Громов Михаил (1899, Тверь – 1985) – генерал-полковник авиации (1944). Родился в семье врача. Окончил теоретические курсы им. Жуковского при Высшем техническом училище (1917). С 1918 в Советской Армии, окончил школу летчиков (1918) и участвовал в Гражданской войне на Восточном фронте. После войны был инструктором-летчиком и летчиком-испытателем. В 1934 за установление мирового рекорда дальности по замкнутой кривой на расстояние свыше 12 тыс. км удостоен звания Героя Советского Союза. В 1937 вместе с А. Б. Юмашевым и С. А. Данилиным совершил перелет Москва ≈ Северный полюс ≈ США. В 1940≈1941 начальник Летно-исследовательского ин-та. Член КПСС с 1941. С декабря 1941 участвовал в ВОВ в должностях командира авиадивизии (до февраля 1942), командующего ВВС Калининского фронта (февраль ≈ май 1942), командующего 3-й (до мая 1943) и 1-й (до июня 1944) воздушными армиями. С июля 1944 начальник Главного управления боевой подготовки фронтовой авиации, с 1946 заместитель командующего Дальней авиацией. Депутат Верховного Совета СССР.
Михаил Громов родился 24 февраля 1899 в Твери в дворянской семье (отец – военный врач). Во время обучения в реальном училище увлекался спортом, авиамоделизмом, у него были способности к рисованию и музыке. Образование продолжил в Высшем техническом училище – в нем работал Н. Жуковский, создавший аэродинамическую лабораторию. Затем Михаил Громов поступает на Теоретические курсы авиации, там преподают в это время Н. Жуковский, В. Ветчинкин, Б. Стечкин, а затем – в Центральную московскую школу авиации, где осваивает пилотирование самолета «фарман-IV». После окончания школы М.М.Громов был оставлен в ней в качестве инструктора. Во время гражданской войны он руководит группой боевого применения, осваивает новые типы самолетов. Продолжая занятия спортом, в 1923 становится чемпионом СССР по тяжелой атлетике. В 1924 М. Громов переходит на службу в Научно-исследовательский ин-т ВВС. А. Туполев и Н. Поликарпов приглашают его испытывать самолеты. Громов принимает участие в групповом перелете в Китай и Токио в 1925, полете по столицам европейских государств (Берлин, Париж, Рим, Варшава) в 1926. Именно в это время за Громовым утвердилось негласное звание «летчика N 1», которое он пронес через всю жизнь. При испытаниях нового истребителя И-1 самолет Громова попал в плоский штопор, и ему пришлось спуститься на парашюте. Это был первый в нашей стране случай спасения летчика с парашютом. Летчик-испытатель М. Громов первым поднял в небо самолеты У-2 (после смерти Н. Поликарпова получивший имя По-2), И-3, Р-5 конструкции Н. Поликарпова. Он испытывал практически все самолеты ЦАГИ, созданные под руководством А. Туполева, совершил несколько перелетов по стране и за рубежом на АНТ-9, испытал истребитель И-4 и четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3. В 1931 начались работы по созданию специального самолета для установления мирового рекорда дальности полета АНТ-25 (РД). В 1934 испытания этого самолета завершились установлением мирового рекорда дальности по замкнутому маршруту 12411 км за 75 часов 2 минуты, в 1935 Громов испытывает уникальный восьмимоторный самолет АНТ-20 («Максим Горький») и готовится к перелету в Южную Америку для установления мирового рекорда дальности в полете по прямой на самолете АНТ-25. 18 июня 1937 экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова совершил перелет через Северный полюс и приземлился на аэродроме Ванкувер в США. Однако рекорд дальности не был побит, и 12 июля на втором самолете АНТ-25 стартовал экипаж в составе М. Громова, второго пилота А. Юмашева и штурмана С. Данилина. Благодаря характерной для Громова тщательной подготовке к полету (для облегчения самолета и максимальной заправки частично срезались даже головки винтов) и просчету всех возможных ситуаций мировой рекорд дальности был установлен. Самолет приземлился в городке Сан-Джасинто у мексиканской границы. При этом оставшийся запас горючего позволял продолжить полет, но не было договоренности с мексиканским правительством о пересечении границы этой страны. Поэтому, долетев до нее, Громов вынужден был повернуть назад и приземлиться на одном из ближайших аэродромов. В марте 1941 создан Летно-исследовательский ин-т, первым начальником которого стал Громов (ныне Государственный научный центр РФ носит имя своего основателя и первого руководителя). В 1942 М. Громов переходит в действующую армию, командует авиационной дивизией, 3-й, а затем 1-й воздушной армией. В составе армии, возглавляемой Громовым, воевал и французский авиационный полк «Нормандия». С лета 1944 Громову присвоено звание генерал-полковника и он назначен заместителем командующего ВВС по боевой подготовке фронтовой авиации. В 1949 Громов возвращается на работу в авиационную промышленность на должность начальника управления летной службы МАП. В этом качестве он руководит всеми летно-испытательными подразделениями ин-тов и заводов
авиапрома. По его инициативе в 1947 при ЛИИ создано учебное заведение – школа летчиков-испытателей. Набор курсантов в школу проводился при неизменном участии Громова. Он любил приезжать на аэродром ЛИИ и беседовать с курсантами. Громов прожил долгую жизнь. Он скончался 22 января 1985.
Михаил Громов родился 24 февраля 1899 в Твери в дворянской семье (отец – военный врач). Во время обучения в реальном училище увлекался спортом, авиамоделизмом, у него были способности к рисованию и музыке. Образование продолжил в Высшем техническом училище – в нем работал Н. Жуковский, создавший аэродинамическую лабораторию. Затем Михаил Громов поступает на Теоретические курсы авиации, там преподают в это время Н. Жуковский, В. Ветчинкин, Б. Стечкин, а затем – в Центральную московскую школу авиации, где осваивает пилотирование самолета «фарман-IV». После окончания школы М.М.Громов был оставлен в ней в качестве инструктора. Во время гражданской войны он руководит группой боевого применения, осваивает новые типы самолетов. Продолжая занятия спортом, в 1923 становится чемпионом СССР по тяжелой атлетике. В 1924 М. Громов переходит на службу в Научно-исследовательский ин-т ВВС. А. Туполев и Н. Поликарпов приглашают его испытывать самолеты. Громов принимает участие в групповом перелете в Китай и Токио в 1925, полете по столицам европейских государств (Берлин, Париж, Рим, Варшава) в 1926. Именно в это время за Громовым утвердилось негласное звание «летчика N 1», которое он пронес через всю жизнь. При испытаниях нового истребителя И-1 самолет Громова попал в плоский штопор, и ему пришлось спуститься на парашюте. Это был первый в нашей стране случай спасения летчика с парашютом. Летчик-испытатель М. Громов первым поднял в небо самолеты У-2 (после смерти Н. Поликарпова получивший имя По-2), И-3, Р-5 конструкции Н. Поликарпова. Он испытывал практически все самолеты ЦАГИ, созданные под руководством А. Туполева, совершил несколько перелетов по стране и за рубежом на АНТ-9, испытал истребитель И-4 и четырехмоторный бомбардировщик ТБ-3. В 1931 начались работы по созданию специального самолета для установления мирового рекорда дальности полета АНТ-25 (РД). В 1934 испытания этого самолета завершились установлением мирового рекорда дальности по замкнутому маршруту 12411 км за 75 часов 2 минуты, в 1935 Громов испытывает уникальный восьмимоторный самолет АНТ-20 («Максим Горький») и готовится к перелету в Южную Америку для установления мирового рекорда дальности в полете по прямой на самолете АНТ-25. 18 июня 1937 экипаж в составе В. Чкалова, Г. Байдукова и А. Белякова совершил перелет через Северный полюс и приземлился на аэродроме Ванкувер в США. Однако рекорд дальности не был побит, и 12 июля на втором самолете АНТ-25 стартовал экипаж в составе М. Громова, второго пилота А. Юмашева и штурмана С. Данилина. Благодаря характерной для Громова тщательной подготовке к полету (для облегчения самолета и максимальной заправки частично срезались даже головки винтов) и просчету всех возможных ситуаций мировой рекорд дальности был установлен. Самолет приземлился в городке Сан-Джасинто у мексиканской границы. При этом оставшийся запас горючего позволял продолжить полет, но не было договоренности с мексиканским правительством о пересечении границы этой страны. Поэтому, долетев до нее, Громов вынужден был повернуть назад и приземлиться на одном из ближайших аэродромов. В марте 1941 создан Летно-исследовательский ин-т, первым начальником которого стал Громов (ныне Государственный научный центр РФ носит имя своего основателя и первого руководителя). В 1942 М. Громов переходит в действующую армию, командует авиационной дивизией, 3-й, а затем 1-й воздушной армией. В составе армии, возглавляемой Громовым, воевал и французский авиационный полк «Нормандия». С лета 1944 Громову присвоено звание генерал-полковника и он назначен заместителем командующего ВВС по боевой подготовке фронтовой авиации. В 1949 Громов возвращается на работу в авиационную промышленность на должность начальника управления летной службы МАП. В этом качестве он руководит всеми летно-испытательными подразделениями ин-тов и заводов
авиапрома. По его инициативе в 1947 при ЛИИ создано учебное заведение – школа летчиков-испытателей. Набор курсантов в школу проводился при неизменном участии Громова. Он любил приезжать на аэродром ЛИИ и беседовать с курсантами. Громов прожил долгую жизнь. Он скончался 22 января 1985.
Комментариев нет:
Отправить комментарий