здесь окончил семилетнюю школу и в 1940 году автомеханический техникум. Во время учебы занимался в аэроклубе Пролетарского р-на города Москвы. По окончанию учебы работал на 1-м государственном подшипниковом з-де. В 1940 году добровольно ушел в Красную армию. Был направлен в Балашовскую военно-авиационную школу пилотов. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. Закончив школу и курсы подготовки летчиков-штурмовиков, осенью 1942 года был направлен на фронт. 22 октября 1942 года прибыл рядовым летчиком в 950-й (с 1 мая 1943 года – 95-й гвардейский) штурмовой авиационный полк 267-й (с 1 мая 1943 года – 5-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. В составе полка воевал до победного мая 1945 года, прошел путь от рядового летчика до штурмана полка. Боевое крещение принял под Сталинградом на Юго-Западном фронте. В первых же сражениях молодой летчик показал себя смелым, талантливым и мужественным штурмовиком, мастером штурмового удара. Он прекрасно овладел техникой пилотирования. В одном из вылетов самолет Балашова был подбит, при возвращении домой был атакован немецкими истребителями. На плохо управляемой машине летчик сумел сбить один «мессер» и вернуться на свой аэродром. 12 боевых вылетов совершил над Сталинградом летчик-штурмовик Балашов. В 1943 году вступил в ВКП(б). В феврале 1943 года в р-не Дебальцево застопорилось движение наших подвижных соединений. Мешал сосредоточенный огонь вражеских орудий. На подавление артиллерии противника вылетела четверка штурмовиков во главе с Евгением Балашовым. На подходе к цели группа попала под жесточайший зенитный огонь. Самолет Балашова получил прямое попадание. Но устойчивая машина не потеряла управления. Штурмовики точно накрыли батареи противника, с неск. заходов подавили их. Однако едва отбомбились, как по радио получили новую задачу: атаковать «повисших» над нашими позициями трех корректировщиков. С первого захода балашовцы сбили один самолет. В это время из облаков на них свалилась группа истребителей. Самолет Балашова загорелся. Сам летчик был ранен в плечо. Не защищенную с хвоста машину добивали пушечным и пулеметным огнем неск. «мессершмиттов». Хвостовое оперение было разодрано в клочья. (Потом было подсчитано – двадцать восемь одних пушечных прямых попаданий в самолет Балашова.) На подходе к лесной поляне горящий самолет буквально задевал макушки деревьев. Вырвавшись на свободное пространство, машина мгновенно провалилась вниз. По инерции она юзом скользнула вперед, оставив позади отломившуюся хвостовую часть. Балашову хотел немедленно выскочить из кабины, но не смог: в результате обстрела фонарь намертво заклинило. Выбежавшие из леса танкисты были остановлены жестом летчика – они могли бы тоже погибнуть при взрыве самолета. В минуту смертельной опасности Балашов совершил невозможное. Он вместе с парашютом пролез в маленький квадрат форточки, что сбоку на фонаре, в которую проходит только голова человека. Впоследствии в нормальных условиях никому не удалось повторить этот выход через форточку! Благодаря этому Балашов остался живым. После госпиталя, летом 1943 года, Балашов вернулся в полк. В кон. августа началось новое наступление в Донбассе. Впереди была сильно укрепленная ж/д ст. города Бахмута, к которой наземные части не смогли прорваться. Балашов повел им на помощь восьмерку штурмовиков. Неск. заходов сделали летчики, расстреливая живую силу и технику яростно обороняющегося врага. Неприступная ранее ст. была занята нашими войсками. Побывав в освобожденном Артемовске, Балашов был свидетелем акта злодеяний гитлеровцев – в городе нашли замурованную шахту, в которой оказалось 5000 трупов мирных жителей. 10 сентября 1943 года Балашов получил боевое задание на штурмовку вражеского аэродрома. Но когда группа Балашова подходила к цели, то обнаружила еще один аэродром, на который садились только что вернувшиеся с задания «юнкерсы». Упустить столь благоприятный случай было нельзя, и командир принял решение атаковать оба аэродрома. Результат – 19 уничтоженных Ju 88, два бензозаправщика и более 30 человек летно-технического состава. Осенью-зимой 1943–1944 годов Балашов освобождал Запорожье, штурмовал врага на реках Молочная, Днепр, Ингулец. Затем были боевые вылеты в небе Польши, Чехословакии, Германии. В то время старший лейтенант Балашов уже занимал должность штурмана полка. К апрелю 1945 года гвардии старший лейтенант Балашов совершил 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку железнодорожных узлов, аэродромов, скоплений войск противника. В этих вылетах им сбито 4 фашистских самолета, уничтожено 25 танков, 60 автомашин, 8 паровозов и десятки железнодорожных вагонов, 3 цистерны с горючим, 5 складов с боеприпасами, 55 повозок, 7 полевых и 10 зенитных артиллерийских орудий, ок. 500 человек пехоты. В боевой характеристике командир авиаполка П. Ф. Федотов в 1945 году писал: Балашов Е. И. в полк прибыл рядовым летчиком и вырос до штурмана полка. Штурмовая подготовка и техника пилотирования отличные. На боевые задания всегда летает ведущим группы, в бою руководит смело и умело, сам проявляет мужество и героизм, увлекая за собой ведомых на отличное выполнение заданий. Последний, 139-й, боевой вылет гвардии капитан Балашов совершил в небе Берлина. После войны остался в армии. В 1947 году окончил Военно-воздушную академию. С 1955 года майор Балашов ушел в запас по состоянию здоровья. Жил в Москве. Вернулся на родной з-д. Первое время был помощником начальника кузнечного цеха, секретарем партийной организации того же цеха и, наконец, инженером-конструктором.
Родился в городе Рыбинск Ярославской области в семье матроса Волжского речного пароходства. В 1923 году с родителями переехал в город Москву. Здесь окончил семилетнюю школу и в 1940 году автомеханический техникум. Во время учебы занимался в аэроклубе Пролетарского р-на города Москвы. По окончанию учебы работал на 1-м государственном подшипниковом з-де. В 1940 году добровольно ушел в Красную армию. Был направлен в Балашовскую военно-авиационную школу пилотов. Здесь встретил начало Великой Отечественной войны. Закончив школу и курсы подготовки летчиков-штурмовиков, осенью 1942 года был направлен на фронт. 22 октября 1942 года прибыл рядовым летчиком в 950-й (с 1 мая 1943 года – 95-й гвардейский) штурмовой авиационный полк 267-й (с 1 мая 1943 года – 5-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. В составе полка воевал до победного мая 1945 года, прошел путь от рядового летчика до штурмана полка. Боевое крещение принял под Сталинградом на Юго-Западном фронте. В первых же сражениях молодой летчик показал себя смелым, талантливым и мужественным штурмовиком, мастером штурмового удара. Он прекрасно овладел техникой пилотирования. В одном из вылетов самолет Балашова был подбит, при возвращении домой был атакован немецкими истребителями. На плохо управляемой машине летчик сумел сбить один «мессер» и вернуться на свой аэродром. 12 боевых вылетов совершил над Сталинградом летчик-штурмовик Балашов. В 1943 году вступил в ВКП(б). В феврале 1943 года в р-не Дебальцево застопорилось движение наших подвижных соединений. Мешал сосредоточенный огонь вражеских орудий. На подавление артиллерии противника вылетела четверка штурмовиков во главе с Евгением Балашовым. На подходе к цели группа попала под жесточайший зенитный огонь. Самолет Балашова получил прямое попадание. Но устойчивая машина не потеряла управления. Штурмовики точно накрыли батареи противника, с неск. заходов подавили их. Однако едва отбомбились, как по радио получили новую задачу: атаковать «повисших» над нашими позициями трех корректировщиков. С первого захода балашовцы сбили один самолет. В это время из облаков на них свалилась группа истребителей. Самолет Балашова загорелся. Сам летчик был ранен в плечо. Не защищенную с хвоста машину добивали пушечным и пулеметным огнем неск. «мессершмиттов». Хвостовое оперение было разодрано в клочья. (Потом было подсчитано – двадцать восемь одних пушечных прямых попаданий в самолет Балашова.) На подходе к лесной поляне горящий самолет буквально задевал макушки деревьев. Вырвавшись на свободное пространство, машина мгновенно провалилась вниз. По инерции она юзом скользнула вперед, оставив позади отломившуюся хвостовую часть. Балашову хотел немедленно выскочить из кабины, но не смог: в результате обстрела фонарь намертво заклинило. Выбежавшие из леса танкисты были остановлены жестом летчика – они могли бы тоже погибнуть при взрыве самолета. В минуту смертельной опасности Балашов совершил невозможное. Он вместе с парашютом пролез в маленький квадрат форточки, что сбоку на фонаре, в которую проходит только голова человека. Впоследствии в нормальных условиях никому не удалось повторить этот выход через форточку! Благодаря этому Балашов остался живым. После госпиталя, летом 1943 года, Балашов вернулся в полк. В кон. августа началось новое наступление в Донбассе. Впереди была сильно укрепленная ж/д ст. города Бахмута, к которой наземные части не смогли прорваться. Балашов повел им на помощь восьмерку штурмовиков. Неск. заходов сделали летчики, расстреливая живую силу и технику яростно обороняющегося врага. Неприступная ранее ст. была занята нашими войсками. Побывав в освобожденном Артемовске, Балашов был свидетелем акта злодеяний гитлеровцев – в городе нашли замурованную шахту, в которой оказалось 5000 трупов мирных жителей. 10 сентября 1943 года Балашов получил боевое задание на штурмовку вражеского аэродрома. Но когда группа Балашова подходила к цели, то обнаружила еще один аэродром, на который садились только что вернувшиеся с задания «юнкерсы». Упустить столь благоприятный случай было нельзя, и командир принял решение атаковать оба аэродрома. Результат – 19 уничтоженных Ju 88, два бензозаправщика и более 30 человек летно-технического состава. Осенью-зимой 1943–1944 годов Балашов освобождал Запорожье, штурмовал врага на реках Молочная, Днепр, Ингулец. Затем были боевые вылеты в небе Польши, Чехословакии, Германии. В то время старший лейтенант Балашов уже занимал должность штурмана полка. К апрелю 1945 года гвардии старший лейтенант Балашов совершил 130 боевых вылетов на разведку и штурмовку железнодорожных узлов, аэродромов, скоплений войск противника. В этих вылетах им сбито 4 фашистских самолета, уничтожено 25 танков, 60 автомашин, 8 паровозов и десятки железнодорожных вагонов, 3 цистерны с горючим, 5 складов с боеприпасами, 55 повозок, 7 полевых и 10 зенитных артиллерийских орудий, ок. 500 человек пехоты. В боевой характеристике командир авиаполка П. Ф. Федотов в 1945 году писал: Балашов Е. И. в полк прибыл рядовым летчиком и вырос до штурмана полка. Штурмовая подготовка и техника пилотирования отличные. На боевые задания всегда летает ведущим группы, в бою руководит смело и умело, сам проявляет мужество и героизм, увлекая за собой ведомых на отличное выполнение заданий. Последний, 139-й, боевой вылет гвардии капитан Балашов совершил в небе Берлина. После войны остался в армии. В 1947 году окончил Военно-воздушную академию. С 1955 года майор Балашов ушел в запас по состоянию здоровья. Жил в Москве. Вернулся на родной з-д. Первое время был помощником начальника кузнечного цеха, секретарем партийной организации того же цеха и, наконец, инженером-конструктором.
Комментариев нет:
Отправить комментарий