Матвей Казаков (1738–1812) – архитектор, родоначальник московской архитектурной школы, один из основоположников классицизма в русской архитектуре. Его отец – Федор – крепостной крестьянин, когда-то был отдан помещиком в матросы. По воле случая Федор остался служить при Адмиралтейской конторе переписчиком бумаг, что подарило ему и его семье свободу, трудолюбие же его обеспечило сыну прекрасное будущее. В 13-летнем возрасте, в награду за безупречную службу отца, Матвей был зачислен в архитектурную школу архитектора Дмитрия Ухтомского. Ученики его не только изучали теорию, но и получали практические навыки: контролировали процесс строительства, составляя рапорты обо всех замеченных ошибках. В 23 года, получив звание архитектурии прапорщика, поступил в мастерскую главного городового архитектора Москвы П. Никитина. А в 1763 году дотла сгорела Тверь, и восстанавливать ее поручили команде Никитина. Казаков участвовал в разработке генерального плана нового города, составил проект архиерейского дома – Тверского дворца. После Твери была работа с Баженовым над проектом дворца в Кремле, стр-во подъездного Петровского путевого дворца. Дворец еще не был закончен, а Казаков уже получает новый заказ – здание Сената в Кремле. Неудобное местоположение задуманного строения + блестящее решение проблемы и архитектор входит в ряды лучших. Заказов от частных лиц не счесть. В архитектуру городского дома М. Казаков вносит много нового. Он перерабатывает старую усадебную систему планировки дома и теперь тот ставится не в глубине участка, а напротив – по красной линии. Тем самым дома включаются всей своей, нередко прямо-таки дворцовой, архитектурой в общий облик города. Неск. десятков созданных им домов и дворцов, не считая многих крупных общественных зданий, украшали улицы Москвы. Особенно известны: дом Демидова в Гороховском переулке, Гагарина на Петровском бульваре, Меньшикова на Большой Никитской, Барышникова на Мясницкой. Сменив Баженова на посту начальника Кремлевской экспедиции, М. Казаков организовал при ней архитектурную школу. Среди учеников 3 его сына: Василий, Матвей и Павел. Василий обучался архитекторскому делу с 10 лет, но уже в 22 года подал прошение об отставке из-за туберкулеза. Павел в 13 лет подал прошение о зачислении на службу в один день со старшим братом Матвеем, которому на тот момент исполнилось 16. Через год оба брата уже получали жалованье в 100 рублей в год. В 1800 году вместе с отцом работали над составлением плана Москвы. В 1810 году в возрасте 25 лет Павел умер, немногим раньше от туберкулеза умер Василий. Матвей же прожил до 39 лет, был известен в Москве своими работами. В 1800-1804 М. Казаков работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов наиболее значительных московских зданий. Сохранилось неск. «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 строений самого архитектора и его современников. Начальник Кремлевской экспедиции Валуев писал: «Только знаменитый и искуснейший архитектор, статский советник Казаков, прославленный и по всей России отличнейшими познаниями сего художества и практическим производством наполнил не только Москву, но и многие края России хорошими архитекторами». В 1812 г. семья увезла М. Казакова из Москвы в Рязань. Здесь он узнал о пожаре. «Весть сия, – писал его сын, – нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь зодчеству, украсив престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным».
Матвей Казаков (1738–1812) – арх., родоначальник московской архитектурной школы, один из основоположников классицизма в русской архитектуре. Его отец – Федор – крепостной крестьянин, когда-то был отдан помещиком в матросы. По воле случая Федор остался служить при Адмиралтейской конторе переписчиком бумаг, что подарило ему и его семье свободу, трудолюбие же его обеспечило сыну прекрасное будущее. В 13-летнем возрасте, в награду за безупречную службу отца, Матвей был зачислен в архитектурную школу арх. Дмитрия Ухтомского. Ученики его не только изучали теорию, но и получали практические навыки: контролировали процесс строительства, составляя рапорты обо всех замеченных ошибках. В 23 года, получив звание архитектурии прапорщика, поступил в мастерскую главного городового арх. Москвы П. Никитина. А в 1763 году дотла сгорела Тверь, и восстанавливать ее поручили команде Никитина. Казаков участвовал в разработке генерального плана нового города, составил проект архиерейского дома – Тверского дворца. После Твери была работа с Баженовым над проектом дворца в Кремле, стр-во подъездного Петровского путевого дворца. Дворец еще не был закончен, а Казаков уже получает новый заказ – здание Сената в Кремле. Неудобное местоположение задуманного строения + блестящее решение проблемы и арх. входит в ряды лучших. Заказов от частных лиц не счесть. В архитектуру городского дома М. Казаков вносит много нового. Он перерабатывает старую усадебную систему планировки дома и теперь тот ставится не в глубине участка, а напротив – по красной линии. Тем самым дома включаются всей своей, нередко прямо-таки дворцовой, архитектурой в общий облик города. Неск. десятков созданных им домов и дворцов, не считая многих крупных общественных зданий, украшали ул. Москвы. Особенно известны: дом Демидова в Гороховском пер., Гагарина на Петровском бульваре, Меньшикова на Большой Никитской, Барышникова на Мясницкой. Сменив Баженова на посту начальника Кремлевской экспедиции, М. Казаков организовал при ней архитектурную школу. Среди учеников 3 его сына: Василий, Матвей и Павел. Василий обучался арх.скому делу с 10 лет, но уже в 22 года подал прошение об отставке из-за туберкулеза. Павел в 13 лет подал прошение о зачислении на службу в один день со старшим братом Матвеем, которому на тот момент исполнилось 16. Через год оба брата уже получали жалованье в 100 рублей в год. В 1800 году вместе с отцом работали над составлением плана Москвы. В 1810 году в возрасте 25 лет Павел умер, немногим раньше от туберкулеза умер Василий. Матвей же прожил до 39 лет, был известен в Москве своими работами. В 1800-1804 М. Казаков работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов наиболее значительных московских зданий. Сохранилось неск. «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 строений самого арх. и его современников. Начальник Кремлевской экспедиции Валуев писал: «Только знаменитый и искуснейший арх., статский советник Казаков, прославленный и по всей России отличнейшими познаниями сего художества и практическим производством наполнил не только Москву, но и многие края России хорошими архитекторами». В 1812 г. семья увезла М. Казакова из Москвы в Рязань. Здесь он узнал о пожаре. «Весть сия, – писал его сын, – нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь зодчеству, украсив престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным». Архивные документы и планы владения 18-20 веков позволяют восстановить более чем двухвековую историю усадьбы М. Казакова. Арх. купил ее в 1782 году у армейского капитана П. Белавина. Территория усадьбы была мало застроена. В восточной части располагались каменные палаты середины 18 века, западную занимал обширный сад. Северной стороной усадьба примыкала к ограде Златоустинского мон-ря. Вдоль монастырской ограды и Малого Златоустинского пер. размещались деревянные жилые и хозяйственные постройки. К середине 1780-х годов Казаков перепланировал усадьбу, поделив ее на две части: в восточной проживал арх. с семьей, постройки в западной части предполагалось сдавать в наем. Арх. перестроил главный дом, в объем которого вошли старые каменные палаты. Протяженный главный фасад выходил во двор, торцовый фасад – на красную линию Малого Златоустинского пер.. Слева от дома был постр. небольшой двухэт.ный каменный жилой флигель. В западной части владения появились два каменных двухэт.ных здания: один по Большому Златоустинскому переулку, другой у пересечения Большого и Малого Златоустинских переулков. Посередине, у монастырской ограды, находился небольшой сад. Все здания имели скромный арх. облик и предельно простое художественно-декоративное оформление. В своей усадьбе М. Казаков жил с семьей с 1782 по 1812. Здесь размещались его мастерская, чертежная, архитектурная школа, здесь он хотел организовать «училище каменных, плотничьих и столярных мастеров из российского юношества». Сюда к нему приходили ученики, помощники, друзья – известные московские арх. Р. Казаков, А. Бакарев, И. Еготов, О. Бове и др. Возможно, здесь бывал и В. Баженов. «Его дом был открыт для любителей художников, а также ученых людей и всякий интересовался его беседой – он радушен был для всех и каждого». В эти годы он создал проекты и построил по ним здания Сената в Кремле, Московского университета, Дворянского собрания, ансамбль Голицынской больницы и др.
Казаков Матвей (1738, Москва – 1812, Рязань), арх., один из основоположников классицизма в московской архитектуре конца 18 в. В 1751–60 учился в архитектурной школе Д.В. Ухтомского. С 1768 первый помощник В.И. Баженова в Экспедиции кремлевского строения, в 1768–73 участвовал в проектировании и закладке Большого Кремлевского дворца, в 1775 – в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле, в формах и декоре которых соединены мотивы средневековой крепостной, готической, древнерусской архитектуры, использованные Казаковым также в наружной отделке живописного ансамбля Петровского дворца; в 1789–93 при перестройке дворца в Царицыне Казаков вновь обратился к готическим мотивам наряду со свободно трактованными ордерными формами. В 1775 утвержден в звании арх. В большинстве своих работ – сторонник строгих классицистических форм, четких и ясных, пластически выразительных объемов; излюбленное Казаковым сочетание центрального колонного портика и купола над средним залом-ротондой придает его монументальным постройкам гармоническую законченность, возвышенность и величие архитектурного образа. Широтой градостроительного мышления и рационализмом планировки отличаются работы Казакова, определившие масштабы и характер застройки Москвы конца 18 – начала 19 вв.: монументальное здание Сената, связанное возвышающимся над стенами Кремля куполом с пространством Красной пл.; ансамбли Московского университета, Голицынской больницы; усадьба Барышниковых. Казаков создал многочисленные дома-усадьбы, в которых фасад с высоким цоколем и колонным портиком строился по красной линии, формируя перспективу ул. (в том числе усадьбы Демидова и Губина). Пространственная и пластическая цельность отделки интерьеров достигалась Казаковым введением большого ордера (Колонный зал Благородного собрания), скульптуры (Сенат, университет), лепного и живописного декора (так называемые Золотые комнаты дома Демидова). Выразительной пластикой форм выделяются ц.-ротонды Казакова – Ц. Филиппа Митрополита, Ц. Косьмы и Дамиана на Маросейке. Одна из последних работ Казакова – Павловская больница. В 1800–04 руководил составлением генерального и «фасадического» планов Москвы и созданием серии альбомов наиболее значительных архитектурных зданий, постр. по его собственным проектам и проектам других зодчих. Автор многих графических работ – архитектурных чертежей, офортов, рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774–75), «Стр-во Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; оба – в ГНИМА) и др. Казаков организовал архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения; ученики – И.В. Еготов, А.Н. Бокарев, О.И. Бове, И.Г. Таманский, М.М. Казаков, Р.Р. Казаков и др. В 1812 году, перед захватом Москвы наполеоновскими войсками, дети увезли уже тяжело больного арх. в Рязань, где он умер и был похоронен.
Матвей Казаков (1738–1812) – арх., родоначальник московской архитектурной школы, один из основоположников классицизма в русской архитектуре. Его отец – Федор – крепостной крестьянин, когда-то был отдан помещиком в матросы. По воле случая Федор остался служить при Адмиралтейской конторе переписчиком бумаг, что подарило ему и его семье свободу, трудолюбие же его обеспечило сыну прекрасное будущее. В 13-летнем возрасте, в награду за безупречную службу отца, Матвей был зачислен в архитектурную школу арх. Дмитрия Ухтомского. Ученики его не только изучали теорию, но и получали практические навыки: контролировали процесс строительства, составляя рапорты обо всех замеченных ошибках. В 23 года, получив звание архитектурии прапорщика, поступил в мастерскую главного городового арх. Москвы П. Никитина. А в 1763 году дотла сгорела Тверь, и восстанавливать ее поручили команде Никитина. Казаков участвовал в разработке генерального плана нового города, составил проект архиерейского дома – Тверского дворца. После Твери была работа с Баженовым над проектом дворца в Кремле, стр-во подъездного Петровского путевого дворца. Дворец еще не был закончен, а Казаков уже получает новый заказ – здание Сената в Кремле. Неудобное местоположение задуманного строения + блестящее решение проблемы и арх. входит в ряды лучших. Заказов от частных лиц не счесть. В архитектуру городского дома М. Казаков вносит много нового. Он перерабатывает старую усадебную систему планировки дома и теперь тот ставится не в глубине участка, а напротив – по красной линии. Тем самым дома включаются всей своей, нередко прямо-таки дворцовой, архитектурой в общий облик города. Неск. десятков созданных им домов и дворцов, не считая многих крупных общественных зданий, украшали ул. Москвы. Особенно известны: дом Демидова в Гороховском пер., Гагарина на Петровском бульваре, Меньшикова на Большой Никитской, Барышникова на Мясницкой. Сменив Баженова на посту начальника Кремлевской экспедиции, М. Казаков организовал при ней архитектурную школу. Среди учеников 3 его сына: Василий, Матвей и Павел. Василий обучался арх.скому делу с 10 лет, но уже в 22 года подал прошение об отставке из-за туберкулеза. Павел в 13 лет подал прошение о зачислении на службу в один день со старшим братом Матвеем, которому на тот момент исполнилось 16. Через год оба брата уже получали жалованье в 100 рублей в год. В 1800 году вместе с отцом работали над составлением плана Москвы. В 1810 году в возрасте 25 лет Павел умер, немногим раньше от туберкулеза умер Василий. Матвей же прожил до 39 лет, был известен в Москве своими работами. В 1800-1804 М. Казаков работал над созданием генерального и «фасадического» («с птичьего полета») планов Москвы и серии архитектурных альбомов наиболее значительных московских зданий. Сохранилось неск. «Архитектурных альбомов М. Ф. Казакова», включающих планы, фасады и разрезы 103 строений самого арх. и его современников. Начальник Кремлевской экспедиции Валуев писал: «Только знаменитый и искуснейший арх., статский советник Казаков, прославленный и по всей России отличнейшими познаниями сего художества и практическим производством наполнил не только Москву, но и многие края России хорошими архитекторами». В 1812 г. семья увезла М. Казакова из Москвы в Рязань. Здесь он узнал о пожаре. «Весть сия, – писал его сын, – нанесла ему смертельное поражение. Посвятив всю свою жизнь зодчеству, украсив престольный град великолепными зданиями, он не мог без содрогания вообразить, что многолетние его труды превратились в пепел и исчезли с дымом пожарным». Архивные документы и планы владения 18-20 веков позволяют восстановить более чем двухвековую историю усадьбы М. Казакова. Арх. купил ее в 1782 году у армейского капитана П. Белавина. Территория усадьбы была мало застроена. В восточной части располагались каменные палаты середины 18 века, западную занимал обширный сад. Северной стороной усадьба примыкала к ограде Златоустинского мон-ря. Вдоль монастырской ограды и Малого Златоустинского пер. размещались деревянные жилые и хозяйственные постройки. К середине 1780-х годов Казаков перепланировал усадьбу, поделив ее на две части: в восточной проживал арх. с семьей, постройки в западной части предполагалось сдавать в наем. Арх. перестроил главный дом, в объем которого вошли старые каменные палаты. Протяженный главный фасад выходил во двор, торцовый фасад – на красную линию Малого Златоустинского пер.. Слева от дома был постр. небольшой двухэт.ный каменный жилой флигель. В западной части владения появились два каменных двухэт.ных здания: один по Большому Златоустинскому переулку, другой у пересечения Большого и Малого Златоустинских переулков. Посередине, у монастырской ограды, находился небольшой сад. Все здания имели скромный арх. облик и предельно простое художественно-декоративное оформление. В своей усадьбе М. Казаков жил с семьей с 1782 по 1812. Здесь размещались его мастерская, чертежная, архитектурная школа, здесь он хотел организовать «училище каменных, плотничьих и столярных мастеров из российского юношества». Сюда к нему приходили ученики, помощники, друзья – известные московские арх. Р. Казаков, А. Бакарев, И. Еготов, О. Бове и др. Возможно, здесь бывал и В. Баженов. «Его дом был открыт для любителей художников, а также ученых людей и всякий интересовался его беседой – он радушен был для всех и каждого». В эти годы он создал проекты и построил по ним здания Сената в Кремле, Московского университета, Дворянского собрания, ансамбль Голицынской больницы и др.
Казаков Матвей (1738, Москва – 1812, Рязань), арх., один из основоположников классицизма в московской архитектуре конца 18 в. В 1751–60 учился в архитектурной школе Д.В. Ухтомского. С 1768 первый помощник В.И. Баженова в Экспедиции кремлевского строения, в 1768–73 участвовал в проектировании и закладке Большого Кремлевского дворца, в 1775 – в оформлении праздничных увеселительных павильонов на Ходынском поле, в формах и декоре которых соединены мотивы средневековой крепостной, готической, древнерусской архитектуры, использованные Казаковым также в наружной отделке живописного ансамбля Петровского дворца; в 1789–93 при перестройке дворца в Царицыне Казаков вновь обратился к готическим мотивам наряду со свободно трактованными ордерными формами. В 1775 утвержден в звании арх. В большинстве своих работ – сторонник строгих классицистических форм, четких и ясных, пластически выразительных объемов; излюбленное Казаковым сочетание центрального колонного портика и купола над средним залом-ротондой придает его монументальным постройкам гармоническую законченность, возвышенность и величие архитектурного образа. Широтой градостроительного мышления и рационализмом планировки отличаются работы Казакова, определившие масштабы и характер застройки Москвы конца 18 – начала 19 вв.: монументальное здание Сената, связанное возвышающимся над стенами Кремля куполом с пространством Красной пл.; ансамбли Московского университета, Голицынской больницы; усадьба Барышниковых. Казаков создал многочисленные дома-усадьбы, в которых фасад с высоким цоколем и колонным портиком строился по красной линии, формируя перспективу ул. (в том числе усадьбы Демидова и Губина). Пространственная и пластическая цельность отделки интерьеров достигалась Казаковым введением большого ордера (Колонный зал Благородного собрания), скульптуры (Сенат, университет), лепного и живописного декора (так называемые Золотые комнаты дома Демидова). Выразительной пластикой форм выделяются ц.-ротонды Казакова – Ц. Филиппа Митрополита, Ц. Косьмы и Дамиана на Маросейке. Одна из последних работ Казакова – Павловская больница. В 1800–04 руководил составлением генерального и «фасадического» планов Москвы и созданием серии альбомов наиболее значительных архитектурных зданий, постр. по его собственным проектам и проектам других зодчих. Автор многих графических работ – архитектурных чертежей, офортов, рисунков, в том числе «Увеселительные строения на Ходынском поле в Москве» (тушь, перо, 1774–75), «Стр-во Петровского дворца» (тушь, перо, 1778; оба – в ГНИМА) и др. Казаков организовал архитектурную школу при Экспедиции кремлевского строения; ученики – И.В. Еготов, А.Н. Бокарев, О.И. Бове, И.Г. Таманский, М.М. Казаков, Р.Р. Казаков и др. В 1812 году, перед захватом Москвы наполеоновскими войсками, дети увезли уже тяжело больного арх. в Рязань, где он умер и был похоронен.
Комментариев нет:
Отправить комментарий