Собинов Леонид (1872-1934) – певец (лирический тенор).
Родился в Ярославле 26 мая 1872 в купеческой семье. В 1890 поступил на юридический факультет Московского ун-та, принимал участие в студенческом хоре. С осени 1892 начал занятия вокалом в Филармоническом училище; в эти же годы выступал в итальянской оперной труппе. Закончив в 1894 ун-т, стал сотрудником (помощником присяжного поверенного) известного адвоката Ф.Н.Плевако. В 1897 успешно дебютировал на сцене Большого театра в партии Синодала в опере А.Г.Рубинштейна «Демон». Вскоре начал исполнять в театре ведущие партии лирического тенора: Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), Владимира Игоревича («Князь Игорь» Бородина), Князя («Русалка» Даргомыжского), Царя Берендея («Снегурочка» Римского-Корсакова), Самозванца («Борис Годунов» Мусоргского), Герцога («Риголетто» Верди), Надира («Искатели жемчуга» Бизе) и др. В Петербурге дебютировал в 1901. В 1904–1906 блестяще выступал в миланском театре «Ла Скала» в традиционном итальянском репертуаре, пел также в Монте-Карло и Мадриде; в 1909 давал концерты в Лондоне, Берлине, Париже. На протяжении всего творческого пути Собинов постоянно выступал в камерном вокальном репертуаре, особенно русском (Глинка, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Балакирев; певцу, в частности, посвящены пять романсов Рахманинова, соч. 34). С 1896 был активным участником Кружка любителей русской музыки (Керзинского). Часто гастролировал по России, охотно принимал участие в благотворительных концертах. В 1917–1918 Собинов был первым выборным директором Большого театра, в 1921 вновь возглавил театр, стремясь сохранить в нем классический репертуар. В 1934 стал заместителем руководителя художественной частью Оперной студии Станиславского. Пленительный голос неповторимого тембра сочетался у этого певца с высокой музыкальной и актерской одаренностью, необычайно благодарной сценической внешностью (что особенно проявлялось в трактовке таких партий, как Лоэнгрин и Владимир Ленский). Собинов в совершенстве владел бельканто; выступая в других странах, он обычно пел на соответствующих языках. Человек высокой культуры, тонкого интеллекта, он при подготовке новых партий тщательно изучал источники, исторические данные. Сохранившиеся записи Собинова демонстрируют одухотворенный и совершенно не устаревший стиль певца. Умер Собинов в Риге 14 октября 1934. Существует предположение, что вечером 11 октября приехавший в Ригу певец навестил архиепископа Иоанна (Поммера), и убийцы владыки могли ворваться в дом, когда архиепископ открыл ему дверь. Сам Собинов вскоре скоропостижно скончался в номере гостиницы в Риге, причем советское полпредство запретило делать вскрытие умершего, а причиной смерти объявили разрыв сердца. «Нужен был гений Шаляпина и высокий талант Собинова, чтобы открыть новую эру в оперном искусстве», - писал композитор С. Н. Василенко. В историю русской и мировой оперной сцены Л. В. Собинов (1872-1934) вошел как артист исключительного обаяния. После одного из его первых выступлений, еще до принятия в труппу Большого театра, известный музыкальный критик Н. Д. Кашкин говорил: «Голос необычайной гибкости и изящества, голос редчайшего серебристого тембра, голос, приносящий в зал радость». Собинов всю жизнь боролся с оперными штампами. Для каждой новой партии он находил свой, особый рисунок роли, только ей присущий характер звучания своего изумительного голоса. И в какой бы опере он ни пел - Ленского в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского или Лоэнгрина в «Лоэнгрине» Р. Вагнера, Князя в «Русалке» А. С. Даргомыжского или де Грие в «Манон» Масснэ, - зрители забывали, что они на спектакле. Питомец Московского ун-та, Собинов не терял с ним связи до конца жизни. Он ежегодно устраивал большой концерт, весь сбор с которого шел для оказания помощи нуждающимся студентам. В этих концертах принимали участие В. И. Качалов, А. В. Нежданова, И. М. Москвин, К. Н. Игумнов. Многие студенты, и в их числе революционер И. П. Каляев и писатель Л. Н. Андреев, благодаря помощи Собинова смогли окончить ун-тский курс. В 1923 г., во время одного из концертов, студенты вручили Собинову именную зачетную книжку. Этим подарком артист очень дорожил. В 1891 г., услышав молодого певца, директор музыкально-драматического училища Московского филармонического общества П. А. Шостаковский настойчиво советует ему посвятить себя сцене. Собинов поступил в это училище. Сначала оно помещалось на Большой Никитской дом № 24, (не сохранился), затем было переведено в дом № 4 по Малому Кисловскому переулку, переименованному в Собиновский. Впервые на сцене Большого театра Л. В. Собинов выступил в 1897 г. в партии Синодала в опере «Демон» А. Г. Рубинштейна. Дебют его имел огромный успех. Столь же горячо он был принят зрителями в партиях Баяна («Руслан и Людмила» М. И. Глинки) и Владимира Игоревича («Князь Игорь» А. П. Бородина). В начале сценического пути Собинов жил на Малой Бронной в доме № 24, в 1899 г. переехал в дом № 2 по Козицкому переулку, где прожил до 1909 г. В эти годы он создал свой лучший сценический образ - Ленского. Увидев Собинова в этой роли, С. Я. Лемешев писал: «Собинов создал такой гармоничный и классически законченный образ Ленского, так глубоко и полно раскрыл замысел автора, что, в сущности, не оставил возможности для какой-либо другой трактовки этой роли». Дом, где Собинов жил в 1909-1913 гг., не сохранился. Он находился на месте нынешнего большого здания № 17 на углу Тверской и Большого Гнездниковского переулка. В 1913-1919 гг. квартира артиста была в доме № 4 на Воздвиженке. Недолго (1919-1921 гг.) он прожил в доме № 10 в Малом Знаменском переулке. В 1921 г. он был назначен директором Большого театра, но вскоре отказался от этой почетной должности, стремясь отдавать все свои силы творческой работе. Собинов много выступает в концертах, вместе с К. С. Станиславским ведет педагогическую работу в оперном театре имени Станиславского. Композитор С. Н. Василенко вспоминает, что сюда «приходили заниматься не только молодежь, но и опытные певцы с крупными сценическими именами, которые обращались к этим двум замечательным художникам за помощью и советом». Нередко занятия проходили на квартире Собинова в Камергерском переулке (дом № 5/7). Здесь он провел последние тринадцать лет своей жизни (1921-1934 гг.). У него часто бывали А. В. Нежданова, В. И. Качалов, художник А. М. Васнецов, молодые композиторы и певцы. Для современников Собинов был «не только певцом-поэтом, но и настоящим артистом-гражданином». В обращении к артисту В. В. Вересаев писал, что в его искусстве «была та степень совершенства, где отпадала критика, отпадало свое составленное мнение и хотелось только упоенно слушать, упиваться лившейся от вас поэзией, наслаждаться внешней и внутренней красотой созданного вами образа».
Родился в Ярославле 26 мая 1872 в купеческой семье. В 1890 поступил на юридический факультет Московского ун-та, принимал участие в студенческом хоре. С осени 1892 начал занятия вокалом в Филармоническом училище; в эти же годы выступал в итальянской оперной труппе. Закончив в 1894 ун-т, стал сотрудником (помощником присяжного поверенного) известного адвоката Ф.Н.Плевако. В 1897 успешно дебютировал на сцене Большого театра в партии Синодала в опере А.Г.Рубинштейна «Демон». Вскоре начал исполнять в театре ведущие партии лирического тенора: Ленского («Евгений Онегин» Чайковского), Владимира Игоревича («Князь Игорь» Бородина), Князя («Русалка» Даргомыжского), Царя Берендея («Снегурочка» Римского-Корсакова), Самозванца («Борис Годунов» Мусоргского), Герцога («Риголетто» Верди), Надира («Искатели жемчуга» Бизе) и др. В Петербурге дебютировал в 1901. В 1904–1906 блестяще выступал в миланском театре «Ла Скала» в традиционном итальянском репертуаре, пел также в Монте-Карло и Мадриде; в 1909 давал концерты в Лондоне, Берлине, Париже. На протяжении всего творческого пути Собинов постоянно выступал в камерном вокальном репертуаре, особенно русском (Глинка, Чайковский, Рахманинов, Мусоргский, Балакирев; певцу, в частности, посвящены пять романсов Рахманинова, соч. 34). С 1896 был активным участником Кружка любителей русской музыки (Керзинского). Часто гастролировал по России, охотно принимал участие в благотворительных концертах. В 1917–1918 Собинов был первым выборным директором Большого театра, в 1921 вновь возглавил театр, стремясь сохранить в нем классический репертуар. В 1934 стал заместителем руководителя художественной частью Оперной студии Станиславского. Пленительный голос неповторимого тембра сочетался у этого певца с высокой музыкальной и актерской одаренностью, необычайно благодарной сценической внешностью (что особенно проявлялось в трактовке таких партий, как Лоэнгрин и Владимир Ленский). Собинов в совершенстве владел бельканто; выступая в других странах, он обычно пел на соответствующих языках. Человек высокой культуры, тонкого интеллекта, он при подготовке новых партий тщательно изучал источники, исторические данные. Сохранившиеся записи Собинова демонстрируют одухотворенный и совершенно не устаревший стиль певца. Умер Собинов в Риге 14 октября 1934. Существует предположение, что вечером 11 октября приехавший в Ригу певец навестил архиепископа Иоанна (Поммера), и убийцы владыки могли ворваться в дом, когда архиепископ открыл ему дверь. Сам Собинов вскоре скоропостижно скончался в номере гостиницы в Риге, причем советское полпредство запретило делать вскрытие умершего, а причиной смерти объявили разрыв сердца. «Нужен был гений Шаляпина и высокий талант Собинова, чтобы открыть новую эру в оперном искусстве», - писал композитор С. Н. Василенко. В историю русской и мировой оперной сцены Л. В. Собинов (1872-1934) вошел как артист исключительного обаяния. После одного из его первых выступлений, еще до принятия в труппу Большого театра, известный музыкальный критик Н. Д. Кашкин говорил: «Голос необычайной гибкости и изящества, голос редчайшего серебристого тембра, голос, приносящий в зал радость». Собинов всю жизнь боролся с оперными штампами. Для каждой новой партии он находил свой, особый рисунок роли, только ей присущий характер звучания своего изумительного голоса. И в какой бы опере он ни пел - Ленского в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского или Лоэнгрина в «Лоэнгрине» Р. Вагнера, Князя в «Русалке» А. С. Даргомыжского или де Грие в «Манон» Масснэ, - зрители забывали, что они на спектакле. Питомец Московского ун-та, Собинов не терял с ним связи до конца жизни. Он ежегодно устраивал большой концерт, весь сбор с которого шел для оказания помощи нуждающимся студентам. В этих концертах принимали участие В. И. Качалов, А. В. Нежданова, И. М. Москвин, К. Н. Игумнов. Многие студенты, и в их числе революционер И. П. Каляев и писатель Л. Н. Андреев, благодаря помощи Собинова смогли окончить ун-тский курс. В 1923 г., во время одного из концертов, студенты вручили Собинову именную зачетную книжку. Этим подарком артист очень дорожил. В 1891 г., услышав молодого певца, директор музыкально-драматического училища Московского филармонического общества П. А. Шостаковский настойчиво советует ему посвятить себя сцене. Собинов поступил в это училище. Сначала оно помещалось на Большой Никитской дом № 24, (не сохранился), затем было переведено в дом № 4 по Малому Кисловскому переулку, переименованному в Собиновский. Впервые на сцене Большого театра Л. В. Собинов выступил в 1897 г. в партии Синодала в опере «Демон» А. Г. Рубинштейна. Дебют его имел огромный успех. Столь же горячо он был принят зрителями в партиях Баяна («Руслан и Людмила» М. И. Глинки) и Владимира Игоревича («Князь Игорь» А. П. Бородина). В начале сценического пути Собинов жил на Малой Бронной в доме № 24, в 1899 г. переехал в дом № 2 по Козицкому переулку, где прожил до 1909 г. В эти годы он создал свой лучший сценический образ - Ленского. Увидев Собинова в этой роли, С. Я. Лемешев писал: «Собинов создал такой гармоничный и классически законченный образ Ленского, так глубоко и полно раскрыл замысел автора, что, в сущности, не оставил возможности для какой-либо другой трактовки этой роли». Дом, где Собинов жил в 1909-1913 гг., не сохранился. Он находился на месте нынешнего большого здания № 17 на углу Тверской и Большого Гнездниковского переулка. В 1913-1919 гг. квартира артиста была в доме № 4 на Воздвиженке. Недолго (1919-1921 гг.) он прожил в доме № 10 в Малом Знаменском переулке. В 1921 г. он был назначен директором Большого театра, но вскоре отказался от этой почетной должности, стремясь отдавать все свои силы творческой работе. Собинов много выступает в концертах, вместе с К. С. Станиславским ведет педагогическую работу в оперном театре имени Станиславского. Композитор С. Н. Василенко вспоминает, что сюда «приходили заниматься не только молодежь, но и опытные певцы с крупными сценическими именами, которые обращались к этим двум замечательным художникам за помощью и советом». Нередко занятия проходили на квартире Собинова в Камергерском переулке (дом № 5/7). Здесь он провел последние тринадцать лет своей жизни (1921-1934 гг.). У него часто бывали А. В. Нежданова, В. И. Качалов, художник А. М. Васнецов, молодые композиторы и певцы. Для современников Собинов был «не только певцом-поэтом, но и настоящим артистом-гражданином». В обращении к артисту В. В. Вересаев писал, что в его искусстве «была та степень совершенства, где отпадала критика, отпадало свое составленное мнение и хотелось только упоенно слушать, упиваться лившейся от вас поэзией, наслаждаться внешней и внутренней красотой созданного вами образа».
Комментариев нет:
Отправить комментарий