четверг, 26 марта 2020 г.

Гончаров Иван (писатель)

Гончаров Иван (1812, Симбирск –1891, Петербург) – родился в купеческой семье. Учился в Московском коммерческом училище (1822–30). Окончил словесное отделение Московского университета (1831–34). 

В Москве:

С Москвой связаны детские и юношеские годы И. А. Гончарова (1812-1891). С 1822 по 1830 г. он учился в Коммерческом училище (Остоженка, 38), в 1831-1834 гг. - в университете. «Мы, юноши, полвека тому назад смотрели на университет как на святилище, - вспоминал впоследствии писатель, - и вступали в его стены со страхом и трепетом... Москва гордилась своим университетом, любила студентов, как будущих самых полезных, может быть, громких, блестящих деятелей общества... Даже простые люди, и те, при встречах, ласково провожали глазами юношей в малиновых воротниках». В студенческие годы нач.сь литературная деятельность Гончарова.

Творчество:

В 30-е гг. сблизился с семьей академика живописи Н. А. Майкова. В рукописных альманахах, составлявшихся в этой семье («Подснежник» и «Лунные ночи»), Г. поместил анонимно первые сочинения («Лихая болесть», 1838, «Счастливая ошибка», 1839). Первые стихотворные опыты Г. были подражанием романтическим поэтам. Из ранних произведений значителен очерк «Иван Саввич Поджабрин» (1842, опубликован 1848). В 1846 Г. познакомился с В. Г. Белинским, сыгравшим большую роль в творческой судьбе писателя. В 1847 опубликован первый роман Г. «Обыкновенная история». Белинский отметил в нем «...страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму!». В 1852–54 Г. участвовал в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина в экспедиции на военном фрегате «Паллада». Путевые впечатления составили цикл очерков «Фрегат ⌠Паллада”« (1858). В них с большим художественным мастерством изображены природа, психология, быт и нравы народов Европы и Азии. С 1856 Г. стал цензором, затем главным редактором официозной газеты «Северная почта» (1862– 1863), членом совета по делам печати. Второй роман Г. «Обломов» (1859) выразил антикрепостнические стремления русского общества, застой русской жизни и сознание необходимости обновления. В этом романе Н. А. Добролюбов увидел приговор крепостничеству, а в образе Обломова – типичный характер, порожденный отсталостью русской жизни, психологией косности и паразитического существования. В последнем романе «Обрыв» (1869), с одной стороны, сочувственно изображена ищущая молодая Россия (в образе Веры), критикуются дворянский либерализм и дилетантизм, показано крушение «старой правды», с другой – сказалось предвзятое отношение к «нигилизму» (образ Марка Волохова) и стремление найти положительное начало в помещичьей среде (образ бабушки). В последние годы жизни Г. написал очерки «Слуги старого века», «Превратность судьбы», рассказ «Литературный вечер», критические статьи. В лучшей своей статье «Мильон терзаний» Г. дал тонкую оценку «Горя от ума» А. С. Грибоедова и его сценического воплощения. Особое место занимают критические заметки Г. о собственных сочинениях: «Предисловие к роману ⌠Обрыв”« (1869), «Намерения, задачи и идеи романа ⌠Обрыв”« (1876), «Лучше поздно, чем никогда» (1879).

Г. вошел в историю литературы как мастер реалистической прозы. Его романы представляют своеобразную трилогию, в которой отражены существенные стороны жизни русского общества 40–60-х гг. 19 в. Три романа Г. объединены между собой единой проблематикой и группой характеров, черты которых повторяются в каждом романе, но соответственно эволюционируют в связи с изменениями в русской общественной жизни. Александр Адуев из «Обыкновенной истории» соответствует Обломову и Райскому («Обрыв») так же, как Петр Адуев – Штольцу и затем Тушину. Ценя предпринимателей как трезвых деловых людей, идущих на смену феодально-усадебному укладу, Г. в то же время не принимает их делячества и откровенного эгоизма, которые он распознал еще в первом романе (в образе Петра Адуева). Художественно совершенны женские образы, созданные Г.; героини отличаются энергией, умом, нравственной силой, верой в высокое назначение человека. Образы Лизаветы Александровны («Обыкновенная история»), Ольги («Обломов») и Веры («Обрыв»), отражающие прогрессивные стремления русского общества, принадлежат к числу лучших женских образов в рус. литературе. Изображение того, как застой и апатия сменялись пробуждением, своеобразно проявилось в каждой части трилогии. В «Обыкновенной истории», по словам самого Г., показана «ломка старых понятий и нравов – сентиментальности, карикатурного преувеличения чувств дружбы и любви, поэзии и праздности», необходимость дела «в борьбе со всероссийским застоем». В «Обломове» центр тяжести перенесен на обличение крепостнической усадьбы как источника помещичьего паразитизма. В основе романа «Обрыв» – пробуждение «потенциального обломовца» (Райский) и молодых сил из дворянской интеллигенции (Вера), противопоставленных дореформенному нигилисту (Марк Волохов). В статье «Что такое обломовщина?» Добролюбов охарактеризовал своеобразие реализма Г. как «уменье охватить полный образ предмета, отчеканить, изваять его». В. И. Ленин часто пользовался понятием обломовщины, видя в ней воплощение патриархальности, отсталости, паразитизма, лени и инертности.

В Москве:

В нашем городе он провел часть детства и юности. Приехал Иван в Москву из Симбирска и 8 лет учился в коммерческом училище, а затем - в 1830-1834 годах - на словесном факультете МГУ, после чего покинул Москву и уехал в Симбирск. Затем возможно он бывал в Москве только наездами.

Мировоззрение:

Православный христианин, но веру имел «душевную», неглубокую, слабую, размеренную, теплохладную. А больше писал о социальной жизни. Бог, конечно, есть, но ровно настолько, чтобы жить не мешал по-земному со своими страстями и привычками. Важно соблюдать обряды и успокаивать душу видимостью духовных потребностей. Но по сути жизненной потребности в Нем особо нет.
В то же время безверие всегда рождает «обломовщину» в разных проявлениях. И никакими революционными встрясками и преобразованиями ее не преодолеть. Зато она имеет претензию на необузданную свободу и ничем не сдерживаемое проявление страстей всех мастей (блуд, уныние, пьянство и пр.). И в творчестве своем (но не в жизни своей) Гончаров ясно показал, что Православие – максималистично по сути и требует подвига покаяния и очищения души, а осмысление жизни вне Православия – губительно. Православие же ждет от человека усилий веры и соработничества с Богом. Он это понимал, но жил не совсем в соответствии с этим вывыдом. Перед смертью он сказал: «Сегодня ночью я видел Христа, и Он меня простил».

Комментариев нет:

Отправить комментарий