Владимир Петляков (1891–1942) –авиаконструктор.
Родился в селе Самбек близ города Таганрога в семье чиновника. После окончания в Таганроге восьмиклассного технического училища в 1911 году, скопив 25 рублей, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Он поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учебу. После революции он смог продолжить учебу и одновременно работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчетно-испытательном бюро. В составе конструкторской группы А. Н. Туполева принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолетов КБ Туполева. В 1925–1936 годах Петляков возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолетов Туполева. Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову разработать самолет ТБ-7 (АНТ-42) –Пе-8. В 1937 году Петляков был арестован за организацию «Русско-фашистской партии», но как и многие другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве (ЦКБ-29). В это время ему было дано задание спроектировать высотный истребитель. Такой истребитель был спроектирован, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости. Тогда Петлякову было поручено проектирование пикирующего бомбардировщика и он в кратчайшие сроки справился с заданием. Л. П. Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И Петляков был освобожден в 1940 году за успешную разработку новой машины. Производство самолетов, получивших название Пе-2, было налажено на Казанском авиационном заводе. С началом Великой Отечественной войны, многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства самолетов. На их место вставали подростки и женщины и даже были присланы 100 рабочих-узбеков, которых не взяли на фронт из-за незнания русского языка. В связи с этим Петляков неоднократно обращался к высшему руководству СССР, в том числе и лично к Сталину с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих. 12 января 1942 года Петляков и его заместитель вылетели в Москву на двух новых самолетах Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. Полет проходил на малой высоте вдоль линии железной дороги Казань –Москва. После того как, самолеты пролетели Сергач и мост через реку Пьяну, самолет в котором находился Петляков, упал в поле возле деревни Мамешево и разбился. Весь экипаж и Петляков погибли.
Версии гибели. Плохие погодные условия. По словам очевидцев падения самолета, погода была морозная и ясная. Однако судя по сводке о погоде, в р-не Арзамаса наблюдалась низкая (до 200 м) облачность. Пожар. Несмотря на то, что очевидцы утверждали о пожаре в воздухе, по данным медэкспертизы окиси углерода в организме погибших не обнаружено. Тем не менее, в акте комиссии под председательством командира АПОН полковника Н. Г. Мурзина (из прочих подписавших акт наиболее известен профессор А. В. Чесалов, тогда и. о. начальника ЛИИ) указан «пожар на борту самолета на малой высоте». Отказ двигателя по причине возгорания. Это наиболее вероятная версия, так как самолет незадолго перед падением развернуло влево. Сложность пилотирования Пе-2 на малых скоростях обусловлавливается применением «скоростного» профиля крыла, ибо первоначально это был высотный перехватчик. Вышеприведенный акт комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы «исключает причину загорания самолета от моторов» и констатирует, что приемка (в авральные дни конца декабря) и подготовка были проведены халатно. Обстрел зенитчиками, защищавшими мост через Пьяну. Версия подтверждения не нашла. Столкновение в воздухе с другим Пе-2. Несмотря на мнение старожилов деревни Мамешево, никакого отношения к действительности эта версия не имеет.
Родился в селе Самбек близ города Таганрога в семье чиновника. После окончания в Таганроге восьмиклассного технического училища в 1911 году, скопив 25 рублей, поехал в Москву поступать в Императорское Московское техническое училище. Он поступил на механический факультет, но из-за материальных трудностей был вынужден прервать учебу. После революции он смог продолжить учебу и одновременно работать лаборантом в аэродинамической лаборатории при авиационном расчетно-испытательном бюро. В составе конструкторской группы А. Н. Туполева принимал участие в разработках глиссеров и аэросаней, а впоследствии и самолетов КБ Туполева. В 1925–1936 годах Петляков возглавлял в КБ группу крыла, занимавшуюся проектированием крыльев для самолетов Туполева. Опыт, полученный в КБ Туполева, позволил Петлякову разработать самолет ТБ-7 (АНТ-42) –Пе-8. В 1937 году Петляков был арестован за организацию «Русско-фашистской партии», но как и многие другие арестованные авиационные специалисты, находился в заключении в специальном закрытом КБ в Москве (ЦКБ-29). В это время ему было дано задание спроектировать высотный истребитель. Такой истребитель был спроектирован, но опыт советско-финской войны показал, что в подобных истребителях нет необходимости. Тогда Петлякову было поручено проектирование пикирующего бомбардировщика и он в кратчайшие сроки справился с заданием. Л. П. Берия, курировавший в то время закрытые КБ, обещал, что за успешное выполнение заданий авиаконструкторы будут освобождены. И Петляков был освобожден в 1940 году за успешную разработку новой машины. Производство самолетов, получивших название Пе-2, было налажено на Казанском авиационном заводе. С началом Великой Отечественной войны, многие рабочие и инженеры были призваны на фронт, что отрицательно сказалось на качестве производства самолетов. На их место вставали подростки и женщины и даже были присланы 100 рабочих-узбеков, которых не взяли на фронт из-за незнания русского языка. В связи с этим Петляков неоднократно обращался к высшему руководству СССР, в том числе и лично к Сталину с просьбой вернуть с фронта всех специалистов и рабочих. 12 января 1942 года Петляков и его заместитель вылетели в Москву на двух новых самолетах Пе-2 для встречи с высшим руководством страны по поводу возвращения авиационных специалистов с фронта. Полет проходил на малой высоте вдоль линии железной дороги Казань –Москва. После того как, самолеты пролетели Сергач и мост через реку Пьяну, самолет в котором находился Петляков, упал в поле возле деревни Мамешево и разбился. Весь экипаж и Петляков погибли.
Версии гибели. Плохие погодные условия. По словам очевидцев падения самолета, погода была морозная и ясная. Однако судя по сводке о погоде, в р-не Арзамаса наблюдалась низкая (до 200 м) облачность. Пожар. Несмотря на то, что очевидцы утверждали о пожаре в воздухе, по данным медэкспертизы окиси углерода в организме погибших не обнаружено. Тем не менее, в акте комиссии под председательством командира АПОН полковника Н. Г. Мурзина (из прочих подписавших акт наиболее известен профессор А. В. Чесалов, тогда и. о. начальника ЛИИ) указан «пожар на борту самолета на малой высоте». Отказ двигателя по причине возгорания. Это наиболее вероятная версия, так как самолет незадолго перед падением развернуло влево. Сложность пилотирования Пе-2 на малых скоростях обусловлавливается применением «скоростного» профиля крыла, ибо первоначально это был высотный перехватчик. Вышеприведенный акт комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы «исключает причину загорания самолета от моторов» и констатирует, что приемка (в авральные дни конца декабря) и подготовка были проведены халатно. Обстрел зенитчиками, защищавшими мост через Пьяну. Версия подтверждения не нашла. Столкновение в воздухе с другим Пе-2. Несмотря на мнение старожилов деревни Мамешево, никакого отношения к действительности эта версия не имеет.
Комментариев нет:
Отправить комментарий