Ступишин Михаил (1916–1980) родился в д. Михальчиково, Нижегородской области в семье крестьянина. В 1921 г. с родителями переехал в Нижний Новгород. В 1929-1932 годах вместе со старшим братом воспитывался в детском доме имени Ансона в городе Горьком. Здесь окончил 7 классов, поступил в водный техникум, но из-за материальных трудностей учиться не смог. Уехал в Иваново к отцу, ответственному работником обкома. Окончил 2 курса Ивановского художественного техникума. В 1935 году был призван в РККА и по комсомольской путевке направлен в Ворошиловградскую летную школу. В 1937 году, за неск. дней до выпуска, был отчислен из школы, т.к. в Иваново был арестован его отец. Уехал в Горький, работал в художественных мастерских, затем местном аэроклубе инструктором. Подготовил 48 летчиков. В декабре 1941 года был вновь призван в армию. За первые пять месяцев на Западном фронте в составе 712 бап Ступишин совершил 24 боевых вылета на По-2. Весной 1942 совершил неск. боевых вылетов на Як-1 в составе 66 иап. В мае 1942 года освоил штурмовик Ил-2, на котором воевал до последнего дня. В 312 шап воевал сначала пилотом, затем командиром звена, эскадрильи. Участвовал в сражении на Курской дуге. Воевал под Ржевом, Витебском, Минском, Белостоком. Два раза был ранен и один раз контужен. В мае 1944 г. назначен штурманом 198 шап. К августу 1944 года майор Ступишин совершил 98 боевых вылетов на штурмовку живой силы и боевой техники противника. В сентябре 1944 года его направили на учебу в Военно-воздушную академию. Всего к тому времени провел 133 боевых вылета. Но учиться в академии не пришлось - сказалась контузия. Насколько месяцев провел по госпиталям. В 1946 году по состоянию здоровья уволен в запас. Но с авиацией он не расстался, перешел в Гражданский воздушный флот. Два года водил пассажирский С-47 на международных линиях, летал во Францию, Италию, Швейцарию, Грецию. В 1948 году он перешел в полярную авиацию. Участвовал во многих высокоширотных экспедициях, летал на дрейфующие станции. В 1954 году обеспечивал на Ан-2 работу станции «Северный полюс-3». Участвовал он и в первом сверхдальнем перелете по маршруту Москва-Антарктида-Москва, который проходил с декабря 1961 года по февраль 1962 года. На самолетах Ил-18, в экипаже которого был М.П. Ступишин, и Ан-12 на полярный континент были доставлены участники 7-й Советской Антарктической экспедиции. В 1963 году он вновь участвовал в сверхдальнем перелете в Антарктиду. За плечами у Героя Советского Союза М.П. Ступишина почти 4 миллиона килом воздушных дорог, 625 дней в воздухе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий