Николай Забырин (1923–1981) – военный летчик. Участник Великой Отечественной войны. Гвардии полковник авиации.
Родился в поселке Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии (ныне поселок Талдомского района Московской области) в семье рабочего. Русский. Окончив среднюю школу в родном поселке, поступил в физкультурный техникум в поселке Малаховка Московской области, однако, увлекшись авиацией, бросил его и поступил в Подольский аэроклуб. В марте 1941 года Н. В. Забырин был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии. В первые месяцы войны находился в частях запаса. В апреле 1942 года младшего летчика Н. В. Забырина направили на аэродром Остафьево, где из молодых авиаторов Москвы и Подмосковья был сформирован 814-й истребительный авиационный полк. Однако, в полку насчитывалось только 26 самолетов (24 истребителя «Харрикейн» и 2 истребителя УТИ-4), а летчики были очень молоды и неопытны. Командование сочло его небоеспособным и не решилось использовать в боевых действиях. Лишь летом 1942 года некоторые пилоты полка совершали боевые вылеты в составе 263-й истребительной авиационной дивизии 3-й воздушной армии и даже сбили 4 вражеских самолета. В нач. октября 1942 года весь личный состав полка был переведен в расположение 8-го запасного истребительного полка, базировавшегося на аэродроме Багай-Барановка в Вольском районе Саратовской области. На его базе молодые летчики прошли переподготовку на истребителях Як-1. Сержант Н. В. Забырин в этот период прошел обучение в Армавирской военной авиационной школе пилотов, получил офицерское звание. Боевое путь 814-й истребительный авиационный полк начал 25 декабря 1942 года в составе 207-й истребительной авиационной дивизии 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта. Боевое крещение младший лейтенант Н. В. Забырин принял в ходе Ворошиловградской наступательной операции. Боевой счет воздушных побед Николай Владимирович открыл 12 мая 1943 года, сбив в районе поселка Первомайское Шевченковского района Харьковской области немецкий самолет-разведчик Физелер Fi 156 Шторх. В преддверии Курской битвы советская исребительная авиация вела борьбу с люфтваффе за превосходство в воздухе. Памятным для Николая Владимировича был бой 22 мая 1943 года, когда четверка Як-1 вступила в бой с 18-ю истребителями ФВ-190. Будучи ведомым, младший лейтенант Забырин отразил восемь атак на своего ведущего. Сам сбил вражеский истребитель и дал возможность ведущему сбить еще два самолета. Во время вылетов летчики-истребители нередко производили штурмовки вражеских колонн. Так, 2 мая 1943 года в паре с лейтенантом Н. Ф. Химушиным Николай Владимирович атаковал вражеский эшелон на участке Лозовая-Славянск. В результате штурмовки летчики вывели из строя паровоз и истребили несколько солдат противника. 10 мая 1943 года звено 2-й эскадрильи полка атаковало немецкую автоколонну в районе села Лозовское Харьковской области, уничтожив 10 автомашин с грузами, две из которых были записаны на счет летчика Забырина. В ожесточенных боях на Курской дуге в июле 1943 года летчики полка действовали на белгородском направлении, выполняя боевые полеты на сопровождение штурмовиков, прикрытие наземных войск и аэроузлов, перехват вражеских бомбрдировщиков. Всего к сер. июля младший лейтенант Н. В. Забырин совершил 96 боевых вылетов, провел 19 воздушных боев, в которых сбил 4 самолета противника. Еще три вражеские машины Николай Владимирович уничтожил во время Изюм-Барвенковской и Донбасской операций. Показательным был бой 17 августа 1943 года. Четверка Як-1 2-й эскадрильи 814-го истребительного авиационного полка перехватила группу самолетов противника из 24-х бомбардировщиков, следовавших под прикрытием 16-ти истребителей ФВ-190 на бомбардировку советских войск в район Барвенково. Пока одна пара Яков связывала боем истребители прикрытия, пара Забырина врезалась в строй бомбардировщиков, и сбив 1 Ю-88, заставила остальные сбросить бомбовую нагрузку на свои войска и ретироваться с поля боя. 24 августа 1943 года 814-й истребительный авиационный полк был переименован в 106-й гвардейский в составе 11-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии. До 9 января 1944 года полк поддерживал наступательные действия Юго-Западного фронта (с 20 октября 1943 года - 3-й Украинский фронт), после чего был выведен в резерв Ставки Верховного Главнокомандования. На фронт гвардии лейтенант Н. В. Забырин в составе своего подразделения вернулся в июле 1944 года в должности командира авиационного звена. 1-й гвардейский смешанный авиационный корпус (с 28 сентября 1944 года - 2-й гвардейский штурмовой авиационный корпус) был включен в состав 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. В ходе Львовско-Сандмирской операции гвардии лейтенант Н. В. Забырин произвел более 45 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков корпуса, не допустив ни одной потери Ил-2 от истребителей противника. В дальнейшем Николай Владимирович участвовал в прикрытии наземных войск фронта на Сандомирском плацдарме. В кампании 1945 года гвардии лейтенант Н. В. Забырин участвовал в Висло-Одерской операции, в прорыве обороны противника на реке Нейсе, штурме города Дрезден. Немецкие военно-воздушные силы были уже не так сильны, но крупные воздушные бои время от времени случались. Так, 22 февраля 1945 года 6 Як-1 вступили в бой с 30-ю ФВ-190, шедших на штурмовку советских наземных войск. Стремительными атаками советские летчики вынудили противника сбросить бомбовую нагрузку и лечь на обратный курс. При этом гвардии лейтенант Забырин сбил один ФВ-190. 17 апреля 1945 года Николай Владимирович выполнял боевую задачу по сопровождению Ил-2 свого корпуса. Группа советских самолетов была атакована истребителями противника общим числом до 40 самолетов. Приняв неравный бой, Забырин отбил 12 атак противника, не допустив потерь среди своих штурмовиков. К маю 1945 года на личном счету гвардии лейтенанта Н. В. Забырина числилось 315 боевых вылетов, в том числе на сопровождение штурмовиков ИЛ-2 - 166 вылетов, на разведку - 56 вылетов, на прикрытие наземных войск - 71 вылет, на свободную «охоту» - 22 вылета. В результате штурмовых операций им уничтожено 34 автомашины, 32 подводы с грузами, 2 бронемашины, до 50 вражеских солдат и офицеров противника. В 67 воздушных боях им сбито 15 самолетов противника. Кроме того звено гвардии лейтенанта Забырина уничтожило вражеский бронепоезд на станции Шпроттау. После войны Николай Владимирович продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР. В 1955 году он окончил Военно-Воздушную академию. С 13 апреля 1957 года по 27 октября 1959 года служил командиром 113-го истребительного авиационного полка, базировавшегося на аэродроме Большая Кахновка в городе Кременчуг, в Киевском военном округе. Затем служил в штабе Московского военного округа. В 1975 году гвардии полковник Н. В. Забырин уволился в запас. Жил в Москве, работал начальником управления ЦК ДОСААФ СССР.
Родился в поселке Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии (ныне поселок Талдомского района Московской области) в семье рабочего. Русский. Окончив среднюю школу в родном поселке, поступил в физкультурный техникум в поселке Малаховка Московской области, однако, увлекшись авиацией, бросил его и поступил в Подольский аэроклуб. В марте 1941 года Н. В. Забырин был призван в ряды Рабоче-Крестьянской Красной армии. В первые месяцы войны находился в частях запаса. В апреле 1942 года младшего летчика Н. В. Забырина направили на аэродром Остафьево, где из молодых авиаторов Москвы и Подмосковья был сформирован 814-й истребительный авиационный полк. Однако, в полку насчитывалось только 26 самолетов (24 истребителя «Харрикейн» и 2 истребителя УТИ-4), а летчики были очень молоды и неопытны. Командование сочло его небоеспособным и не решилось использовать в боевых действиях. Лишь летом 1942 года некоторые пилоты полка совершали боевые вылеты в составе 263-й истребительной авиационной дивизии 3-й воздушной армии и даже сбили 4 вражеских самолета. В нач. октября 1942 года весь личный состав полка был переведен в расположение 8-го запасного истребительного полка, базировавшегося на аэродроме Багай-Барановка в Вольском районе Саратовской области. На его базе молодые летчики прошли переподготовку на истребителях Як-1. Сержант Н. В. Забырин в этот период прошел обучение в Армавирской военной авиационной школе пилотов, получил офицерское звание. Боевое путь 814-й истребительный авиационный полк начал 25 декабря 1942 года в составе 207-й истребительной авиационной дивизии 17-й воздушной армии Юго-Западного фронта. Боевое крещение младший лейтенант Н. В. Забырин принял в ходе Ворошиловградской наступательной операции. Боевой счет воздушных побед Николай Владимирович открыл 12 мая 1943 года, сбив в районе поселка Первомайское Шевченковского района Харьковской области немецкий самолет-разведчик Физелер Fi 156 Шторх. В преддверии Курской битвы советская исребительная авиация вела борьбу с люфтваффе за превосходство в воздухе. Памятным для Николая Владимировича был бой 22 мая 1943 года, когда четверка Як-1 вступила в бой с 18-ю истребителями ФВ-190. Будучи ведомым, младший лейтенант Забырин отразил восемь атак на своего ведущего. Сам сбил вражеский истребитель и дал возможность ведущему сбить еще два самолета. Во время вылетов летчики-истребители нередко производили штурмовки вражеских колонн. Так, 2 мая 1943 года в паре с лейтенантом Н. Ф. Химушиным Николай Владимирович атаковал вражеский эшелон на участке Лозовая-Славянск. В результате штурмовки летчики вывели из строя паровоз и истребили несколько солдат противника. 10 мая 1943 года звено 2-й эскадрильи полка атаковало немецкую автоколонну в районе села Лозовское Харьковской области, уничтожив 10 автомашин с грузами, две из которых были записаны на счет летчика Забырина. В ожесточенных боях на Курской дуге в июле 1943 года летчики полка действовали на белгородском направлении, выполняя боевые полеты на сопровождение штурмовиков, прикрытие наземных войск и аэроузлов, перехват вражеских бомбрдировщиков. Всего к сер. июля младший лейтенант Н. В. Забырин совершил 96 боевых вылетов, провел 19 воздушных боев, в которых сбил 4 самолета противника. Еще три вражеские машины Николай Владимирович уничтожил во время Изюм-Барвенковской и Донбасской операций. Показательным был бой 17 августа 1943 года. Четверка Як-1 2-й эскадрильи 814-го истребительного авиационного полка перехватила группу самолетов противника из 24-х бомбардировщиков, следовавших под прикрытием 16-ти истребителей ФВ-190 на бомбардировку советских войск в район Барвенково. Пока одна пара Яков связывала боем истребители прикрытия, пара Забырина врезалась в строй бомбардировщиков, и сбив 1 Ю-88, заставила остальные сбросить бомбовую нагрузку на свои войска и ретироваться с поля боя. 24 августа 1943 года 814-й истребительный авиационный полк был переименован в 106-й гвардейский в составе 11-й гвардейской истребительной авиационной дивизии 1-го гвардейского смешанного авиационного корпуса 17-й воздушной армии. До 9 января 1944 года полк поддерживал наступательные действия Юго-Западного фронта (с 20 октября 1943 года - 3-й Украинский фронт), после чего был выведен в резерв Ставки Верховного Главнокомандования. На фронт гвардии лейтенант Н. В. Забырин в составе своего подразделения вернулся в июле 1944 года в должности командира авиационного звена. 1-й гвардейский смешанный авиационный корпус (с 28 сентября 1944 года - 2-й гвардейский штурмовой авиационный корпус) был включен в состав 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. В ходе Львовско-Сандмирской операции гвардии лейтенант Н. В. Забырин произвел более 45 боевых вылетов на сопровождение штурмовиков корпуса, не допустив ни одной потери Ил-2 от истребителей противника. В дальнейшем Николай Владимирович участвовал в прикрытии наземных войск фронта на Сандомирском плацдарме. В кампании 1945 года гвардии лейтенант Н. В. Забырин участвовал в Висло-Одерской операции, в прорыве обороны противника на реке Нейсе, штурме города Дрезден. Немецкие военно-воздушные силы были уже не так сильны, но крупные воздушные бои время от времени случались. Так, 22 февраля 1945 года 6 Як-1 вступили в бой с 30-ю ФВ-190, шедших на штурмовку советских наземных войск. Стремительными атаками советские летчики вынудили противника сбросить бомбовую нагрузку и лечь на обратный курс. При этом гвардии лейтенант Забырин сбил один ФВ-190. 17 апреля 1945 года Николай Владимирович выполнял боевую задачу по сопровождению Ил-2 свого корпуса. Группа советских самолетов была атакована истребителями противника общим числом до 40 самолетов. Приняв неравный бой, Забырин отбил 12 атак противника, не допустив потерь среди своих штурмовиков. К маю 1945 года на личном счету гвардии лейтенанта Н. В. Забырина числилось 315 боевых вылетов, в том числе на сопровождение штурмовиков ИЛ-2 - 166 вылетов, на разведку - 56 вылетов, на прикрытие наземных войск - 71 вылет, на свободную «охоту» - 22 вылета. В результате штурмовых операций им уничтожено 34 автомашины, 32 подводы с грузами, 2 бронемашины, до 50 вражеских солдат и офицеров противника. В 67 воздушных боях им сбито 15 самолетов противника. Кроме того звено гвардии лейтенанта Забырина уничтожило вражеский бронепоезд на станции Шпроттау. После войны Николай Владимирович продолжил службу в Военно-воздушных силах СССР. В 1955 году он окончил Военно-Воздушную академию. С 13 апреля 1957 года по 27 октября 1959 года служил командиром 113-го истребительного авиационного полка, базировавшегося на аэродроме Большая Кахновка в городе Кременчуг, в Киевском военном округе. Затем служил в штабе Московского военного округа. В 1975 году гвардии полковник Н. В. Забырин уволился в запас. Жил в Москве, работал начальником управления ЦК ДОСААФ СССР.
Комментариев нет:
Отправить комментарий