воскресенье, 8 марта 2020 г.

Рубинштейн Николай

Николай Рубинштейн (1835–1881) – основатель Московской консерватории, пианист, дирижер, педагог. Родился в купеческой семье, заниматься музыкой начал в 4 года под руководством матери. Вместе с братом Антоном с 7 лет выступал с фортепьянными концертами в России и за рубежом. Юные музыканты получали лестные отзывы от известных композиторов, в том числе от Ф. Листа и Ф. Шопена. Пройдя в 1844–1846 гг. курс обучения у лучших европейских педагогов музыки того времени и завершив музыкальное образование в Москве, с 14 лет начал давать частные уроки игры на фортепиано. Впрочем, таланты Николая не ограничивались музыкой. Освоив за год полный курс гимназии, в 1851 году поступил на юридический факультет Московского ун-та, окончил его в чине губернского секретаря (12-й класс) и 2 года служил в канцелярии Московского гражданского губернатора. В 1857 году Николай возвращается к музыке: бросает службу и становится учителем музыки Московского сиротского ин-та императора Николая I, а еще через 2 года возобновляет концертную деятельность. В 1860 году Рубинштейн назначен руководителем московского отделения Русского Музыкального Общества, а в 1866 году занял пост директора Московской консерватории; инициатор устройства квартир для учащихся консерватории в Газетном переулке. В числе его учеников – С. Танеев, А. Зилоти, Э. Зауэр. Фортепьянно-педагогические принципы Рубинштейна, воспринятые его учениками и коллегами, стали основанием для развития в дальнейшем московской пианистической школы. В 1865 г. совместно с Одоевским, К. Тарновским и Островским учредил Артистический кружок. Рубинштейн был организатором музыкальных торжеств по случаю открытия памятника А. Пушкину в 1880 г. Как исполнитель Рубинштейн выступал главным образом в Москве. Его игра привлекала слушателей своим совершенством и снискала ему славу одного из величайших пианистов своего времени. Искусство Рубинштейна-дирижера сыграло важную роль в формировании русской дирижерской школы (только в Москве Рубинштейн провел ок 260 симфонических концертов). Рубинштейн был постоянным пропагандистом и одним из лучших исполнителей музыки русских композиторов. Ему посвятили свои произведения М. Балакирев («Исламей»), П. Чайковский (1-я симфония, 2-й концерт для фортепьяно с оркестром, трио «Памяти великого художника» и др.). Многообразной деятельности Рубинштейна Москва во многом обязана своим превращением к концу 19 в. в один из мировых музыкальных центров. Прекрасные способности управленца и организатора помогли Рубинштейну превратить консерваторию в центр музыкального образования и науки. Благодаря работе Николая, Московская консерватория получила право преподавать по собственным учебным программам, в ней была открыта единственная в России кафедра истории древнерусского церковного пения, а в преподавательский состав консерватории вошли лучшие композиторы и музыканты того периода. Дома, где жил Рубинштейн в Москве, не сохранились (некоторые его адреса: Садовая улица, у ц. Ермолая, дом Волоцкого; Сретенка, Мясной переулок, дом Буркина; Моховая улица, дом Воейковой; угол улицы Воздвиженки и Арбатского проезда, дом Черкасовой; Большая Никитская улица, напротив ц. «Большое Вознесение», дом Мещеряковой). Скончался в 45 лет в Париже. 

С 1860-х годов центральной фигурой музыкальной Москвы был Н. Г. Рубинштейн (1835-1881). В Москве семья Рубинштейнов поселилась в начале 1830-х годов. Сначала они жили в районе Яузы, но вскоре переехали на Большую Ордынку дом № 24 (не сохранился). Выдающееся музыкальное дарование Н. Г. Рубинштейна и его старшего брата А. Г. Рубинштейна (1829-1894) проявилось еще в их детские годы. Свой 1-й публичный концерт Антон Рубинштейн, еще десятилетний мальчик, дал в театре Петровского парка (11 июля 1839 г.). Затем юный виртуоз с большим успехом выступал за границей, где встречался с Ф. Листом и Ф. Шопеном. Приехав в Москву в 1843 г., Ф. Лист посетил семью Рубинштейнов. Антон Рубинштейн жил преимущественно в Петербурге или гастролировал за границей. В Москве, в кругу семьи, он провел конец лета 1858 г. В это время Рубинштейны жили на даче в Богородском, за Сокольниками. Здесь в беседах с братом у А. Г. Рубинштейна возникла идея организации Русского музыкального общества, сыгравшего впоследствии огромную роль в музыкальной жизни нашей страны. Имя Н. Г. Рубинштейна как крупного музыканта-педагога делается популярным в Москве уже в конце 1850-х годов (в это время он жил в доме № 29 по Садовой-Триумфальной улице). Но его деятельность как педагога, дирижера и пианиста развертывается во всю ширь лишь после того, как в Москве по его инициативе было основано в 1860 г. отделение Русского музыкального общества и музыкальные классы, реформированные через шесть лет в консерваторию. «Он посвятил всего себя развитию, упрочению и правильной постановке музыкального дела в Москве, откуда оно распространилось по всей России», - так оценивает его деятельность современник. Первоначально музыкальные классы помещались на Моховой, в доме Воейковой (сейчас на месте этого владения находится новое здание Библиотеки им. Ленина). Здесь же жил и Рубинштейн. 1 сентября 1866 г. состоялось открытие Московской консерватории, для которой было снято большое помещение на Воздвиженке (ныне здесь сквер). На открытие собрались все виднейшие деятели музыкальной Москвы. С яркой речью выступил П. И. Чай­ковский, который заявил, «что первою музыкой во вновь открытой консерватории должна быть музыка Глинки, а потому сыграл сам наизусть увертюру из «Руслана и Людмилы»«. 1-й директор Московской консерватории «Н. Г. Рубинштейн нанял себе квартиру во флигеле, рядом с консерваторией; пробивши стену, устроили непосредственное сообщение между обоими домами, так что из квартиры Рубинштейна был вход в один из классов». И днем, и вечером, в перерыве между уроками, к Рубинштейну постоянно приходили профессора, преподаватели и учащиеся консерватории. Естественно, это мешало творческим занятиям пианиста. Осенью 1869 г. Рубинштейн переехал в дом № 14 на Знаменке. Н. Кашкин вспоминал, что у Рубинштейна обычно останавливался Генрих Венявский (1835-1880), творчество которого высоко ценил П. И. Чайковский. Выдающийся польский скрипач-виртуоз и композитор был тесно связан с русской музыкальной средой и часто давал концерты в Москве. Памятью о пребывании Венявского в России являются его произведения «Русский карнавал» и «Воспоминание о Москве». В Москве композитор мог останавливаться у своего брата, известного пианиста Иосифа Венявского (1837-1912), имевшего в конце 1860-х годов музыкальные классы на Рождественке в доме № 12 (на углу с Варсонофьевским переулком). Вскоре старое помещение консерватории стало для нее тесным, и она переехала в дом № 13 на Большой Никитской. Однако и это здание оказалось тесным, и в 1893 г. было решено капитально его перестроить. Занятия перенесли в дом № 14 по Волхонке. Крупный общественный деятель и композитор М. М. Ипполитов-Иванов вспоминает: «В 1898 г. были закончены учебные помещения консерватории с Малым концертным залом, а весной 1901 г. был закончен Большой зал, куда и были переведены симфонические концерты Музыкального общества. Сооружение собственного здания открывало для консерватории обширное поле деятельности». Еще в конце 80-х годов Москва постепенно начинает отвоевывать у Петербургской консерватории руководящую роль, и центр концертной деятельности перемещается в Москву. Большую роль в этом сыграл могучий талант Рубинштейна. Его высокое дирижерское искусство, глубокое проникновение в мир художественного произведения, темпераментное, виртуозное исполнение поражали современников. Квартира композитора становится одним из центров музыкальной Москвы. В начале 1870-х годов Рубинштейн поселился на Большой Никитской дом № 31 (не сохранился), где и жил до конца своих дней. Над сценой Большого зала Московской консерватории – барельеф Рубинштейна. В течение многих лет Московская консерватория и РМО проводили ежегодные концерты памяти Рубинштейна.

Комментариев нет:

Отправить комментарий