Полевой Борис (настоящее имя Борис Кампов) (1908 – 1981) – прозаик. Отец был юристом, мать – врачом. Вскоре после рождения Полевого семья переехала в Тверь. Отец рано умер; мать работала в фабричной больнице текстильного комбината товарищества Тверской мануфактуры, который принадлежал известным промышленникам Морозовым. После смерти отца семья из города вынуждена была переселиться в «служащие дома» морозовской фабрики. Отцом была собрана большая библ.; любовь к литературе привила мать. Полевой учился в техникуме, работал на текстильном комбинате, был плотогоном, избачом (заведовал сельским клубом). Первые заметки, очерки были написаны еще школьником и впервые появились в газете «Тверская правда», затем в молодежной газете «Смена», в других тверских газетах. Однажды по заданию газеты неск. дней провел в тесном общении с «блатным миром», результатом чего явилась серия очерков о «тверском дне», изданных отдельной книгой – «Мемуары вшивого человека» (1927) (это единственное издание, подписанное именем Б.Кампов). Псевдоним Полевой родился в результате предложения одного из редакторов фамилию Кампов «перевести с латинского» (campus – поле) на русский. После выхода в свет своей первой книги начинающий писатель получил большое письмо от М.Горького, что сам Полевой считал поворотным моментом в своей судьбе. Именно после доброжелательного письма Горького Полевой посвящает себя литературной работе, журналистике. В газетах Твери он проработал до самого начала войны. В 1939 в журнале «Октябрь» появилась первая повесть Полевого «Горячий цех», о которой сам он высказался так: «...в наших социалистических условиях возможно выводить в книге живого реального современника, который, если он несет в себе типичные приметы времени, может стать и героем литературы» (Оглядываясь на прожитое // Советские писатели. Автобиографии: В 2 т. М., 1959. Т.2. С.237). В этом высказывании – кредо писателя, который не изменял журналистскому видению жизни и тогда, когда создавал художественные произведения. В основе повести «Горячий цех» – реальная судьба «хулиганистого паренька», который поставил новый рекорд в кузнечном деле и «под напором доброй воли коллектива» раскрылся «в лучших своих чертах» (Там же). Книги Полевого были призваны воспитывать человека «нового общества». Таковы почти все последующие романы Полевого – «Золото» (1949), «Глубокий тыл» (1958), «На диком бреге...» (1962), «Доктор Вера» (1965), повесть «Анюта» (1977), сб. рассказов: «Современники» (1952) (посвященный строителям Волго-Донского канала), «Далекие друзья» (1959). В годы ВОВ Полевой находился в действующей армии. Боевым офицером и журналистом Полевой прошел всю войну. Осенью 1941 его репортажи начали появляться в газете «Правда». В качестве офицера связи и корреспондента он встретил последний день войны в восставшей Праге, откуда передал свой последний военный репортаж. В годы войны Полевой становится известным журналистом и публицистом; широко расходятся его книги «От Белгорода до Карпат» (1945), «Мы – советские люди» (1948), повесть «Вернулся» (1949), «Эти четыре года» (корреспонденции с фронта – 1974). В послевоенные годы публицистическая деятельность Полевого была так же активна: «Американские дневники» (1956), «30000 ли по новому Китаю» (1957), «Саянские записи» (1963) и др. Самое известное произведение Полевого – «Повесть о настоящем человеке» (1946), поведавшая о несгибаемом мужестве человека. Герой книги Алексей Мересьев (реальный прототип носил фамилию Маресьев) – летчик, лишившийся в бою ступней обеих ног и вернувшийся в авиацию. Рассказ А.Маресьева, сбитого в лесах под Великими Луками, Полевой записал в свой дневник во время одной из фронтовых встреч. Присутствуя в качестве корреспондента на Нюрнбергском процессе, слушая допросы о фашистских злодеяниях на советской земле, Полевой обратился к своим фронтовым записям и, находясь в Германии, за 19 дней написал эту повесть. Книга имела огромный успех. Она помогала поколению, израненному войной, искать силы для того, чтобы вернуться к мирной жизни. Положенный в основу книги документальный принцип был дополнен рассуждениями писателя об особом характере «советского человека, коммуниста». Книгам Полевой, при всей их очерковости, документальности, свойственна эмоциональная приподнятость стиля и одновременно – некая заданность, социальный заказ, попытка создать образ «положительного героя» как пример для подражания. В этом качестве «Повесть о настоящем человеке» Полевого оказалась рядом с романом Н.Островского «Как закалялась сталь». Повесть была экранизирована в 1948 на Мосфильме (реж. А.Столпер; в роли Мересьева – П.Кадочников). На сюжет повести С.Прокофьевым была написана в 1948 одноименная опера. Писательское творчество и журналистика – лишь одна сторона деятельности Полевой: он был видным общественным деятелем, занимался литературно-организационной работой, долгие годы (1962-81) являлся главным редактором популярного молодежного журнала «Юность».
Комментариев нет:
Отправить комментарий