Сергей Данилин детство и молодость провел в г. Химки Московской области. Окончил коммерческое училище. В РККА с 1919 г. В 1921 г. окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу. В том же году, оставаясь в кадрах РККА, поступил в Московский государственный ун-т. С 3.05.22 г. служил в НИИ ВВС. Как наблюдатель-хронометрист участвовал в испытаниях самолетов, удачно разрабатывал методы и средства аэронавигации. Затем стал аэрологом. Отправлял в небеса шары-пилоты, шары-зонды, воздушные змеи с барографами, термографами, анемографами. Самопишущие приборы возвращались на землю с ценными сведениями. Данилин высчитывал, составлял сводки, вычерчивал схемы. Став начальником отделения оборудования самолетов, он активно участвовал в создании приборов аэрофоторазведки и решении проблем боевого применения авиации в ночных, высотных и «слепых» полетах, а кроме того бомбометания из-за облаков. Он сконструировал новые приборы для слепых полетов щуп-лот и лот-высотомер, а еще разработал первую инструкцию по пилотированию по приборам. В 1924 г. окончил Московский государственный вуз. В октябре 1929 г. участвовал в дальнем перелете по замкнутому кругу Ленинград – Оренбург - Уфа - Пермь - Вятка - Ярославль - Ленинград, протяженностью больше 5000 км. В перелете участвовали тринадцать самолетов. Это был весьма нелегкий перелет. Он осуществлялся осенью, когда чуть-чуть ли не по всей трассе самолеты попадали то в полосу сплошных туманов, то непрерывных ливней. Первой к финишу пришла флагманская агрегатина Р-1. Она показала прекрасное время, проделав весь стезя без единого происшествия. Таких блестящих показателей не имела ни одна агрегатина, участвовавшая в перелете. Флагманский авиалайнер Р-1 пилотировал начальник испытательной эскадрильи Козлов, штурманом летел Данилин. В 1931-35 гг. был флаг-штурманом групп тяжелых самолетов, участвовавших в воздушных парадах над Москвой. В 1935 г. написал учебник по аэронавигации. 12-14.07.37 г. с Громовым и Юмашевым на АНТ-25 совершил беспосадочный перелет Москва – Северный полюс – Сан-Джасинто (США), преодолев 10148 км по прямой за 62 часа 17 минут. В этом полете был установлен полный рекорд дальности полета по прямой, а еще два рекорда в классе С (сухопутные самолеты) - полета по прямой и ломанной линии. Был удостоен награды ФАИ за лучшее достижение 1937 г. - медали Анри де Лаво. Член ВКП(б) с 1938 г. Генерал-полковник авиации Громов вспоминает: «Данилин, на мой точка зрения, оптимальный из лучших штурманов: он ни в жизнь не блуждал в небе, работал стремительно, точь-в-точь, явственно и уверенно». Газета «Правда» писала о нем: «Среди пилотов, штурманов, механиков, работников института Сергей Алексеевич пользуется большим уважением, авторитетом и любовью. Он располагает к себе исключительной скромностью, отзывчивостью, постоянной готовностью подмогнуть, порекомендовать, передать свой колоссальный навык товарищам по работе. Известно, что авиационный население тяжко поразить хладнокровием. Советские летчики и штурманы не раз демонтировали миру свои изумительные качества. Но более того и в этой среде хладнокровие Данилина вызывает у всех ощущение особого восхищения. Не единственный пилот, попадавший с штурманом Данилиным в тяжелые переделки, рассказывал о его исключительной организованности, выдержке и дисциплинированности. Когда его спрашивают: «Откуда у вас такое хладнокровие, куда деваются ваши чувства - ужас, колебания, сомнения?», он отвечает, смеясь: «В полетах мои чувства бывают упрятаны так вдали, что они перестают быть видимыми не только для окружающих, но более того и для меня. В слепом полете, в особенности, я нетрудно отказываюсь от своих чувств, потому что доверяться им никак воспрещено. Тогда я живу только приборами и своими знаниями, верю только в них. До сих пор они меня не подводили». Руководитель передового в институте отделения оборудования самолетов, инженер-конструктор, первоклассный аэронавигатор, автор учебника, первого наставления по слепому полету, многочисленных указаний по штурманскому делу, воспитавший не единственный десяток аэронавигаторов, Сергей Алексеевич освоил еще одну профессию. В баснословно недлинный срок он изучил летное занятие и управляет сейчас сам учебно-тренировочной машиной. Из скромности он рассказывает об этом весьма скупо, считая свои самостоятельные полеты сущим пустяком. - Вы спрашиваете, что для меня в этом перелете нового? Абсолютно все. Условия Арктики, в которых я еще не летал. Необычайная дорога. Большое протяжение пути. Но для меня каждый полет - это большое, новое событие, на котором я продолжаю совершенствоваться. Тем больше - полет из Москвы посредством Северный полюс в Северную Америку. Заранее тяжко установить, где и сколь нам придется лететь вслепую, - говорит С.А. Данилин, - но я знаю всю навигационную аппаратуру, как самого себя. Все приборы создавались и испытывались при мне, с моим участием. Я верю им!». 22.02.38 г. Данилину было присвоено воинское звание комбриг. 4.06.40 г. ему было присвоено воинское звание генерал-майор авиации. Участвовал в Великой Отечественной войне. 28.05.43 г. Данилину было присвоено воинское звание генерал-лейтенант инженерно-авиационной службы. В 1943-44 гг. он был начальником НИИ спецслужб ВВС, в 1944-51 гг. - заместителем начальника НИИ ВВС и начальником Управления ВВС, в 1951-53 гг. - помощником Главкома ВВС по радиотехнической службе, в 1953-59 гг. – начальником Управления ВВС, в 1959-60 гг. - в научной группе при Главкоме ВВС. С 1960 г. - в отставке.
Комментариев нет:
Отправить комментарий