Дегтярев Степан (1766, село Борисовка Грайворонского уезда Курской губернии – 1813, Москва), композитор, дирижер. Крепостной графа Н.П. Шереметева; в 7-летнем возрасте зачислен в его капеллу (в подмосковном имении Кусково). Обучался в певческой школе при капелле, позднее посещал лекции в Московском ун-те (по итальянскому языку и русской словесности), спектакли Петровского театра, брал уроки композиции у итальянского композитора Дж. Сарти. С 1790-х гг. дирижер и музыкальный руководитель шереметевской капеллы, по желанию графа выступал в качестве организатора публичных концертов в Москве. После вступления на престол императора Павла I Шереметев переехал в Петербург и в числе нужных ему людей взял с собой Дегтярев, который жил там до смерти графа в 1809. Дегтярев – продолжатель традиций Д.С. Бортнянского, автор духовной музыки (свыше 100 концертов для хора a cappella, литургия и др.). Наиболее значительные сочинения – оратория «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы» (на либретто Н.Д. Горчакова; 1-й в России образец жанра), впервые исполненная под управлением Дегтярева. 9 марта 1811 в Москве. С большим успехом оратория исполнялась и в 1818 в Колонном зале Благородного собрания, в канун открытия в Москве памятника К. Минину и Д. Пожарскому. Написал также ораторию «На освобождение Москвы в 1812 году», работал над ораторией «Бегство Наполеона» (не закончена). Шереметев неоднократно (в 1802, 1803, 1809) обещал композитору вольную, однако после смерти графа конкретных указаний о вольной в завещании не содержалось. Дело было передано в Сенат; ожидая решения, Дегтярев вернулся в Москву. Ему был выдан временный паспорт, дававший право устраиваться на службу; жил при Странноприимном доме графа Шереметева (Большая Сухаревская площадь, 3). Распродав большинство своих рукописей, композитор умер в нищете. Официальная вольная была дана 4 августа 1815, через 2 года после смерти композитора.
Значительную роль в развитии музыкальной культуры Москвы сыграл композитор С. А. Дегтярев (1766-1813), крепостной Н. П. Шереметева, владельца Кускова и Останкина. Еще мальчиком Дегтярев был взят в крепостной хор. Прекрасные голосовые данные быстро выдвигают его, и пятнадцати лет, в 1781 г., он поет в театре Кускова главную партию в опере «Садовник Кусковский». Обнаружив у него выдающиеся музыкальные способности, Шереметев отправил Дегтярева учиться в Италию. Впоследствии Дегтярев был главным дирижером шереметевского оркестра, хормейстером театра и певческой капеллы, вел большую педагогическую работу с молодыми музыкантами и певцами. Можно полагать, что в эти годы Дегтярев, как и другие участники крепостной труппы, жил летом в Кускове или Останкине, а зимой - в доме Шереметева на Никольской, 10 (не сохранился). Дегтяреву принадлежит много сочинений. В историю музыки он вошел как автор первой русской оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Ее первое исполнение (9 марта 1811 г.) сопровождалось таким успехом, что 6 апреля по требованию публики последовало повторение. Газеты писали: «К особенному удовольствию наших артистов и любителей отечественных произведений сообщаем, что сия оратория переведена уже на итальянский язык, и партитура музыки послана будет в Неаполь и другие столичные города в Европе... Сие важное произведение... принято со всеобщим одобрением и чрезвычайною похвалою. Оркестр составлен был почти из 200 одних только русских музыкантов и певцов, под управлением самого г. Дегтярева. Рукоплескание и форо сопровождали каждую пиэсу оратории... Пожарский, Минин, Палицын и все те, кои участвовали в достопамятном происшествии освобождения Москвы, достойны той славы, чтоб поэты, риторы и музыканты передавали потомству бессмертные их дела. И где же приличнее слышать воспевание сих знаменитых подвигов, как не в Москве, там, где оные совершались, где усердные сыны России, движимые беспредельною любовию к Отечеству, оставили память великих дел своих?». В 1818 г., в день открытия памятника Минину и Пожарскому, оратория была вновь успешно исполнена в Российском благородном собрании (ныне Дом союзов - Пушкинская ул., (сейчас Большая Дмитровка, 1 – прим. ред.)). Ее музыка, полная героического, мужественного пафоса, величественная звучность хоров и лиричность арий до сих пор глубоко волнуют слушателей. Дегтярев написал также ораторию «На освобождение Москвы в 1812 г.». Преждевременная смерть помешала ему закончить ораторию «Бегство Наполеона». Даровитейший композитор был жертвой крепостного права. Один из его учеников вспоминал: «Дегтяревского (так автор называет Дегтярева) погубили талант и рабство... Необыкновенный талант рано обратил на него внимание знатоков, и властелин его, граф Шереметев, дал ему средства образоваться... Он был послан для усовершенствования в Италию. Его музыкальные сочинения доставили ему там почетную известность. Но, возвратись в отечество, он нашел сурового деспота, который, по ревизскому праву на душу гениального человека, захотел присвоить себе безусловно и вдохновения ее: он наложил на него железную руку...». Прославленный музыкант и композитор, имя которого уже было известно за пределами России, жил в тяжелых и морально унизительных условиях. Без разрешения своего «барина» он не мог выступать даже в частных домах. Сохранилось красноречивое распоряжение Н. П. Шереметева: «У учителя концертов Степана Дегтярева за давание им посторонним людям концертов вычесть из жалования 5 рублей и отдать певчему Чапову за объявление об оном». Для обремененного семьей Дегтярева 5 рублей были немалые деньги, если учесть, что все его годовое содержание составляло 177 рублей 70 копеек. Интересно вспомнить, что рядовым музыкантам-иностранцам Шереметев платил 1225-1800 рублей в год. Долгожданная «вольная» пришла слишком поздно. В 1813 г. Дегтярев умер в жестокой бедности от туберкулеза. Последние годы он жил при Шереметевской больнице на Большой Сухаревской площади, в доме № 3.
Значительную роль в развитии музыкальной культуры Москвы сыграл композитор С. А. Дегтярев (1766-1813), крепостной Н. П. Шереметева, владельца Кускова и Останкина. Еще мальчиком Дегтярев был взят в крепостной хор. Прекрасные голосовые данные быстро выдвигают его, и пятнадцати лет, в 1781 г., он поет в театре Кускова главную партию в опере «Садовник Кусковский». Обнаружив у него выдающиеся музыкальные способности, Шереметев отправил Дегтярева учиться в Италию. Впоследствии Дегтярев был главным дирижером шереметевского оркестра, хормейстером театра и певческой капеллы, вел большую педагогическую работу с молодыми музыкантами и певцами. Можно полагать, что в эти годы Дегтярев, как и другие участники крепостной труппы, жил летом в Кускове или Останкине, а зимой - в доме Шереметева на Никольской, 10 (не сохранился). Дегтяреву принадлежит много сочинений. В историю музыки он вошел как автор первой русской оратории «Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы». Ее первое исполнение (9 марта 1811 г.) сопровождалось таким успехом, что 6 апреля по требованию публики последовало повторение. Газеты писали: «К особенному удовольствию наших артистов и любителей отечественных произведений сообщаем, что сия оратория переведена уже на итальянский язык, и партитура музыки послана будет в Неаполь и другие столичные города в Европе... Сие важное произведение... принято со всеобщим одобрением и чрезвычайною похвалою. Оркестр составлен был почти из 200 одних только русских музыкантов и певцов, под управлением самого г. Дегтярева. Рукоплескание и форо сопровождали каждую пиэсу оратории... Пожарский, Минин, Палицын и все те, кои участвовали в достопамятном происшествии освобождения Москвы, достойны той славы, чтоб поэты, риторы и музыканты передавали потомству бессмертные их дела. И где же приличнее слышать воспевание сих знаменитых подвигов, как не в Москве, там, где оные совершались, где усердные сыны России, движимые беспредельною любовию к Отечеству, оставили память великих дел своих?». В 1818 г., в день открытия памятника Минину и Пожарскому, оратория была вновь успешно исполнена в Российском благородном собрании (ныне Дом союзов - Пушкинская ул., (сейчас Большая Дмитровка, 1 – прим. ред.)). Ее музыка, полная героического, мужественного пафоса, величественная звучность хоров и лиричность арий до сих пор глубоко волнуют слушателей. Дегтярев написал также ораторию «На освобождение Москвы в 1812 г.». Преждевременная смерть помешала ему закончить ораторию «Бегство Наполеона». Даровитейший композитор был жертвой крепостного права. Один из его учеников вспоминал: «Дегтяревского (так автор называет Дегтярева) погубили талант и рабство... Необыкновенный талант рано обратил на него внимание знатоков, и властелин его, граф Шереметев, дал ему средства образоваться... Он был послан для усовершенствования в Италию. Его музыкальные сочинения доставили ему там почетную известность. Но, возвратись в отечество, он нашел сурового деспота, который, по ревизскому праву на душу гениального человека, захотел присвоить себе безусловно и вдохновения ее: он наложил на него железную руку...». Прославленный музыкант и композитор, имя которого уже было известно за пределами России, жил в тяжелых и морально унизительных условиях. Без разрешения своего «барина» он не мог выступать даже в частных домах. Сохранилось красноречивое распоряжение Н. П. Шереметева: «У учителя концертов Степана Дегтярева за давание им посторонним людям концертов вычесть из жалования 5 рублей и отдать певчему Чапову за объявление об оном». Для обремененного семьей Дегтярева 5 рублей были немалые деньги, если учесть, что все его годовое содержание составляло 177 рублей 70 копеек. Интересно вспомнить, что рядовым музыкантам-иностранцам Шереметев платил 1225-1800 рублей в год. Долгожданная «вольная» пришла слишком поздно. В 1813 г. Дегтярев умер в жестокой бедности от туберкулеза. Последние годы он жил при Шереметевской больнице на Большой Сухаревской площади, в доме № 3.
Комментариев нет:
Отправить комментарий