понедельник, 23 марта 2020 г.

Гастелло Николай

Гастелло Николай (1907, Москва –1941) родился в семье рабочего. По окончании школы военных летчиков участвовал в боях на р. Халхин-Гол и в советско-финляндской войне 1939–40. Член КПСС с 1928. В нач. Великой Отечественной войны 1941–45 командир эскадрильи 207-го авиаполка 42-й бомбардировочной авиадивизии. 26 июня 1941 во время бомбежки вражеской танковой колонны па дороге Радошковичи – Молодечно у самолета Г. был пробит бензобак и возник пожар. Экипаж (лейтенанты А. А. Буденюк, Г. Н. Скоробогатов и старший сержант А. А. Калинин) во главе с Г. не покинул самолет на парашютах и Г. направил горящую машину на скопление танков, автомашин и бензоцистерн, которые взорвались вместе с самолетом. 

6 мая 2002 исполнилось 95 лет со дня рождения капитана Николая  Гастелло. 26 июня 1941 года он геройски погиб, направив свой подбитый самолет в скопление машин и танков противника. Однако в последние годы появились публикации, ставящие под сомнение достоверность этого факта. Сын Н. Гастелло Виктор Николаевич, как он объяснил, не в силах долее молчать, передал в редакцию статью, которую мы и предлагаем вниманию читателей. В 1900 году из глухой белорусской деревни Пружаны в Москву на заработки пришел 25-летний Франц Гастелло. Поступил на металлургический завод чернорабочим, выучился на вагранщика. Когда Францу Павловичу шел тридцать первый год, ему сосватали шестнадцатилетнюю белошвейку Анастасию Кутузову. 6 мая 1907 года в рабочей семье Гастелло родился первенец Николай (позднее родились еще сестра Нина и брат Виктор). Жили в Сокольниках, поэтому в Сокольниках после войны появилась улица Николая Гастелло. В 1914 году Николай был определен в Сокольническое городское мужское училище (ныне школа имени А. Пушкина), окончить которое помешала революция. В 1924 году Франца как опытного вагранщика перевели на паровозоремонтный завод в город Муром. В Москву семья вернулась только через 6 лет. К тому времени Николай стал слесарем высокой квалификации и легко устроился работать на механический завод имени Первого Мая. Весной 1932 года его вызвали на заседание цехового партбюро и объявили, что член партии Николай Гастелло направляется в летную школу. В мае 1932 года Николай Гастелло стал курсантом 11-й военной школы пилотов в городе Луганске, по окончании которой в декабре 1933 года получил назначение в 82-ю тяжелобомбардировочную эскадрилью 21-й авиационной бригады, дислоцирующейся под Ростовом-на-Дону. Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ-3, он с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет. В 1938 году часть переименовали. Николай Гастелло оказался в 1-м тяжелобомбардировочном авиаполку. В мае 1939 года его назначили командиром отряда, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи. Почти семь лет прослужил отец под Ростовом-на-Дону. Учебные будни то и дело прерывались: летчики полка воевали в Китае, Испании, в районе реки Халхин-Гол, в Финляндии. Весной 1941 года Николай Гастелло, пройдя переподготовку, освоил самолет ДБ-Зф и стал командиром 4-й эскадрильи 207-го авиаполка дальних бомбардировщиков 42-й авиационной дивизии. 207-й и 96-й авиаполки, а также штаб дивизии располагались на аэродроме «Боровское» под Смоленском; впервые получил благоустроенную двухкомнатную квартиру в военном городке. В 13 часов 40 минут начали взлетать самолеты. Один из них, едва оторвавшись от земли, упал сразу же за аэродромом у кромки леса. Густые черные клубы дыма стали медленно подниматься в небо. Послышался сухой треск – это рвался пулеметный запас горящего бомбардировщика. Потом взорвались бомбы. В 15 часов 40 минут самолеты 207-го полка нанесли бомбовый удар по большой мотоколонне противника в районе Мерканс, встретив противодействие истребителей и зенитной артиллерии. В столь трудных условиях оказался 96-й полк, бомбивший моторизованные колонны немцев в районе Сейна-Сувалки-Квитемотис. Строи полков оказались нарушенными. Самолеты возвращались по одному – по два, реже звеньями. Непривычно было видеть, как они садились – почти впритирку один за другим. До позднего вечера шла эта карусель: бомбардировщики прилетали, подвешивали бомбы, заправлялись, снова выруливали на взлетную полосу и взмывали в небо. В первый день войны 96-й полк потерял 10 самолетов. 207-й полк потерь избежал. Гастелло появился дома поздно – мрачный, усталый. Долго ужинал, пил чай. 23 июня 207-й полк не летал: поступил приказ оборудовать самолеты нижними люковыми установками с крупнокалиберными пулеметами. До войны экипаж ДБ-Зф состоял из трех человек – летчик, штурман и стрелок-радист. Первый же боевой вылет показал, что ДБ-Зф совершенно беззащитен перед вражескими истребителями, атакующими с нижней полусферы. Теперь бомбардировщик имел экипаж из четырех человек. Поскольку люковые стрелки по штату не предусматривались, в качестве таковых поначалу «подсаживались» мотористы, механики по вооружению, радисты, даже штабные работники. Так, в последнем полете капитана Гастелло в люковую установку его самолета «подсел» адъютант эскадрильи лейтенант Григорий Скоробогатый. 24 июня немецкий самолет, на малой высоте скользивший к аэродрому, пронесся над городком и скрылся за лесом. Немец уже возвращался на бреющем полете, продолжая стрельбу, но теперь заходил на аэродром, откуда вдруг ему в ответ заработал наш крупнокалиберный пулемет. «Юнкерс» задымил, начал терять высоту и вскоре скрылся из глаз. С аэродрома к месту его падения выехала группа, захватившая летчиков в плен. «Юнкерс» сбил пулеметной очередью с турельной установки капитан Гастелло. Когда при угрозе с воздуха все бросились в укрытия, отец, находившийся у самолета, не растерялся, заскочил в кабину стрелка-радиста и открыл ответный огонь. В 12 часов дня 18 бомбардировщиков 207-го полка взлетели и взяли курс на запад – в район Бобрин-Пружаны, где наблюдалось большое скопление мотопехоты противника. Группа нанесла по нему массированный бомбовый удар, но и сама подверглась мощной атаке вражеских истребителей. Полк потерял 12 самолетов. Погибли командиры эскадрилий старший лейтенант К. Кошельков и капитан А. Мултеновский. 25 июня 207-й полк пятью самолетами бомбил район Януши-Рудники южнее Вильно и потерял одну машину. 26 июня Гастелло ушел на аэродром. В этот день на боевое задание вылетело звено командира эскадрильи капитана Маслова, затем – звенья командиров эскадрилий старшего лейтенанта Висковского и капитана Гастелло. Все они имели одно задание – бомбить скопление немецкой бронетехники в районе Молодечно-Радошковичи. Из шести бомбардировщиков вернулся только один – из состава звена капитана Гастелло. Пилот – старший лейтенант Федор Воробьев и штурман Анатолий Рыбас в рапорте изложили, что капитан Гастелло направил свой подбитый самолет во вражескую механизированную колонну.

На здании школы № 370, где учился Гастелло (9-я Сокольническая улица, 25), и на заводе имени 1-го Мая (Варшавское ш, 9) – мемориальные доски.

Комментариев нет:

Отправить комментарий