Кукрыниксы (псевдоним по первым слогам фамилий) – творческий коллектив советских графиков и живописцев: Куприянов Михаил [р. 8(21).10.1903, Тетюши Татарии], Крылов Порфирий [р. 9(22).8.1902, деревня Щелкуново Тульской области], Сок.в Николай [р. 8(21).7.1903, Москва]. Учились в московском Вхутемасе-Вхутеине (между 1921 и 1929). Действительные члены АХ СССР (1947), народные художники СССР (1958). Как художники-сатирики К. заняли ведущее место в советском искусстве и получили всемирную известность. Совместно работая с 1924, К. первоначально исполняли преимущественно карикатуры на темы из литературной жизни. Огромные возможности сатирического таланта К. оценил М. Горький, который при встрече с ними (1931) посоветовал шире охватывать жизнь, черпать темы как внутри страны, так и за ее пределами. Выступая с 1925 в газетах и журналах («Правда», «Крокодил» и др.), К. выработали в тесном сотрудничестве с журналистами новый тип карикатуры, отмеченный острой злободневностью, уничтожающе-язвительным решением темы, шаржированной характерностью типов (серии: «Транспорт», тушь, 1933–34; «О дряни», тушь, гуашь и др., 1959–60). Большую роль в патриотическом воспитании советских людей сыграли карикатуры, плакаты и «Окна ТАСС», созданные К. в годы Великой Отечественной войны 1941–45, сочетающие в символически-обобщенных образах убийственный сарказм и героику («Беспощадно разгромим и уничтожим врага!», 1941). Значительной политической силой обладает и послевоенная сатира К., бичующая поджигателей войны, врагов мира и социализма («Поджидатели войны», тушь, 1953–57). С начала содружества К. также много работают над шаржем. С 20-х гг. К. выступают и как иллюстраторы, обращаясь к произведениям литературы с глубоким пониманием особенностей изображаемой эпохи и языка писателя. Диапазон их творчества в этой области весьма широк –от острого графического гротеска до лирически-живописных образов. Среди иллюстрированных ими произведений: «12 стульев» (тушь, 1933 и 1967) и «Золотой теленок» (тушь, цветная акварель, 1971) Ильфа и Петрова, «Господа Головлевы» и др. произведения Салтыкова-Щедрина (тушь, 1939), «Дама с собачкой» и др. произведения Чехова (1940–46; Государственная премия СССР, 1947), «Жизнь Клима Самгина» (1933), «Фома Гордеев» (1948–49; Государственная премия СССР, 1950) и «Мать» (1950; Государственная премия СССР, 1951) М. Горького, «Дон Кихот» Сервантеса (1949–52) –все черная акварель. В станковой живописи К. также ставят перед собой задачи большого политического звучания, творчески развивая традиции русского реалистического искусства и используя иногда отдельные приемы своей сатирической графики. Они обращаются к историческим сюжетам (серия «Старые хозяева», 1936–37, Третьяковская галерея), обличают фашизм [«Бегство фашистов из Новгорода», 1944–46, Русский музей, Ленинград; «Конец», 1947–48, Государственная премия СССР, 1949; «Обвинение (Военные преступники и их защитники на Нюрнбергском процессе)», 1967; обе –в Третьяковской галерее], значительное место отводя и теме героизма советских людей во время Великой Отечественной войны («Таня», 1942–47, Третьяковская галерея). Уникален рабочий метод К.: мастера добиваются единого, «кукрыниксовского» почерка, объединяя личные дарования в коллективном творческом процессе. Индивидуально работают как портретисты и пейзажисты.
Комментариев нет:
Отправить комментарий