четверг, 19 марта 2020 г.

Венецианов Алексей

Венецианов Алексей (1780, М. ‒ 1847, с. Поддубье Тверской губ.) – один из основоположников бытового жанра в живописи, академик петербургской АХ. Учился у В. Боровиковского, служил в СПб чиновником (с 1807). В ранний период писал интимные лирические портреты; некоторые из них эмоциональностью близки романтизму (портреты А. Бибикова, М. Фонвизина). В кон. 1807 подготовил 4 офорта («Вельможа» и др.) для предпринятого им издания «Журнала карикатур на 1808 год в лицах» ‒ первого в России иллюстративного юмористического листка, который был запрещен цензурой за сатиру на бюрократизм и развращенность чиновной знати. В период Отечественной войны 1812 выступил с карикатурами на французов и дворян-галломанов, одновременно создал ряд жанровых рисунков, запечатлевших эпизоды городской уличной жизни и дворянского быта. С 1819, оставив службу, поселился в дер. Сафонково Тверской губ., где стал писать сцены сельского быта и портреты-типы крестьян («Очищение свеклы», «Гумно», «Утро помещицы», «Спящий пастушок»; «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Голова старика-крестьянина», «Захарка», «Крестьянка с васильками»). Темы и персонажи этих произведений, а также и метод их создания ‒ путем углубленной работы с натуры ‒ противоречили установкам АХ и сыграли решающую роль в становлении нового худ. направления, в основе которого лежало стремление к правдивому отражению жизни. Такая направленность интересов В. была связана с демократическими воззрениями части русского общества периода 1810‒1820-х. Стремясь увидеть в действительности прекрасное, В. в картинах создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, воспевал красоту труда и природы. Крестьян, изображенных В., отличают достоинство, благородство, простота; порой в их внешнем облике сохраняются черты идеальной красоты, которую утверждал в искусстве классицизм. Лирический пейзаж, играющий значительную роль в картинах художника, передает прелесть среднерусской природы. Изображая человека в реальной среде, В. придавал также большое значение работе живописца на открытом воздухе. Это позволило ему высветлить палитру, сделать ее способной передавать оттенки цвета при рассеянном дневном освещении. В. любовно изобразил на своих полотнах крестьян. В то же время художник одним из первых поэтически выразил задушевную прелесть русской природы, ее красоту и очарование. Дружил с А. Пушкиным, Брюлловым, Крыловым, Гоголем, чей литографированный портрет он выполнил в 1834. Т. Шевченко, за освобождение которого от крепостной зависимости ходатайствовал В., называл его «человеколюбцем-художником». Вместе с Тропининым и Федотовым проложил дорогу искусству передвижников. Своими произведениями В. ввел изображение народа в круг постоянных тем живописи, определил пути развития бытового жанра. Большую роль сыграла педагогическая деятельность В.

В Москве:

Род. в М. в семье купца, имевшего большое садоводческое и цветоводческое хозяйство у Таганской пл., на Воронцовской ул. Отец совмещал торговлю саженцами кустов и цветов с продажей картин. Очевидно, эти картины были первой школой В. В детстве он много рисовал с картин и любил рисовать своих товарищей. Кончив пансион, поступил на службу в чертежное управление при подмосковной казенной роще Лосинного Острова, где работал до переезда в СПб в 1807. В 1811 получил звание академика. Живя в Спб., неоднократно бывал в М. В 1813 приехал, чтобы помочь отцу отстроить сгоревший в пожар 1812 дом, в котором погибли некоторые его ранние картины и портреты. Осенью 1827 и весной 1829 В. вновь побывал в М., останавливался у мужа своей сестры, военного врача В. Ратникова, имевшего дом на Б. Молчановке. В нач. 1840-х В. серьезно задумывался о переезде в М., хотел стать наставником художников. Но противодействие группы моск. профессуры помешало осуществлению этого намерения художника.

Комментариев нет:

Отправить комментарий