суббота, 21 марта 2020 г.

Тропинин Василий

Василий Тропинин (19 марта 1776, с. Карпово, Новгородская губ. – 1857, Москва) – живописец, мастер романтического и реалистического портретов.

Родился в селе Карпово Новгородской губернии в семье крепостного, Андрея, принадлежавшего графу Антону Миниху. Граф дал А. Тропинину вольную, а все члены семьи его остались крепостными и были переданы графу Моркову в качестве приданого за старшую дочь – Наталью; Андрей был вынужден поступить на службу к новому хозяину, который сделал его домоправителем. Ок. 1798 года Василий был отдан в обучение к кондитеру, однако, двоюродный брат графа Моркова убедил отдать имеющего прирожденный талант и склонность к рисованию юношу вольнослушателем в петербургскую Академию художеств. Здесь он занимался у С. С. Щукина. В 1804 году он был отозван в новое имение графа Моркова – в подольскую деревню Кукавку на Украине – и стал вместо умершего отца управляющим поместьем. Здесь до 1812 года он женился; у него появился сын – Арсений. До 1821 года жил, в основном, на Украине, где много писал с натуры, затем переселился в Москву вместе с семейством Морковых. В 1823 году в возрасте 47 лет художник наконец получает свободу. В сентябре 1823 года он представляет Совету Петербургской АХ картины «Кружевница», «Нищий старик» и «Портрет художника Е. О. Скотникова» и получает звание назначенного художника. В 1824 году за «Портрет К. А. Леберехта» ему присваивают звание академика. С 1833 года Тропинин на общественных началах занимается с учениками открывшегося в Москве публичного художественного класса (впоследствии Московское училище живописи, ваяния и зодчества). В 1843 году его избирают почетным членом Московского художественного общества. Всего Тропинин создал более 3000 портретов. Московская живопись стала самостоятельным течением русского искусства благодаря творчеству В. А. Тропинина. Только сильный, волевой характер помог художнику выдержать гнет крепостного права. Освобождения он добился лишь на склоне жизни, в возрасте 47 лет. Тропинин был крепостным И. И. Моркова, представителя верхушки московской знати. Крупный военный, Морков отличился при взятии Очакова и Измаила; в Отечественную войну 1812 г. был начальником московского ополчения. Но интересы искусства были ему абсолютно чужды. Некоторое время Тропинин обучался в Академии художеств, где получил несколько наград. Тогда из опасения потерять крепостного И. И. Морков вызвал Тропинина в свою усадьбу. Здесь художник, как впоследствии он рассказывал скульптору Н. А. Рамазанову, «вынуждаем был нередко красить колодцы, стены, каретные колеса», прислуживать лакеем за столом. Вместе с тем он не оставлял любимых занятий, писал портреты, обучал рисованию детей Моркова. В 1813 г. Тропинин ведал восстановлением дома Моркова, пострадавшего при пожаре Москвы. Здесь он почти безвыездно жил и в последующие годы. Владение Моркова занимало часть нынешнего дома № 6 по улице Тверской, примыкающую к проезду Художественного театра. В эти годы Тропинин много и плодотворно работал. Его имя становится очень популярным, и не только в Москве. По свидетельству Н. А. Рамазанова, «некоторые из генералов 1812 года... находились в Москве и... обращались к Тропинину, который и писал с них портреты, послужившие в Петербурге оригиналами иностранному художнику...». (Доу, для галереи портретов участников Отечественной войны 1812 г. в Зимнем дворце). В 1820 г. в петербургском журнале «Отечественные записки» появляется статья о творчестве художника. Благодаря усиленным хлопотам друзей художника и под влиянием общественного мнения Морков был вынужден в 1823 г. дать Тропинину отпускную. В январе 1824 г. Тропинин уехал в Петербург, где осенью получил звание академика. Но художнику не полюбилась бюрократическая обстановка художественной жизни Петербурга: «Все я был под началом, да опять придется подчиняться... то тому, то другому... Нет, в Москву!». В конце 1824 г. Тропинин вернулся в Москву. Дом, где находилась его скромная квартира, не сохранился (Волхонка, 9-11). «Мастерская Тропинина, - рассказывает Н. А. Рамазанов, - не бросалась в глаза ни цветистостью занавесей, ни щеголеватым камином, ни мягкою мебелью, ни оправлен­ными в серебро раковинами для сигарочного пепла... в ней никогда не было постороннего развлечения для посетителей, никакой роскошной обстановки... Здесь собственные произведения Василия Андреевича, повешенные без рам на стенах, составляли всю роскошь квартиры и вместе мастерской, в которой постоянно господствовали простота, тишина и уважение к труду». Художник любил Москву. В «Автопортрете» (1846 г.) он изобразил себя на фоне панорамы Кремля, открывавшейся из окон его мастерской. Про Тропинина говорили, что он переписал всю Москву. Ему позировали «старейшина» московских поэтов И. И. Дмитриев, скульптор И. П. Витали, друг А. С. Грибоедова С. Н. Бегичев, блестящий мастер акварельного портрета П. Ф. Сок.в, поэтесса Е. П. Ростопчина. Славой русского искусства является написанный художником портрет А. С. Пушкина (1827 г.). Тропинин был одним из первых живописцев, запечатлевших на своих полотнах мир купцов, горожан, ремесленников. С большим теплом написана им «Кружевница» (1823 г.), в которой передан облик городской девушки-работницы. Современники высоко ценили мастерство Тропинина. Прославленный К. П. Брюллов, посетив Москву, отказывался писать портреты, говоря: «У вас в Москве есть свой превосходный художник!». Из Петербурга он писал: «Я задыхаюсь от восторга... Радуйтесь, настает время, что и матушка-Москва может погордиться своими детушками! Спасибо от Питера Москве!». Лишь в конце своей жизни Тропинин переменил свою скромную квартиру, приобретя в 1855 г. окруженный фруктовым садом маленький домик в Замоскворечье (Б. Полянка, 44, не сохранился). Здесь он и умер в 1857 г. В 1969 году в Москве был открыт «Музей В. А. Тропинина и московских художников его времени».

Комментариев нет:

Отправить комментарий