суббота, 21 марта 2020 г.

Фролов Иван (философ)

Иван Фролов родился в селе Доброе Липецкой области. Окончив школу, он поступает на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова. Закончив его в 1953 г. (отметим, что одновременно Иван Тимофеевич посещает занятия на философском и на биологическом факультетах), он поступает в аспирантуру, по окончании которой защищает кандидатскую («Детерминизм и телеология», 1958 г.), а затем и докторскую («Проблемы методологии биологического исследования», 1965 г.) диссертации. Можно сказать, что именно с этого времени Иван Тимофеевич навсегда связывает свою жизнь с наукой. 

Академик И.Т. Фролов явился основоположником ряда крупных исследовательских направлений в философии. Его работы по проблемам философии естествознания, в частности биологии и генетики, были посвящены анализу мировоззренческих и методологических принципов познания живой природы. Исследуя проблемы детерминизма и телеологии в биологии, И.Т. Фролов обосновал концепцию «органического детерминизма», в которой вскрывается и теоретически утверждается многосторонняя, диалектическая связь противоположных аспектов функционирования и эволюции живой природы. Целесообразность в живой природе он рассматривал как сложную форму причинных отношений, которая характеризуется влиянием на организм не только постоянных факторов, связанных с непосредственными условиями его существования, но и факторов, случайных для этих условий. Под этим углом зрения им была проанализирована специфика взаимодействия «внешнего» и «внутреннего» на биологическом уровне («Жизнь и познание. О диалектике в современной биологии», 1981). Концепция органического детерминизма преодолевала крайности механистического детерминизма и телеологии, неоламаркизма и витализма, что позволило И.Т. Фролову показать «дополнительность» механицизма, противоположность диалектики и «лжедиалектики» (последнее понятие было введено в научный оборот И.Т. Фроловым). Огромное значение для развития отечественной философии и генетики имела книга «Генетика и диалектика», впервые опубликованная И.Т. Фроловым в 1968 г. В этой книге на основе анализа дискуссий вокруг генетики, имевших место в первой трети XX столетия как в отечественной, так и мировой науке, И.Т. Фроловым были вскрыты причины, методы и последствия разгрома отечественной генетики, была решена задача философского преодоления так называемого «лысенкоизма». Им была также разработана система методов биологии, которую он рассматривал как своеобразную «гносеологическую адаптацию» принципов материалистической диалектики к методологии биологического познания. Анализируя проблемы социальной и биологической адаптации человека к последствиям научно-технического процесса, И.Т. Фролов одним из первых в нашей стране обратился к научному исследованию глобальных проблем современности. Им были определены критерии выделения этих проблем, разработана их типология, сформулированы основные методологические и социально-этические регулятивы человеческой деятельности в условиях обострения глобальных проблем. Глобальные проблемы И.Т. Фролов понимал прежде всего как социально-этические: лишь гуманный человек и гуманизированная наука, по его мнению, способны использовать созданные обществом новую технику и технологии во благо человечества. Эти идеи легли в основу философского обоснования выдвинутой И.Т. Фроловым концепции «нового мышления», восходящей к «Манифесту Рассела-Эйнштейна» и получившей частичное практическое воплощение в период «перестройки» в нашей стране («О человеке и гуманизме. Работы разных лет», 1981). Большое внимание И.Т. Фролов уделял разработке социально-этических и гуманистических проблем научно-технического прогресса, обратившись в связи с этим к вопросам этики науки и, более конкретно, биоэтики («Современная наука и гуманизм», 1974; «Прогресс науки и будущее человека», 1975). Им была сформулирована идея внутреннего единства познавательных, ценностных и социально-практических принципов в современной науке, «человеческого измерения» научного и социального прогресса, необходимости «нового синтеза науки и гуманизма». Фролов показал, что социализация и гуманизация науки позволят создать условия для перехода «века биологии» в «век антропологии» - век «единой науки о человеке», преодолевающей дуализм естественно-научного и социо-гуманитарного познания человека. В своих работах он постоянно проводил идею комплексного, междисциплинарного подхода к изучению человека, в соответствии с которым философия в рамках общей антропологии («человековедения») выполняет триединую – интегративную, методологическую и ценностно-регулятивную – функцию по отношению к наукам, во все большей степени становящимся науками о человеке. Практическим воплощением этих идей должно было, по мысли Ивана Тимофеевича, стать создание в рамках Академии наук Института человека. Фролов принадлежал к тем ученым, кому удавалось успешно сочетать исследовательскую и организационную деятельность в науке. В 1980 г. ему поручается создание Научного совета при Президиуме АН СССР по комплексной проблеме «Философские и социальные проблемы науки и техники», бессменным председателем которого он являлся более 20 лет. Именно этот период - период, когда Иван Тимофеевич возглавлял работу Совета, - можно назвать, пожалуй, самым плодотворным в его деятельности. Это был период, когда в полной мере раскрылся не только его талант ученого, исследователя, но и крупного организатора. Достаточно сказать, что именно в эти годы им было опубликовано большинство работ, подготовлено и проведено множество совещаний, конференций и других научных мероприятий, среди которых в первую очередь необходимо упомянуть работу двух международных конгрессов, проведенных в Москве. Речь идет о VIII Международном конгрессе по логике, методологии и философии науки (1987 г.) и XIX Всемирном философском конгрессе (1993 г.), ставших важными событиями в истории не только отечественной, но и мировой философской науки. По инициативе Фролова впервые в системе академии наук были созданы Всесоюзный межведомственный Центр наук о человеке, журнал «Человек» и, наконец, Институт человека, бессменным директором которого он оставался до дня своей кончины 18 ноября 1999 года. В качестве Президента Российского философского общества И.Т. Фролов явился инициатором проведения двух Всероссийских философских конгрессов, которые впервые после распада Советского Союза создали базу объединения российских философов. Находясь на партийной работе: главный редактор журнала «Коммунист» (1986-1987 гг.), помощник Генерального секретаря ЦК КПСС (1987-1989 гг.), главный редактор газеты «Правда» (1989-1991 гг.), Секретарь ЦК КПСС (1989-1991 гг.) И.Т. Фролов продолжал свои философские исследования, спектр которых был необычайно широк - от социально-философских проблем развития науки и техники до сугубо экзистенциальных проблем смысла жизни, смерти и бессмертия. Широкую известность получили такие его труды, как «Генетика и диалектика» (1968), «Современная наука и гуманизм» (1975), «Прогресс науки и будущее человека» (1975), «Перспективы человека» (1979, 1983), «Сущность и значение глобальных проблем» (1981), «Жизнь и познание. О диалектике в современной биологии» (1981), «О смысле жизни, о смерти и бессмертии человека» (1985), «О человеке и гуманизме. Работы разных лет» (1989) и другие. Всего же из-под его пера вышло более двадцати книг и пятисот статей. Фролов был популяризатором философского знания. Под его руководством были созданы многие коллективные труды, среди которых особенно следует отметить принципиально новый двухтомный учебник «Введение в философию» (1990 г.), философско-энциклопедический словарь «Человек» (2000 г.), несколько изданий «Философского словаря» (последнее из них вышло в 2001 г.). Говоря об этой стороне деятельности И.Т. Фролова, нельзя не вспомнить также большой общественный резонанс, который имела его программа «Философские беседы», выходившая в 80-е годы на Центральном телевидении. Более четверти века Иван являлся профессором философского факультета МГУ им. Ломоносова, дал путевку в жизнь не одному десятку кандидатов и докторов философских наук. Плодотворная творческая и организаторская деятельность Фролова получила признание как в наше стране, так и за рубежом: в 1976 г. он избирается членом-корреспондентом, а в 1987 г. – действительным членом Российской академии наук. Он являлся также почетным членом Международной академии истории науки, первым Вице-президентом Международной федерации философских обществ, действительным членом Европейского общества культуры и многих других международных организаций. В своем последнем интервью журналу «Вопросы философии», опубликованном в связи с его 70-летием, Иван Тимофеевич говорил: «Я предложил озаглавить нашу беседу: «Загадка жизни и тайна человека» и добавить: «поиски и заблуждения», обозначив всего лишь два главных направления моих философских занятий и ограниченность их результатов: 1) исследование сущности жизни, философии и методологии биологического познания, включая его социально-этические, гуманистические компоненты; 2) комплексное, междисциплинарное изучение человека, человековедение, общую антропологию, в особенности философскую»[2]. Таким образом, как оказалось, Иван Тимофеевич сформулировал итоги своей научной работы. Данью уважения памяти талантливого ученого стало издание книги «Академик Иван Тимофеевич Фролов. Очерки, воспоминания, материалы» (2001 г.), а также трехтомного собрания «Избранных трудов академика И.Т. Фролова» (2002-2003 гг.). Признанием вклада, внесенного академиком И.Т. Фроловым в развитие философской (и не только философской) науки явилось также решение Ученого совета Института человека РАН, поддержанное Отделением философии, социологии, психологии и права РАН, о проведении ежегодных чтений, посвященных памяти этого выдающегося ученого («Фроловских чтений»). Практически в каждом докладе, прочитанном в ходе работы трех конференций, состоявшихся в рамках этих «Чтений», звучала мысль о том, что принципиальные научные исследования этого выдающегося ученого-философа – и, прежде всего, их методологическая основа - не утратили своего значения и сегодня. В связи с этим вспоминаются слова великого русского писателя Льва Николаевича Толстого, который писал: «Человек умер, но его отношение к миру продолжает действовать на людей, даже не так, как при жизни, а в огромное число раз сильнее, и действие это по мере разумности и любовности увеличивается и растет, как все живое, никогда не прекращаясь и не зная перерывов».

Комментариев нет:

Отправить комментарий