суббота, 21 марта 2020 г.

Нечаев-Мальцов Юрий

Нечаев-Мальцов Юрий (1834 – 1913) – гофмейстер, член Совета мануфактур и торговли, почетный член Академии художеств России, вице-президент Петербургского общества поощрения художеств, почетный член Московского университета и Московского археологического общества, меценат, создатель Музея изящных искусств им. Александра III (ныне Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина).

Дворянский род Нечаевых происходит из рязанской губернии. Его отец Степан Дмитриевич, обер-прокурор Синода, поэт, первый историк Куликовской битвы. Окончив московский университет, служил чиновником при московском губернаторе светлейшем князе Дмитрии Голицыне, затем в синоде. В Петербурге Степан Дмитриевич вступил в «союз благоденствия», будучи деятельным его участником, каким-то чудом избежал государевой кары и занялся отечественной историей. Увлекался литературой, был членом Общества любителей российской словесности, участником декабристского движения. Увлекшись славным прошлым России, он сосредоточился на раскопках на Куликовом поле и в 1830-1860 годы стал известен как знаток русского средневековья и археолог. Родившийся в то время сын был назван в честь Юрия Долгорукого. Мать – Софья – урожденная княжна мещерская. После рождения четвертого ребенка – Юрия – умерла. В принадлежащем ей поместье в рязанской губернии близ данково-сторожево Нечаев устроил первый музей оружия и находок с Куликова поля, находившемся неподалеку. Юрий окончил 1-ю московскую гимназию, затем юридический факультет Московского университета. Службу начал с должности помощника библиотекаря главного архива Министерства иностранных дел. Затем был переводчиком и ездил с различными поручениями в Берлин, Париж и другие города Европы. Нечаев был знаком с иностранными музеями и всерьез интересовался вопросами искусства, унаследовав от отца вкус и любовь к древности, что впоследствии явилось основой страстного увлечения околдовавшим его Египтом и незаурядной личной коллекции. Оставаясь холостяком, Нечаев до 46 лет вел жизнь, далекую от водоворота событий. Но в 1880 году его судьба изменилась. Незадолго до того он был срочно вызван дядей Иваном Мальцевым – камергером двора, владельцем многомиллионного состояния, на юг Франции в Ниццу. Это был человек твердых правил и, очевидно, большой воли и характера. Предками Мальцева были преуспевающие купцы, получившие потомственное дворянство при Екатерине II. Семья владела огромным состоянием и стекольными заводами в местечке Гусь. Принадлежность к ней предопределяла и причастность к крупным капиталам, хранившимся не только в банках России. Потому осенью 1880 года русская колония в Ницце напряженно ожидала последней воли не имевшего своих детей тайного советника. Получив огромное наследство от Мальцева Ивана с условием присоединить к своей родовой фамилии Нечаев фамилию Мальцев, Юрий стал Нечаевым-Мальцевым. Богатый и независимый, с большим художественным вкусом, Юрий всерьез интересовался искусством. На его средства построили по проекту Л. Н. Бенуа храм в Гусь Хрустальном. Славу щедрого мецената Нечаеву-Мальцеву принесла его деятельность по сооружению Музея изящных искусств имени Александра III (ныне - Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина) в Москве. Он взял на себя основные расходы по возведению и украшению здания и приобретению экспонатов для его коллекции. Наследниками Мальцева считались сыновья родных сестер: Иван Калошин и Юрий Нечаев, отец которого был к тому же и близким другом. Осенью 1880 года, через два дня после его кончины, настоятель русской ц. в Ницце огласил российскому консулу завещание: «любезный племянник Юрий Степанович, поручаю вам главное заведование всеми моими делами». С этого момента наследнику надлежало носить двойную фамилию и ведать всеми громадными заводами. Так начался новый этап жизни теперь уже Нечаева-Мальцева. Вступив в права наследства, Юрий выполнил волю покойного Ивана Мальцева. Благодаря негаданной щедрости дяди жизнь бывш. чиновника министерства иностранных дел начала быстро меняться. Видное положение обязывало. Посыпались звания, должности. Он получает придворные чины: сначала камергера, затем обер-гофмейстера. Становится членом комитета общества поощрения художеств, где становится важной фигурой - вице-председателем. К этому добавляется звание «почетный член академии художеств». В круг его интересов входит субсидирование журнала «художественные сокровища России», редакторами которого были Александр Бенуа и Андриан Прахов. Но, разумеется, немало времени теперь отнимает деятельность в «фабричной империи». Унаследовав огромный особняк в Петербурге, купленный Иваном Мальцевым у князя Кочубея в 1844 году, Юрий Степанович начал его модернизацию. Масштабные работы велись уже в 1880 году внутри и снаружи. Отделкой интерьера занимался известный архитектор Леонтий Бенуа. После обновления дома в обществе распространилась эпиграмма о новом обладателе миллионного состояния: «плафонами известен и садами, а более - хрустальными делами». В результате Нечаев-Мальцев обосновался во дворце, который запомнился обладавшему безошибочным вкусом Ивану Цветаеву: «богатство и блеск обстановки дома трудно себе представить. Тут каждый стул, каждая рама, каждая канделябра – предмет искусства. И ковры, и шелковые обои, ткани на заказ по особым рисункам то в Москве, то в Лионе, картины старых западноевропейских мастеров». 1 февраля 1881 года председатель Владимирской губернской земской управы получил письмо Нечаева-Мальцова с сообщением о желании Ивана Сергеевича внести 500000 рублей на учреждение технической школы во Владимирской губернии с условием присвоить этой школе имя И. С. Мальцева, а попечителем назначить его самого. Предложение рассмотрели и приняли. Ю. Нечаева-Мальцева попросили помочь в составлении устава и штата училища, а также планов и смет на постройку здания. Он живо откликнулся и подарил землю под стр-во училища. Для осуществления замысла нужны были не только значительные финансовые затраты, но и высококвалифицированные специалисты. Через русское посольство в США Юрий обратился с просьбой порекомендовать наиболее современные и прогрессивные системы профессионального обучения. Ему ответили, что образцовым и наиболее распространенным методом обучения признается в Америке «русская система». Речь шла о методике инженера-механика, инспектора учебных мастерских Московского императорского технического училища Д. К. Советкина. Его-то Юрий Степанович и пригласил работать. Дмитрий Константинович выработал конкурсное задание на составление проекта здания училища, составил чертежи оборудования и выбрал образцы наилучших машин того времени. На конкурс было представлено 43 проекта здания училища. Первую премию получил проект архитектора А. Максимова. 6 мая 1884 года на вершине Студеной горы была произведена торжественная закладка здания в старорусском стиле. Его стр-во вчерне закончилось к осени 1884 года. Для большей прочности здания готовую каменную кладку подвергли вымораживанию в течение всей зимы, к внутренней отделке приступили лишь с весны 1885 года. 15 ноября 1885 года состоялось торжественное открытие училища и 17 ноября начались учебные занятия. В нем обучали ремеслам по металлообработке и деревообработке в течение пяти лет детей всех звании и вероисповедании. Следуя примеру своего дяди, Юрий Степанович пожертвовал на стр-во училища более 250 000 рублей. В феврале 1889 года царь Александр III «соизволил» дать согласие на постановку в зале правления Мальцевского ремесленного училища портрета председателя попечительного совета, действительного статского советника Ю. С. Нечаева-Мальцева. 31 мая 1912 года произошло событие, которого ждала вся общественность Москвы и Петербурга. На улице Волхонка открыл свои двери для широкой публики Музей изящных искусств имени Александра III при Московском университете. Открытию предшествовала кропотливая работа основателя музея Ивана Цветаева. На протяжении 25 лет, день за днем, месяц за месяцем, профессор настойчиво осуществлял свою мечту – создание в Москве Музея изящных искусств. Он организовывал сбор денежных средств на постройку здания музея, искал меценатов и благотворителей, так как правительство отказало в выделении денег на сооружение музея при Московском университете. Его деятельность не прошла даром: идея музея была признана общественностью, получена земля в центре города, закончен проект. Но для начала стр-ва не хватало значительной суммы. И Цветаев решил обратиться к Ю. Нечаеву-Мальцеву. Юрий Нечаев, представитель дворянского рода, юрист, чиновник, получил свою вторую фамилию вместе с огромным наследством дяди И. С. Мальцева. С тех пор он занялся благотворительностью и меценатством. Он воздвигал храмы по всей России, богадельни, училища, а в Москве, на Шаболовке, был выстроен комплекс дворянской богадельни имени С. Д. Нечаева, его отца. Юрий был вице-председателем Общества поощрения художеств, он помогал издавать журнал «Художественные сокровища России». Встреча Цветаева и Нечаева-Мальцева проходила в «Славянском базаре», где Юрий объявил сумму в 300 тыс. рублей. Ранее никто не жертвовал более 30 тысяч. К тому же на его средства были заказаны итальянским камнетесам «каменные фасады» музея, а в Норвегии внутренняя колоннада музея. После 1905 года Нечаев-Мальцев единолично взял на себя финансирование работ по отделке музея. Он потратил 2,5 млн. рублей. 1905 год стал для Нечаева-Мальцева поистине роковым. Война, экономический кризис, забастовки в Гусь-Хрустальном, известия о рубке крестьянами лесов, волнения из-за несметных убытков на вставших заводах сказались на здоровье. Долги музея росли, расчеты с подрядчиками и поставщиками прекратились. Для Цветаева и Клейна это были черные дни, оставалось лишь молиться о ниспослании ему сил «до окончания главного его благотворения». К 1905 году в обстановке политического и хозяйственного кризиса общество охладело к грандиозному проекту Цветаева. Касса оказалась пуста. Приближался финансовый крах. «Я пришел к заключению, что иного выхода нет, как постепенная ликвидация дела постройки музея», - писал Клейн Нечаеву-Мальцеву. Бросить на произвол судьбы начатое дело русский меценат не смог. Тогда он оказался единственным, кто не оставил музей и единолично продолжал финансировать работы, пожелав при этом остаться анонимным лицом. Долги музея вновь были оплачены, и стр-во возобновилось. Видел Юрия. Он здоров и в наилучшем настроении. Говорит, что, если по смете расходов окажется у него остаток, он вам поможет», - писал Клейн в марте 1906 года Цветаеву. Дело налаживалось. Братья Щукины, происходившие из купеческой семьи, – яркий пример бескорыстного служения искусству и своему народу. Страстные и со временем профессиональные коллекционеры, они оставили в истории культурной жизни России яркий след, внесли громадный, хотя и недооцененный, вклад в русское музейное дело. Нечаев-Мальцев не только рассчитался полностью по строительству, даже в самые тяжелые для себя времена «не урезая ни рубля у музея». На его средства была приобретена и часть коллекций, в том числе микенские древности, египетские слепки (погибшие во время пожара), великолепный фаюмский портрет «юноша в золотом венке», драгоценные украшения. В итоге все это составило ок. двух миллионов золотом. Как выяснилось, вложив значительную сумму своих сказочных богатств в проект Цветаева, он был почти разорен. От казны между тем на музей Александра III за 14 лет поступило лишь 300 тысяч рублей. А общая сумма по документам, потребовавшаяся на возведение здания и приобретение коллекций, - ок. 3 миллионов рублей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий