Федин Константин (1892, Саратов – 1977, Москва) – писатель, академик АН СССР. Член-корреспондент Германской академии искусств (1958). Родился в мещанской семье. Детство и юность провел в Саратове. Окончил Московский коммерческий институт (1914). Начало 1-й мировой войны 1914–18 застало и задержало Ф. в Германии. Вернувшись в 1918, Ф. редактировал в Сызрани местную газету (1919), во время Гражданской войны – газету 7-й армии. С 1921 участник литературной группы «Серапионовы братья» Ранние литературные опыты Ф. опубликовал в 1913–14. Первая книга – сборник рассказов «Пустырь» (1923). Роман «Города и годы» (1924: одноименный фильм, 1930 и 1973) – о путях интеллигенции в революции и Гражданской войне. Революционная воля олицетворена здесь в образе «железного» большевика, который вершит над героем романа, растерянным и бездействующим интеллигентом, исторический суд. Усложненная композиция романа соответствует духу бурного времени и напряженности раздумий писателя, который ищет пути к новому пониманию гуманизма. В 1925–26 опубликовал рассказы и повести о крестьянстве («Утро в Вяжном», «Трансвааль», «Мужики»), в 1927–28 – роман «Братья», в котором раскрыто единство национального и нового, революционного искусства, поставлена проблема борьбы за это искусство. Романы «Похищение Европы» (кн. 1–2, 1933–35) и «Санаторий «Арктур»« (1940) посвящены критике политических и нравственных устоев буржуазного мира. Во время ВОВ Ф. написал пьесу «Испытание чувств» (1942), рассказы-очерки, вошедшие в циклы «Неск. населенных пунктов» (1943) и «Свидание с Ленинградом» (1944). Начал работать над трилогией «Первые радости» (1945; одноименный фильм), «Необыкновенное лето» (1947–48; одноименный фильм, 1956), «Костер» (кн. 1–2, 1961–65). В этих романах √ история становления рус. революционного характера, идея закономерности революционного обновления рус. общества. Роман «Первые радости», действие которого начинается в 1910, проникнут ожиданием резкой спасительной перемены; его многогранное содержание объединено мыслью о том, что только борьба за переустройство мира формирует внутренне значительную, цельную личность. События «Необыкновенного лета» развертываются на Волге в 1919. Крупным планом даны образы большевиков, рабочего и интеллигента, как руководителей мощного исторического движения, людей, чей богатый внутренний мир находится в согласии с небывалыми общественными задачами. Показаны судьбы старой художественной интеллигенции, которая, освобождаясь от кастовой замкнутости, находит путь к новой России. В «Необыкновенном лете», как и в романе «Костер», действие которого развертывается в годы Великой Отечественной войны 1941–45, широко введен историко-публицистический материал. В книге «Писатель, искусство, время» (1957) Ф. рисует портреты как своих современников (в т. ч. М. Горького, С. Цвейга, Р. Роллана, Л. Франка), так и писателей прошлого, размышляет о писательском труде, о мастерстве. В мемуарной книге «Горький среди нас» (1941√68) передан характер литературно-общественной жизни 20-х гг., созданы художественные портреты Горького, А. Блока, Ф. Сологуба, А. Ремизова, Вс. Иванова, Н. Тихонова, М. Зощенко и др. Сочетание эпической изобразительности с лирикой и сатирой, конкретности деталей с философскими раздумьями – эти особенности произведений Ф. связаны с его общим отношением к искусству как к творческой силе, которая в процессе многостороннего отражения жизни осознает и проверяет свои пути и задачи. «Человечность нового мира» – ведущая идея творчества Ф., верность которой рассматривается им как верность писателя своему призванию. Произведения Ф. переведены на языки народов СССР и многие иностранные. языки. Ф. – первый секретарь (1959–71) и председатель правления (с 1971) СП СССР. Депутат Верховного Совета СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий