Берзарин Николай (1904, Петербург ‒ 1945, Берлин) – генерал-полковник (1945) родился в семье рабочего. В 1918 добровольно вступил в Красную Армию, участник Гражданской войны. Окончил Ленинградские командные курсы (1923), пулеметные курсы при «Выстреле» (1925) и курсы комсостава (1927). В 1925 сочетался браком со служащей сберегательных касс Натальей Просинюк, с которой у них родились две дочери. Член Коммунистической партии с 1926. В 1938, командуя 32-й стрелковой дивизией, участвовал в боях в районе озера Хасан. Во время ВОВ командующий 27-й (июль ‒ декабрь 1941), 34-й (декабрь 1941 ‒ октябрь 1942), 20-й (январь ‒ март 1943), 39-й (сентябрь 1943 ‒ май 1944), 5-й ударной (с мая 1944) армиями, участвовавшими в обороне Ленинграда, Ясско-Кишиневской, Висло-Одерской, Берлинской и др. операциях. Маршал Жуков назначил 24 апреля 1945 года Берзарина первым советским комендантом и начальником советского гарнизона г. Берлин. Погиб в автомобильной катастрофе на перекрестке Шлоссштрассе и Вильгельмштрассе (ныне Ам-Тирпарк и Альфред-Ковальке-Штрассе) в берлинском районе Фридрихсфельде. Его гибель породила неск. версий смерти, слухов и легенд. По первой версии, причиной аварии явилось то, что генерал Берзарин раньше ездил по Берлину на двухколесном американском мотоцикле «Harley». В то утро он впервые сел за руль подаренного ему накануне трофейного немецкого «Zündapp KS 750» с коляской. На перекрестке Шлоссштрассе-Вильгельмштрассе наперерез шла колонна советских грузовиков со стройматериалами. Мотоцикл генерала на скорости 70 км/ч приблизился к перекрестку, и генерал Берзарин, решив проскочить сквозь колонну, нажал на газ. Однако сказались отсутствие навыков езды на мотоцикле с коляской, Берзарин потерял управление, и ударившись о левый борт грузовика, получил множественные тяжелые ранения головы и груди, и погиб на месте. Вместе с ним погиб его ординарец, сидевший в коляске мотоцикла. Эта версия как «официальная», была подана в Москву Сталину. По свидетельству немецкого историка-исследователя, автора биографической книги о Берзарине, директора Немецко-русского музея в Карлсхорсте, Петера Яна, при вскрытии в крови у Берзарина были также обнаружены следы алкоголя. Серьезная стадия опьянения была и у водителя грузовика. По другой версии, которую также озвучил Петер Ян, по показаниям одного свидетеля аварии, никакой колонны грузовиков не было. Мотоцикл Берзарина на полном ходу врезался передним колесом в высокий каменный бордюр и мотоциклист, вылетев из седла, пролетел большую дугу в воздухе. Третья версия исходит от Фритца Ковиршке, шофера крупного берлинского полуподпольного предпринимателя Ф. Ашингера, с которым Берзарину приходилось иметь дела в связи со снабжением города продовольствием. Однажды генерал взял себе в фирме Ашингера дорогой спортивный «Horch». Вскоре его «Horch» попал в ДТП со смертельным исходом на гоночной трассе под Берлином. Некоторые англоязычные источники говорят о том, что виновниками гибели генерала Берзарина являются бойцы «Вервольфа».
Комментариев нет:
Отправить комментарий