Галина Уланова (1909 – 1998) – балерина, балетный педагог. Является самой титулованной и более всех награжденной среди всех народных артистов СССР.
Родилась в Петербурге в семье артистов балета Мариинского театра. Отец, Сергей Уланов, впоследствии стал балетным режиссером; мать, Мария Романова, была педагогом хореографического училища. К карьере балерины в детстве не стремилась. В 9 лет была принята в Петроградское хореографическое училище, где основными ее педагогами стали ее мать – Мария Романова (у нее дочь училась первые шесть лет), а затем Агриппина Ваганова. В 1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. После выпускного спектакля 16 мая 1928 Уланова была принята в труппу ленинградского Театра оперы и балета (позднее Ленинградский государственный театр оперы и балета им С.М.Кирова, с 1992 года и ныне – Мариинский театр). Первые выступления Галины Улановой на сцене театра сразу же привлекли к ней внимание критиков. Здесь же в 1929 году в возрасте 19 лет Уланова станцевала свою первую ведущую партию – Одетту-Одиллию в «Лебедином озере». В Кировском театре Уланова проработала до 1944 года. Среди других ее лучших ролей Жизель («Жизель» Адана, 1932), Маша («Щелкунчик» Чайковского, 1934), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, 1934). Но самым большим успехом Улановой стало создание неповторимого образа Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1940, балетмейстер Лавровский). По поводу перехода в Большой театр Уланова сказала: «В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли». В 1942 году прибыла в Алма-Ату, работала в труппе Казахского государственного академического театра оперы и балета в Алма-Ате, где исполнила партии Марии в «Бахчисарайском фонтане» Б.В.Асафьева, Жизель в одноименном балете А.Ш.Адана, а также выступала на кон.ртах. В 1944–1960 годах Уланова была ведущей балериной Большого театра, где также блистала в «Лебедином озере», «Ромео и Джульетте» (1947), «Бахчисарайском фонтане» (1944) и др. Вершиной трагедийного танца Улановой стала роль Жизели (особенно в сцене сумасшествия). Впервые Галина Уланова выступала в Вене в июле 1945 года. Исполняла седьмой вальс из «Шопенианы» и «Лебедя», «Вальс» Рубинштейна с партнером В. Преображенским. Первые гастроли Большого театра в 1956 году в Лондоне, где Уланова танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, они не видели со времен Анны Павловой. В 1960 году, в последний раз станцевав «Шопениану», она закончила карьеру балерины. Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году. С 1960 года и до кон. своей жизни Уланова работала в Большом театре балетмейстером-репетитором. Жительница этой высотки Фаина Раневская шутила: «Живу над хлебом и зрелищами!», – так как проживала на втором эт. над булочной и кинотеатром «Иллюзион». Этот последний, кстати, был единственным кинотеатром, где показывали фильмы без предварительного просмотра специальной комиссией. Из-за этого он часто бывал под угрозой закрытия, но знаменитые жильцы дома всегда спасали его.
Родилась в Петербурге в семье артистов балета Мариинского театра. Отец, Сергей Уланов, впоследствии стал балетным режиссером; мать, Мария Романова, была педагогом хореографического училища. К карьере балерины в детстве не стремилась. В 9 лет была принята в Петроградское хореографическое училище, где основными ее педагогами стали ее мать – Мария Романова (у нее дочь училась первые шесть лет), а затем Агриппина Ваганова. В 1928 году Уланова окончила Ленинградское хореографическое училище. После выпускного спектакля 16 мая 1928 Уланова была принята в труппу ленинградского Театра оперы и балета (позднее Ленинградский государственный театр оперы и балета им С.М.Кирова, с 1992 года и ныне – Мариинский театр). Первые выступления Галины Улановой на сцене театра сразу же привлекли к ней внимание критиков. Здесь же в 1929 году в возрасте 19 лет Уланова станцевала свою первую ведущую партию – Одетту-Одиллию в «Лебедином озере». В Кировском театре Уланова проработала до 1944 года. Среди других ее лучших ролей Жизель («Жизель» Адана, 1932), Маша («Щелкунчик» Чайковского, 1934), Мария («Бахчисарайский фонтан» Б. В. Асафьева, 1934). Но самым большим успехом Улановой стало создание неповторимого образа Джульетты в балете Прокофьева «Ромео и Джульетта» (1940, балетмейстер Лавровский). По поводу перехода в Большой театр Уланова сказала: «В Москву я никогда бы не переехала, да так власти распорядились, чуть ли не решение ЦК по этому поводу приняли». В 1942 году прибыла в Алма-Ату, работала в труппе Казахского государственного академического театра оперы и балета в Алма-Ате, где исполнила партии Марии в «Бахчисарайском фонтане» Б.В.Асафьева, Жизель в одноименном балете А.Ш.Адана, а также выступала на кон.ртах. В 1944–1960 годах Уланова была ведущей балериной Большого театра, где также блистала в «Лебедином озере», «Ромео и Джульетте» (1947), «Бахчисарайском фонтане» (1944) и др. Вершиной трагедийного танца Улановой стала роль Жизели (особенно в сцене сумасшествия). Впервые Галина Уланова выступала в Вене в июле 1945 года. Исполняла седьмой вальс из «Шопенианы» и «Лебедя», «Вальс» Рубинштейна с партнером В. Преображенским. Первые гастроли Большого театра в 1956 году в Лондоне, где Уланова танцевала Жизель и Джульетту и имела триумфальный успех, равного которому, по свидетельству зарубежных авторитетов, они не видели со времен Анны Павловой. В 1960 году, в последний раз станцевав «Шопениану», она закончила карьеру балерины. Свою сценическую деятельность балерина официально прекратила в 1962 году. С 1960 года и до кон. своей жизни Уланова работала в Большом театре балетмейстером-репетитором. Жительница этой высотки Фаина Раневская шутила: «Живу над хлебом и зрелищами!», – так как проживала на втором эт. над булочной и кинотеатром «Иллюзион». Этот последний, кстати, был единственным кинотеатром, где показывали фильмы без предварительного просмотра специальной комиссией. Из-за этого он часто бывал под угрозой закрытия, но знаменитые жильцы дома всегда спасали его.
Комментариев нет:
Отправить комментарий