Виктор Васнецов родился в с. Лопьял (ныне в Кировской обл.), брат А. Васнецова. Учился в Петербурге в рисовальной школе Общества поощрения художников у И. Крамского (1867–68) и в АХ (1868–75). В Москве жил в 1878–85 и с 1891.
Близкий друг И. Репина и В. Поленова, поселился в Москве по договоренности с ними. С нач. 1880-х увлекся темами древнерусской истории, образами старинных былин и нар. сказок, посещал заседания Общества любителей российской словесности, участвовал в рисовальных вечерах у Репина и Поленовых, часто бывал у П. Третьякова, в т. ч. на музыкальных вечерах, был знаком с семьей С. Мамонтова, принимал участие в сложившемся вокруг Мамонтова худ. кружке. По эскизам В. сооружены ц. и сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883) в Абрамцеве – имении Мамонтова. В. встречался с А. Хлудовым, собирателем старых книг и рукописей, ценил декор. красоту древнерусской «вязи». Вдохновляемый старым «духом» Москвы, В. создавал поэтические произведения, созвучные напевности древнерусских былин и народных сказок, их героическому и проникновенно-лирическому эмоциональному строю («После побоища Игоря Святославича с половцами»; «Аленушка»; «Богатыри»). Достоверность претворения форм нар. ис-ва в сочетании с яркой поэтической образностью и декор. выразительностью отличала театральные работы В., впервые воссоздавшего на сцене богатый нац. колорит рус. старины (декорации пьесы-сказки А. Островского «Снегурочка» для домашнего спектакля Мамонтовых и одноименной оперы Н. Римского-Корсакова, декорации трагедии И. Шпажинского «Чародейка» в Малом театре, «Русалки» А. Даргомыжского в частной рус. опере Мамонтова). По заказу Мамонтова В. написал исторические и сказочные картины «Ковер-самолет», «Битва русских со скифами», «Три царевны подземного царства». В 1883–85 выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея. Характерное для В. сочетание поэтичности и историчности нашло развитие в иллюстрациях к поэме «Песня про купца Калашникова» в издании сочинений М. Лермонтова (1891, издательство И. Кушнерова), к «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина (1899), цельно выразилось в создании исторического портрета-картины «Иван Грозный». С 1894 В. жил в доме (3-й Троицкий переулок, 13), выстроенном по собственному проекту в виде рубленого деревянного терема над белеными кирпичными стенами первого эт. (в интерьере – печи по рисункам В. с изразцами по эскизам М. Врубеля, мебель в неорусском стиле, ныне дом-музей В. Васнецова). В доме В. бывали М. Горький, А. Чехов, В. Гиляровский, Ф. Шаляпин, Третьяков, Мамонтов, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, В. Суриков, Репин, Поленов, И. Остроухов и др. Здесь В. работал над картинами, объединенными в серию «Поэма семи сказок» (в том числе «Царевна-лягушка», «Змей Горыныч»), создал в неорусском стиле эскиз фасада, объединившего постройки ГТГ (1900–05), а также эскиз дома И. Цветкова на Пречистенской наб. (1901–03), воспроизводящий формы моск. архитектуры 17 в. Под влиянием В. сложились «неорусские» постройки Ф. Шехтеля и неорусский стиль в моск. архитектуре и декор. искусстве начала XX в.
Москва была его творческой колыбелью. Художник с детства любил нар. песни и сказки, а в годы обучения в академии с увлечением изучал былины и исследования о рус. старине. Но лишь в Москве с ее древними памятниками развернулось замечательное дарование В. Художник проводил много времени в Кремле и Оружейной палате, вместе с Репиным и Поленовым бродил по Москве, изучая ее достопримечательности, почти каждое лето проводил в Абрамцеве. Приехав в Москву в 1878, художник поселился сначала в доме № 6 по 3-му Ушаковскому (Турчанинову) переулку. В 1881-1883 жил в доме № 23 по Воронцовской ул. и в доме № 21 по Смоленскому бульв., затем до 1885 в доме № 5 по Шапкину (2-му Спасоналивковскому) пер. (до переезда в Киев). Вернувшись в Москву в 1891, В. поселился в Б. Демидовском пер., 12 (не сохранился), здесь же провел зиму 1892/93 его брат А. Васнецов. В 1894 художник переехал в собственный дом в этом пер.
«Мы только тогда внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, – говорил В., – когда все силы свои устремим на развитие родного искусства, т. е. когда с возможным для нас совершенством и полнотою изобразим и выразим красоту, мощь, смысл родных наших образов, нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, нашу веру, и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».
Сейчас в доме В. открыт музей, посвященный его жизни и творчеству. В одном из залов приведены слова художника, как бы ставшие его творческим заветом: «Я всегда только Русью и жил». В доме-музее В. сохранены обстановка, графические работы и архитектурные эскизы В., фото, старое оружие и др.
В Москве:
Близкий друг И. Репина и В. Поленова, поселился в Москве по договоренности с ними. С нач. 1880-х увлекся темами древнерусской истории, образами старинных былин и нар. сказок, посещал заседания Общества любителей российской словесности, участвовал в рисовальных вечерах у Репина и Поленовых, часто бывал у П. Третьякова, в т. ч. на музыкальных вечерах, был знаком с семьей С. Мамонтова, принимал участие в сложившемся вокруг Мамонтова худ. кружке. По эскизам В. сооружены ц. и сказочная «Избушка на курьих ножках» (1883) в Абрамцеве – имении Мамонтова. В. встречался с А. Хлудовым, собирателем старых книг и рукописей, ценил декор. красоту древнерусской «вязи». Вдохновляемый старым «духом» Москвы, В. создавал поэтические произведения, созвучные напевности древнерусских былин и народных сказок, их героическому и проникновенно-лирическому эмоциональному строю («После побоища Игоря Святославича с половцами»; «Аленушка»; «Богатыри»). Достоверность претворения форм нар. ис-ва в сочетании с яркой поэтической образностью и декор. выразительностью отличала театральные работы В., впервые воссоздавшего на сцене богатый нац. колорит рус. старины (декорации пьесы-сказки А. Островского «Снегурочка» для домашнего спектакля Мамонтовых и одноименной оперы Н. Римского-Корсакова, декорации трагедии И. Шпажинского «Чародейка» в Малом театре, «Русалки» А. Даргомыжского в частной рус. опере Мамонтова). По заказу Мамонтова В. написал исторические и сказочные картины «Ковер-самолет», «Битва русских со скифами», «Три царевны подземного царства». В 1883–85 выполнил монументальное панно «Каменный век» для Исторического музея. Характерное для В. сочетание поэтичности и историчности нашло развитие в иллюстрациях к поэме «Песня про купца Калашникова» в издании сочинений М. Лермонтова (1891, издательство И. Кушнерова), к «Песни о вещем Олеге» А. Пушкина (1899), цельно выразилось в создании исторического портрета-картины «Иван Грозный». С 1894 В. жил в доме (3-й Троицкий переулок, 13), выстроенном по собственному проекту в виде рубленого деревянного терема над белеными кирпичными стенами первого эт. (в интерьере – печи по рисункам В. с изразцами по эскизам М. Врубеля, мебель в неорусском стиле, ныне дом-музей В. Васнецова). В доме В. бывали М. Горький, А. Чехов, В. Гиляровский, Ф. Шаляпин, Третьяков, Мамонтов, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, В. Суриков, Репин, Поленов, И. Остроухов и др. Здесь В. работал над картинами, объединенными в серию «Поэма семи сказок» (в том числе «Царевна-лягушка», «Змей Горыныч»), создал в неорусском стиле эскиз фасада, объединившего постройки ГТГ (1900–05), а также эскиз дома И. Цветкова на Пречистенской наб. (1901–03), воспроизводящий формы моск. архитектуры 17 в. Под влиянием В. сложились «неорусские» постройки Ф. Шехтеля и неорусский стиль в моск. архитектуре и декор. искусстве начала XX в.
Москва была его творческой колыбелью. Художник с детства любил нар. песни и сказки, а в годы обучения в академии с увлечением изучал былины и исследования о рус. старине. Но лишь в Москве с ее древними памятниками развернулось замечательное дарование В. Художник проводил много времени в Кремле и Оружейной палате, вместе с Репиным и Поленовым бродил по Москве, изучая ее достопримечательности, почти каждое лето проводил в Абрамцеве. Приехав в Москву в 1878, художник поселился сначала в доме № 6 по 3-му Ушаковскому (Турчанинову) переулку. В 1881-1883 жил в доме № 23 по Воронцовской ул. и в доме № 21 по Смоленскому бульв., затем до 1885 в доме № 5 по Шапкину (2-му Спасоналивковскому) пер. (до переезда в Киев). Вернувшись в Москву в 1891, В. поселился в Б. Демидовском пер., 12 (не сохранился), здесь же провел зиму 1892/93 его брат А. Васнецов. В 1894 художник переехал в собственный дом в этом пер.
«Мы только тогда внесем свою лепту в сокровищницу всемирного искусства, – говорил В., – когда все силы свои устремим на развитие родного искусства, т. е. когда с возможным для нас совершенством и полнотою изобразим и выразим красоту, мощь, смысл родных наших образов, нашей русской природы и человека, нашей настоящей жизни, нашего прошлого, наши грезы, нашу веру, и сумеем в своем истинно национальном отразить вечное, непреходящее».
Сейчас в доме В. открыт музей, посвященный его жизни и творчеству. В одном из залов приведены слова художника, как бы ставшие его творческим заветом: «Я всегда только Русью и жил». В доме-музее В. сохранены обстановка, графические работы и архитектурные эскизы В., фото, старое оружие и др.
Комментариев нет:
Отправить комментарий