Франческо Кампорези (1747–1831) – арх., работавший в Москве, постройки сохранились мало. Известен своими офортами – «ведутами», фотографически точными зарисовками повседневной жизни, запечатлевшими Москву до 1812 года. Родился в семье декоратора в Болонье. Был членом художественной Академии. Императрица Екатерина II пригласила его работать в Петербург. В 1783 г. 35-летний арх. был направлен в Экспедицию Кремлевского строения в Москву, где его назначили «архитектурным и лепным дела мастером» по отделке перестраиваемого Екатерининского дворца в Лефортово. В 1789-1796 гг. Кампорези в документах фигурирует как арх., имеет учеников в архитектурной школе при Экспедиции, по некоторым источникам участвует в строительстве театра в Останкино графа Н. Шереметева. После смерти Екатерины II в 1796 году Павел I разместил казармы Московского гарнизонного полка в Екатерининском дворце. Отделка парадных помещений упростилась, перед зданием разместился плац. Во время Отечественной войны 1812 года французы разрушили Екатерининский дворец и его восстановил только в 1823 году генерал-майор П. Ушаков, директор Смоленского кадетского корпуса, отделав внутри по проекту О. Бове. В 1796 году Кампорези стал российским подданным. Он строил при Екатерине II, Павле I и Александре I. Был художником и гравером: известна его серия офортов Москвы до пожара 1812 г.: старый Кремлевский дворец, деревянный императорский дворец на Воробьевых горах, ц. Успения на Покровке. Его серия московских офортов-»ведут» показывают Москву как город древностей, которым надо любоваться. Обычно это фронтальное фасадное изображение или «полуразворот», воспроизводящее классицистически открытые архитектурные ансамбли в свободном пространстве. Выстроенная двухплановая композиция воспринимается подобно парсунным портретам 18 века, создавая видопись перспективы. В 1806 по его проекту на Тверской улице была построена ротонда для панорамы Парижа. А через 2 года выстроена первая панорама Москвы, ставшая очень популярной у москвичей. В 1826 году участвовал в конкурсе проектов восстановления Большого Петровского театра. В 1828–1830 гг. входил в комиссию по достройке храма Христа Спасителя на Воробьевых горах, созданную после отстранения от строительства арх. А. Витберга
Комментариев нет:
Отправить комментарий