Валентина Гризодубова – дочь изобретателя и летчика Степана Гризодубова. Родилась в Харькове. Уже в 2,5 года Валентина поднялась в небо на отцовском аэроплане с харьковского аэродрома, привязанная к отцу ремнями. В 14 лет она совершила первый полет на планере в Коктебеле на слете планеристов. После окончания средней школы поступила в Харьковский технологический ин-т. Параллельно окончила музыкальное училище по классу рояля и была зачислена в консерваторию. 4 ноября 1928 года, будучи студенткой ХТИ, зачисляется в первый набор Харьковского Центрального аэроклуба. Окончила аэроклуб за три месяца. Для продолжения обучения летному мастерству в Харькове не было возможностей, и Гризодубова, оставив ин-т, поступила в 1-ю Тульскую летно-спортивную школу ОСОАВИАХИМа. В 1929 году поступила в Пензенскую школу летчиков-инструкторов. Занималась планерным спортом. С 1930 по 193 год работала летчиком-инструктором в Тульском аэроклубе «Добролет», затем – инструктором летной школы около подмосковной деревни Тушино. В 1934-35 годах была летчиком агитэскадрильи имени М. Горького, базирующейся на Центральном аэродроме в Москве. Работая в эскадрилье, она облетела почти всю страну на различных типах самолетов того времени. Летала над Памиром, Кабардино-Балкарией, Ферганской долиной. В 1939 году назначена начальником Управления международных воздушных линий СССР. Училась в Ленинградском ин-те инженеров Гражданского воздушного флота. В октябре 1937 года установила 5 мировых авиационных рекордов на легкомоторных самолетах. 24–25 сентября 1938 года в качестве командира экипажа вместе с П. Осипенко и М. Расковой на самолете «Родина» (АНТ-37) совершила беспосадочный перелет из Москвы на Дальний Восток, установив международный женский рекорд дальности полета (за 26 часа 29 минут покрыто расстояние в 6450 км). В. Гризодубова, используя свою известность и знакомства в высших кругах, ходатайствовала в защиту людей, пострадавших от репрессий. В частности, вместе с прославленным летчиком М. М. Громовым она вступилась за С. П. Королева, будущего создателя советской космической программы; во многом благодаря их усилиям его перевели из лагеря на Колыме в «Туполевскую шарагу» ЦКБ-29. В 1941 году вступила в ВКП(б). Возглавляла Антифашистский комитет советских женщин. Член комиссии по расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (1942 год). Во время Великой Отечественной войны, с марта 1942 года по октябрь 1943 года, командовала 101 Авиаполком Авиации дальнего действия. На май 1943 года лично совершила около 200 боевых вылетов (в том числе 132 – ночных) на самолете Ли-2 на бомбардировку вражеских объектов, для доставки боеприпасов и военных грузов на передовую и для поддержки связи с партизанскими отрядами. В 1943 году присвоено звание полковника. При этом, по данным командующего АДД А. Е. Голованова, полк Гризодубовой имел низкую дисциплину среди личного состава и большое количество не связанных с ведением боевых действий летных происшествий, а сама Гризодубова не раз самовольно оставляла свою часть во время ведения боевых действий. В 1944 году, согласно одной версии, с целью получения генеральского звания и преобразования ее полка в гвардейский, подала в ЦК ВКП(б) жалобу на командующего Авиацией дальнего действия А. Е. Голованова. В результате проведенного расследования жалоба была признана заведомо ложной, после чего Гризодубова была выведена из состава АДД, а ее дело было решено передать в военный трибунал (исходя из текста в указанном источнике, дело в трибунал передано не было). Полк же Гризодубовой, под командованием ее бывшего заместителя, уже через несколько месяцев был преобразован в 31-й гвардейский бомбардировочный полк. С 1946 года полковник Гризодубова – в запасе. После демобилизации из Советской Армии работала в гражданской авиации заместителем начальника НИИ-17 (позднее Ин-т приборостроения, в н. вр.Концерн радиостроения «Вега») по летной части. Ее подразделение проводило испытания радиоэлектронной аппаратуры для Военно-воздушных сил и гражданской авиации. Она лично принимала участие в испытательных полетах по испытанию и доводке разрабатываемого в НИИ-17 радиолокационного оборудования. В 1963 году по личной инициативе Гризодубовой был создан уникальный Научно-исследовательский летно-испытательный центр (НИЛИЦ) на аэродроме Солнцево, который она и возглавила. В 1972 году Гризодубова вернулась в Ин-т приборостроения на должность заместителя начальника, где проработала до 1993 года. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва. Муж – Виктор Соколов. Сын – Валерий. Умерла в 84 года.
Комментариев нет:
Отправить комментарий