Александр Остужев (Пожаров) – актер (29 апреля 1874–1953).
Сын железнодорожного рабочего, но почувствовал в себе талант актера, умевшего заставить слушать себя, глядеть на себя, привлечь внимание к своему отличному голосу. С помощью знаменитого актера Малого театра А. Южина Остужев переехал в Москву и поступил в Театральное училище. Он был одним из любимых учеников еще одного известного в те годы актера А. Ленского. В 1898 г. артист поступил в труппу Малого театра и с тех пор всю жизнь там выступал. Хотя в молодости он надорвался и полностью оглох, но еще 40 лет, до конца жизни продолжил выступать на сцене. Так была велика сила его воли, желание выступать перед людьми и быть популярным. Александр на летние каникулы брал с собой пьесы будущего сезона и выучивал их целиком наизусть. Он мог бы сменить профессию, но не хотел закопать свой талант. Поселился Остужев в доме № 10 в Богословском переулке, откуда переехал в дом № 14 на улице Большая Дмитровка. С 1904 г. до конца своих дней он жил в доме 12 по Большому Козихинскому переулку. Поэтому в сов. время этот переулок носил название улицы Остужева. Остужев был актером-трагиком, хотя в юности играл романтические роли, но это в общем понятно. В дореволюционные годы он создал ряд замечательных сценических образов – Ромео («Ромео и Джульетта» Шекспира), Незнамов («Без вины виноватые» А. Островского) и др. М. Ермолова отмечала подкупающую искренность Остужева, благодаря которой ей было очень легко играть с ним спектакль «Без вины виноватые». Понятно, что он много конфликтовал с коллегами по работе, не все получалось и в творчестве, особенно при переходе с ролей романтических героев-любовников на роли зрелых личностей (кризис «среднего возраста»). Неск. лет он почти не выходил на сцену. Вершиной творчества Остужева был образ Отелло. Перед зрителями развернулась борьба благородного Отелло с миром социальной несправедливости, лжи и предательства. В то время люди занимали очередь за билетами с ночи. За 2 года этот спектакль был сыгран 100 раз, так что от перенапряжения у Остужева случился инфаркт. После войны Остужев заболел как-то и одну из его ролей отдали играть другому актеру. Он так распереживался, что после этого полностью отказался выходить на сцену.
Еще любил обрабатывать металлы, слесарить в своей домашней мастерской. В его квартире была только спальня и мастерская со станками. Со всей округи тащили к нему починить самовары, кастрюли, замки и т. п. Несмотря на популярность и множество поклонниц, Александр не имел семьи и жил одиноко. Даже домработницы у него не было, хотя денег бы на нее конечно хватило. Все делал сам. Единственными его друзьями были дети, которым он любил давать конфеты на Тверском бульваре, где он гулял. А потом сидел на скамейке в задумчивости. («Без работы я жить не могу. Если бы мне доказали, что, сидя на бульваре, я проживу 200 лет, я бы спросил: «А кому и зачем это было бы нужно?» Любимый труд дороже всего - дороже жизни»). Он был очень пылкий в молодости, но всю жизнь одинокий. Вся жизнь Остужева была олицетворением глубокой, жертвенной любви к театру. Он верил в театр и любил его. Верил ли он в Бога, сказать трудно. Тогда это было трудно, тем более актеру, но, по воспоминаниям, после спектакля он стоял в центре сцены со скрещенными на груди руками, слегка склонял голову и шептал сам себе: «Спасибо, спасибо», смотрел как бы в небо, глубоко вздыхал и чуть громче говорил как бы Богу: «Спасибо». Когда он напутствовал одного студента на фронт, то сказал ему: «С Богом!» У актеров такая профессия, что их сложно помнить, о них сложно говорить. Это – сегодня. Потому что актерскую игру надо видеть, чувствовать в натуре. Любые воспоминания, даже архивные фото и съемки – все не то. Поэтому сегодня имя Остужева мало кому что говорит. Но из свидетельств его современников, мы знаем, что ходили не на спектакли, а ходили на него, посмотреть, как он говорит. Значит, он давал людям радость, позитивный настрой. Его любили, а он и работал для людей. И это хорошо.
«Я нашел в Воронеже сокровище, в которое я верю, как в крупную будущую силу...» - писал в 1895 г. А. Южин, увидев на местной сцене А. А. Остужева (Пожаров, 1874-1953). В молодом любителе, сыне железнодорожного рабочего, привлекала «чуткость таланта, настоящего таланта... Он умеет чем-то неуловимым заставить слушать себя, глядеть на себя «ценить каждый звук его вибрирующего неподдельным внутренним чувством голоса». С помощью Южина Остужев переехал в Москву и поступил в Театральное училище. Он был одним из любимых учеников А. П. Ленского. В 1898 г. молодой артист вступил в труппу Малого театра. Поселился Остужев в доме № 10 в Богословском переулке, откуда переехал в дом № 14 на Большой Дмитровке. С 1904 г. до конца своих дней он жил в доме № 12 по Большому Козихинскому переулку. Остужев был выдающимся актером-трагиком. В дореволюционные годы он создал ряд замечательных сценических образов - Ромео («Ромео и Джульетта» В. Шекспира), Незнамов («Без вины виноватые» А. Н. Островского) и другие. М. Н. Ермолова отмечала «подкупающую искренность А. А. Остужева, благодаря которой... ей было особенно легко играть с ним «Без вины виноватые». Вершиной творчества Остужева был образ Отелло, созданный им в 1937 г. Перед зрителями развернулась не драма ревности, а столкновение двух миров, борьба благородного Отелло с миром социальной несправедливости, лжи и предательства.
Сын железнодорожного рабочего, но почувствовал в себе талант актера, умевшего заставить слушать себя, глядеть на себя, привлечь внимание к своему отличному голосу. С помощью знаменитого актера Малого театра А. Южина Остужев переехал в Москву и поступил в Театральное училище. Он был одним из любимых учеников еще одного известного в те годы актера А. Ленского. В 1898 г. артист поступил в труппу Малого театра и с тех пор всю жизнь там выступал. Хотя в молодости он надорвался и полностью оглох, но еще 40 лет, до конца жизни продолжил выступать на сцене. Так была велика сила его воли, желание выступать перед людьми и быть популярным. Александр на летние каникулы брал с собой пьесы будущего сезона и выучивал их целиком наизусть. Он мог бы сменить профессию, но не хотел закопать свой талант. Поселился Остужев в доме № 10 в Богословском переулке, откуда переехал в дом № 14 на улице Большая Дмитровка. С 1904 г. до конца своих дней он жил в доме 12 по Большому Козихинскому переулку. Поэтому в сов. время этот переулок носил название улицы Остужева. Остужев был актером-трагиком, хотя в юности играл романтические роли, но это в общем понятно. В дореволюционные годы он создал ряд замечательных сценических образов – Ромео («Ромео и Джульетта» Шекспира), Незнамов («Без вины виноватые» А. Островского) и др. М. Ермолова отмечала подкупающую искренность Остужева, благодаря которой ей было очень легко играть с ним спектакль «Без вины виноватые». Понятно, что он много конфликтовал с коллегами по работе, не все получалось и в творчестве, особенно при переходе с ролей романтических героев-любовников на роли зрелых личностей (кризис «среднего возраста»). Неск. лет он почти не выходил на сцену. Вершиной творчества Остужева был образ Отелло. Перед зрителями развернулась борьба благородного Отелло с миром социальной несправедливости, лжи и предательства. В то время люди занимали очередь за билетами с ночи. За 2 года этот спектакль был сыгран 100 раз, так что от перенапряжения у Остужева случился инфаркт. После войны Остужев заболел как-то и одну из его ролей отдали играть другому актеру. Он так распереживался, что после этого полностью отказался выходить на сцену.
Еще любил обрабатывать металлы, слесарить в своей домашней мастерской. В его квартире была только спальня и мастерская со станками. Со всей округи тащили к нему починить самовары, кастрюли, замки и т. п. Несмотря на популярность и множество поклонниц, Александр не имел семьи и жил одиноко. Даже домработницы у него не было, хотя денег бы на нее конечно хватило. Все делал сам. Единственными его друзьями были дети, которым он любил давать конфеты на Тверском бульваре, где он гулял. А потом сидел на скамейке в задумчивости. («Без работы я жить не могу. Если бы мне доказали, что, сидя на бульваре, я проживу 200 лет, я бы спросил: «А кому и зачем это было бы нужно?» Любимый труд дороже всего - дороже жизни»). Он был очень пылкий в молодости, но всю жизнь одинокий. Вся жизнь Остужева была олицетворением глубокой, жертвенной любви к театру. Он верил в театр и любил его. Верил ли он в Бога, сказать трудно. Тогда это было трудно, тем более актеру, но, по воспоминаниям, после спектакля он стоял в центре сцены со скрещенными на груди руками, слегка склонял голову и шептал сам себе: «Спасибо, спасибо», смотрел как бы в небо, глубоко вздыхал и чуть громче говорил как бы Богу: «Спасибо». Когда он напутствовал одного студента на фронт, то сказал ему: «С Богом!» У актеров такая профессия, что их сложно помнить, о них сложно говорить. Это – сегодня. Потому что актерскую игру надо видеть, чувствовать в натуре. Любые воспоминания, даже архивные фото и съемки – все не то. Поэтому сегодня имя Остужева мало кому что говорит. Но из свидетельств его современников, мы знаем, что ходили не на спектакли, а ходили на него, посмотреть, как он говорит. Значит, он давал людям радость, позитивный настрой. Его любили, а он и работал для людей. И это хорошо.
«Я нашел в Воронеже сокровище, в которое я верю, как в крупную будущую силу...» - писал в 1895 г. А. Южин, увидев на местной сцене А. А. Остужева (Пожаров, 1874-1953). В молодом любителе, сыне железнодорожного рабочего, привлекала «чуткость таланта, настоящего таланта... Он умеет чем-то неуловимым заставить слушать себя, глядеть на себя «ценить каждый звук его вибрирующего неподдельным внутренним чувством голоса». С помощью Южина Остужев переехал в Москву и поступил в Театральное училище. Он был одним из любимых учеников А. П. Ленского. В 1898 г. молодой артист вступил в труппу Малого театра. Поселился Остужев в доме № 10 в Богословском переулке, откуда переехал в дом № 14 на Большой Дмитровке. С 1904 г. до конца своих дней он жил в доме № 12 по Большому Козихинскому переулку. Остужев был выдающимся актером-трагиком. В дореволюционные годы он создал ряд замечательных сценических образов - Ромео («Ромео и Джульетта» В. Шекспира), Незнамов («Без вины виноватые» А. Н. Островского) и другие. М. Н. Ермолова отмечала «подкупающую искренность А. А. Остужева, благодаря которой... ей было особенно легко играть с ним «Без вины виноватые». Вершиной творчества Остужева был образ Отелло, созданный им в 1937 г. Перед зрителями развернулась не драма ревности, а столкновение двух миров, борьба благородного Отелло с миром социальной несправедливости, лжи и предательства.
Комментариев нет:
Отправить комментарий