понедельник, 2 марта 2020 г.

Чудаков Евгений (инженер-автомобилист)


Евгений Чудаков (1890–1953) родился в селе Сергиевском (ныне город Плавск Тульской области). Первое начальное образование получил в селе, окончив четырехклассное училище. Сдав за среднюю школу экзамены экстерном, он поступил на механическое отделение Императорского Московского технического училища, которое окончил в 1914 (или в 1916) году по специальности «Двигатели внутреннего сгорания». Был отправлен в Англию для приемки автомобилей и мотоциклов и пробыл там два года. Вернулся специалистом по автомобильной технике и с этих пор всю жизнь занимался развитием автомобилизма. В то время в России был всего один автомобильный з-д, который собирал их из импортных деталей. Е. Чудаков внес предложение в ВСНХ РСФСР создать научно-исследовательскую базу по автомобилестроению. Предложение было принято и вскоре он со своими учениками создал теорию автомобиля, а затем была разработана теория устойчивости и управляемости автомобиля. Е. А. Чудаков внес большой вклад в разработку расчета автомобиля: механизм сцепления на нагрев, расчет тормозов на нагрев, расчет карданного механизма и зубчатого зацепления, обеспечивающего минимальный износ шестерен.

Е. Чудаков стал критически рассматривать состояние всего машиностроения в государстве и просил создать ин-т, который мог бы объединить все отрасли машиностроения: теория машин и механизмов, износ деталей, конструирование и расчет деталей машин, технологию машиностроения. С 1918 года он стал преподавать (читал лекции по автомобильным дисциплинам) и при этом обращал большое внимание на практические знания и навыки. Он ввел звуковой кинокурс по автомобилю, который открывал огромные возможности наглядного пособия тепловых и механических процессов. Был председателем всесоюзного совета научных инженерно-технических обществ, председателем редакционного совета энциклопедического справочника «Машиностроение», членом главной редакции БСЭ, депутатом Моссовета. Участвовал в комиссиях, осуществлявших экспертизу конкретных вопросов автомобилестроения, например автомобиля ЗИС-101. С 1936 по 1938 год – заведующий кафедрой «Автомобили» (после реорганизации – «Автомобили и тракторы») Московского автотракторного ин-та имени М. Ломоносова. В 1939 году был избран действительным членом АН СССР. Вице-президент АН СССР в 1939–1942 годах. Один из создателей и 1-й директор Ин-та машиноведения АН СССР (1938).

Основоположник советской науки об автомобиле. По его предложению в 1918 г. была создана Научная автомобильная лаборатория (НАЛ), преобразованная через 3 года в Научный автомоторный ин-т (НАМИ), а затем в Научный автотракторный ин-т (НАТИ). Здесь разрабатывались актуальные технические вопросы, связанные с советской автопромышленностью и автомоторостроением. В капитальной монографии Чудакова «Динамическое и экономическое исследование автомобиля» (1928 г.) заложены основы теории автомобиля. На его учебниках выросли многочисленные специалисты автомобильного дела нашей страны. В 1939 г. по инициативе Чудакова был создан Ин-т машиноведения Академии наук СССР. Исследовательские работы ин-та по теории машин и механизмов, по прочности и машиностроительному металловедению имели большое государственное значение. В 1940-1942 гг. Чудаков был вице-президентом Академии наук СССР.

До кон. 1920-х квартира ученого находилась в доме № 1 по Машкову пер. (сейчас Барашевский пер.), а затем в доме № 12 в Б. Харитоньевском пер. Сын Е. Чудакова – физик Александр Чудаков.

Комментариев нет:

Отправить комментарий