Василий Гроссман (настоящее имя – Иосиф Гроссман; 1905 – 1964) – писатель и журналист, военный корреспондент.
Роман «Жизнь и судьба» был конфискован в 1961 году Комитетом госбезопасности, чудом сохранен и впервые опубликован только в 1980 году за рубежом.
Родился в Бердичеве (Житомирская область Украины) в еврейской семье. Его отец – Соломон Гроссман (1873–1956), уроженец Вилково (принадлежавшего до 1878 года Румынии, затем в Измаильском уезде Бессарабской губернии), инженер и химик по специальности – был выпускником Бернского университета (1901) и сыном килийского купца второй гильдии, занимавшегося на юге Бессарабии хлеботорговлей. В 1902 году он вступил в Бунд и РСДРП, а после ее раздела в следующем году и до 1906 года был меньшевиком; до выхода на пенсию и переезда в Москву работал инженером в Донецком угольном бассейне и других шахтах страны. Мать – Екатерина Савельевна Гроссман (урожденная Малка Зайвелевна Витис; 1872–1941), также из состоятельного семейства, перебравшегося из Немирова Подольской губернии в Кишинев, когда она была ребенком; получила образование во Франции и преподавала в Бердичеве французский язык. Три старшие сестры матери – Анна (ум. 1935), Мария (род. 1858) и Елизавета (род. 1860) в 1884 году привлекались к дознанию по делу о кишиневском революционном кружке; ввиду политической неблагонадежности им была воспрещена педагогическая деятельность и поступление на высшие женские курсы. Родители Василия Гроссмана оформили брак в 1900 году в Турине, но развелись, когда он был ребенком, и он воспитывался матерью. Еще в детстве уменьшительная форма его имени Йосяпревратилась в Вася и стала впоследствии его литературным псевдонимом. После развода Екатерина Савельевна с сыном жила в семье своей сестры Анны и ее мужа – доктора Давида Михайловича Шеренциса (1862–1938) в Бердичеве. Когда Иосифу было 6 лет (февраль 1912 года), он вместе с матерью поехал в Швейцарию, где с марта 1912 года учился в начальной школе на улице Roseraie в Женеве. В октябре 1913 года они перебрались в Лозанну, а в мае 1914 года возвратились в Киев, где жил его отец. В том же году он поступил в приготовительный класс Киевского реального училища 1-го общества преподавателей, где учился до 1919 года. В годы Гражданской войны уехал с матерью в Бердичев, где вновь поселился в доме доктора Д. М. Шеренциса (мать писателя жила в этом доме вплоть до начала Великой Отечественной войны), учился и работал пильщиком дров. В 1921 году Гроссман окончил школу и до 1923 года жил с отцом и учился на подготовительном курсе Киевского высшего института народного образования, затем перевелся на химическое отделение физико-математического факультета 1-го Московского государственного университета, которое окончил в 1929 году. В январе 1928 года он женился на Анне Петровне Мацук, но некоторое время супруги жили раздельно (он – в Москве, жена – в Киеве). Три года работал инженером-химиком в Макеевском научно-исследовательском институте по безопасности горных работ и заведовал химической (газово-аналитической) лабораторией на угольной шахте Смолянка 11 в Донбассе, затем старшим научным сотрудником химической лаборатории в Донецком областном институте патологии и гигиены труда и ассистентом кафедры общей химии в Сталинском медицинском институте. В 1933 году переехал с женой в Москву, где поселился в семье старшей сестры матери Елизаветы Савельевны Алмаз и стал работать старшим химиком, а затем заведующим лабораторией и помощником главного инженера на карандашной фабрике имени Сакко и Ванцетти. Литературной деятельностью Василий Гроссман занялся в кон. 1920-х годов и уже в 1928 году отослал один из своих первых рассказов для публикации в «Правде». В это же время он сделал выбор между научной работой и литературой – в пользу последней (подробно свой выбор он обосновывал в письмах этого периода к отцу). В апреле 1934 года в «Литературной газете» был опубликован рассказ о Гражданской войне «В городе Бердичеве», ставший дебютной художественной публикацией писателя. В том же году при поддержке Максима Горького опубликовал в газете «Литературный Донбасс» повесть из жизни шахтеров Донбасса «Глюкауф». Успех этих произведений укрепил Гроссмана в желании стать профессиональным писателем. В 1935, 1936 и 1937 годах издавались сборники его рассказов, в 1937–1940 годах – две части эпической трилогии «Степан Кольчугин» о революционном движении от 1905 года до Первой мировой войны. В 1933 году была выслана из Москвы, а в 1936 году повторно арестована по обвинению в троцкизме и осуждена на три года ИТЛ его двоюродная сестра, сотрудница Профинтерна Надежда Моисеевна Алмаз (1897–?), дружба с которой оказала на него большое влияние после переезда в Москву. Гроссман оказывал ей материальную поддержку все время ее пребывания в ссылке. В 1933 году он расстался с первой женой и в октябре 1935 года поселился с Ольгой Михайловной Губер (женой его близкого друга, писателя Бориса Губера) в Серебряном переулке у ее сестры Евгении Михайловны, пока в 1937 году супруги не получили отдельную квартиру (их брак был оформлен в 1936 году). В 1937 г. Борис Губер был арестован и расстрелян. Ольга Губер была также арестована как член семьи «врага народа». Тогда Гроссман оформил опекунство над ее двумя сыновьями и направил письма М.Калинину и в НКВД с просьбой освободить Ольгу Губер на том основании, что она уже неск. лет факт. была женой не Бориса Губера, а Гроссмана. Ольга Губер была освобождена. Летом 1941 года Василий Гроссман был мобилизован в Красную армию, ему было присвоено звание интенданта 2-го ранга. С августа 1941-го по август 1945 года служил специальным военным корреспондентом газеты «Красная звезда» на Центральном, Брянском, Юго-Западном, Сталинградском, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. В 1942 году написал повесть «Народ бессмертен», ставшую его первым крупным произведением о ВОВ. Во время немецкой оккупации города Бердичева мать писателя Екатерина Савельевна была переселена в гетто и 15 сентября 1941 года расстреляна в ходе одной из акций уничтожения еврейского населения в Романовке. До кон. жизни писатель писал письма своей погибшей матери. Ее история будет отражена в посвященном ей романе «Жизнь и судьба»: мать Виктора Штрума тоже будет убита нацистами при уничтожении еврейского гетто. Жившая на протяжении 1930-х годов с Екатериной Савельевной в Бердичеве единственная дочь писателя Екатерина в нач. июня 1941 года была отправлена в пионерский лагерь и с началом боевых действий вместе с матерью, сестрами и отчимом эвакуирована в Ташкент. Во время битвы за Сталинград В. С. Гроссман находился в городе с первого до последнего дня уличных боев. За участие в Сталинградской битве, в том числе в боях на передней линии обороны, награжден орденом Красного Знамени. В 1943 году ему было присвоено звание подполковника. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара»: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». Повести «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки», другие военные очерки сложились в книгу 1945 года «Годы войны». Гроссман был в числе корреспондентов, первыми ступивших в освобожденные советскими войсками концлагеря Майданек и Треблинка. Описание увиденного в Майданеке было поручено Констатину Симонову, а о Треблинке в кон. 1944 года Гроссман опубликовал статью «Треблинский ад», открывшую тему Холокоста в СССР. После войны Гроссман и Илья Эренбург составили так называемую «Черную книгу» – сборник свидетельств и документов о Холокосте. «Черная книга» была издана на английском языке в 1947 году в Нью-Йорке, но русское ее издание тогда так и не появилось; набор был рассыпан в 1948 году; идеологическая установка требовала не выделять ни одну национальность в рамках всего пострадавшего в ходе войны населения СССР. Первое издание на русском вышло лишь в 1980 году с купюрами в Израиле. Пьеса «Если верить пифагорейцам», написанная перед Великой Отечественной войной и опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя», была негативно оценена критикой за якобы неверное понимание исторического процесса. С 1946 по 1959 год работал над дилогией «За правое дело» и «Жизнь и судьба». Эпический роман «За правое дело» (1952), написанный в традициях Л. Н. Толстого и повествующий о Сталинградской битве, Гроссман вынужден был переработать после разгромной критики в партийной печати. На Втором съезде Союза писателей СССР в 1954 году А. А. Фадеев признал, что его критика романа как «идеологически вредного» была несправедливой. Рукопись продолжения опубликованного в «Новом Мире» романа «За правое дело» – романа «Жизнь и судьба», носящего резко антисталинский характер, над которым писатель работал с 1950 года, была отдана автором для публикации в редакцию журнала «Знамя». В феврале 1961 года были конфискованы копии рукописи и черновики при обыске КГБ дома Гроссмана. Была изъята и копия романа, находившаяся для перепечатки в редакции журнала «Новый Мир». Главный редактор журнала «Знамя» В. М. Кожевников сам отдал свой экземпляр в КГБ. Пытаясь спасти свою книгу, В. С. Гроссман писал Н. С. Хрущеву: Я прошу Вас вернуть свободу моей книге, я прошу, чтобы о моей рукописи говорили и спорили со мной редакторы, а не сотрудники Комитета Государственной Безопасности.… Нет правды, нет смысла в нынешнем положении, в моей физической свободе, когда книга, которой я отдал свою жизнь, находится в тюрьме, ведь я ее написал, ведь я не отрекался и не отрекаюсь от нее.… Я по-прежнему считаю, что написал правду, что писал ее, любя и жалея людей, веря в людей. Я прошу свободы моей книге. В конечном счете, Гроссмана принял член Политбюро М. А. Суслов, огласивший подготовленное референтами (сам он роман не прочел) решение о том, что о возврате рукописи «не может быть и речи», и что роман может быть напечатан в СССР не раньше, чем через 200–300 лет. Другая копия романа, сохраненная другом Гроссмана поэтом С. И. Липкиным, в середине 1970-х, уже после смерти писателя, с помощью А. Д. Сахарова и В. Н. Войновича была вывезена на Запад. Роман был опубликован в Швейцарии в 1980-м, его расшифровали с микрофильма профессора-эмигранты Ефим Эткинд из Парижа и Шимон Маркиш из Женевы, последний способствовал изданию в Лозанне. В СССР роман вышел с купюрами в 1988 году, во время перестройки. Вместе с «Жизнью и судьбой» была конфискована рукопись повести «Все течет», затрагивавшей тему возвращения человека из сталинских лагерей, над которой Гроссман работал с 1955 года. Писатель создал новый вариант повести, который завершил в 1963 году (публикация за рубежом – 1970, в СССР – 1989). После ареста «антисоветских» рукописей Гроссман почти потерял возможность публиковаться. Потрясение подточило здоровье писателя и, по мнению биографов, ускорило его смерть. Василий Гроссман умер от рака почки после неудачной операции
В 1923 перевелся из Киевского института народного образования на химическом отделении физико-математического факультета МГУ; работал воспитателем в Московской трудовой колонии для беспризорных. Первые московские публикации – небольшие статьи в «Правде» и «Нашей газете» (июль 1928). После окончания в 1929 университета работал в Донбассе, в 1932 вернулся в Москву. После публикации в апреле 1934 в «Литературной газете» рассказа «В городе Бердичеве» началась его литературная известность: на рассказ обратил внимание М. Горький (Гроссман встречался с ним по этому поводу в Горках 5 мая 1934), с Гроссманом сблизились писатели Н.А. Заболоцкий, Р.И. Фраерман, А.П. Платонов (в 1951 Гроссман стал председателем комиссии по его литературному наследию), С.И. Липкин, В.А. Каверин и др. В довоенные годы в Москве были опубликованы многочисленные рассказы Гроссмана (сборники «Счастье», 1935, «Четыре дня», 1936, и др.), повести («Глюкауф», 1934, и др.), роман «Степан Кольчугин» (ч. 1–4, 1937–40). В Великую Отечественную войну Гроссман, фронтовой корреспондент газеты «Красная Звезда», приобрел популярность своими публицистическими (книга «Сталинград», 1943, и др.) и художественными (повесть «Народ бессмертен», 1942) произведениями. После выхода в свет романа «За правое дело» (ч. 1, 1952), подвергнутого резкой критике за «абстрактный гуманизм», писатель начал испытывать трудности с публикацией своих сочинений. Вторая часть романа под названием «Жизнь и судьба», в которой с исключительной, провидческой глубиной ставятся проблемы противостояния мыслящей личности тоталитарной системе (равно фашистской и коммунистической), была отвергнута журналом «Знамя», а в 1961 рукописи романа и повести «Все течет», содержавшей непредвзятые характеристики большевистских вождей, были конфискованы КГБ (в СССР опубликованы соответственно в 1988 и 1989). В Москве жил на Большой Никитской улице, Беговой улице (д. 1а, ныне Хорошевское шоссе, 2/1), Красноармейской улице (д. 23).
Гуманист и безбожник. Борец с тоталитаризмом и всеми его негативными последствиями, жертвами. Однако никакого позитивного выхода из этого тупика, беззаконий и ужаса он не предложил. Критики много, а выхода нет, а вернее он был ложным, а не настоящим – в гуманизме (опять же другой псевдовере, где Богу место не было: в человеке весь смысл жизни и сам человек – цель и смысл жизни, и стремится отстоять свою особенность от прочих, борется за свои права, за плюрализм). Служение партии было во имя самоутверждения служивших (тщеславие + корысть), и оно было псевдорелигиозным. Только вместо христианской веры был суррогат – фанатичная, но бессодержательная вера в туманное светлое будущее. По Гроссману, добро – не в религии коренится, а в самом человеке (т. е. он сам мера). А в христианстве добро теряет всеобщность и перерождается в зло. И люди, и Бог не могут уменьшить зла в жизни. Только отдельный конкретный человек ситуативно может делать добро. В Боге доброты нет – только в человеке. Человек – высший критерий добра и зла. Более того, человек под руководством разума может даже превзойти Бога в могуществе.
Роман «Жизнь и судьба» был конфискован в 1961 году Комитетом госбезопасности, чудом сохранен и впервые опубликован только в 1980 году за рубежом.
Родился в Бердичеве (Житомирская область Украины) в еврейской семье. Его отец – Соломон Гроссман (1873–1956), уроженец Вилково (принадлежавшего до 1878 года Румынии, затем в Измаильском уезде Бессарабской губернии), инженер и химик по специальности – был выпускником Бернского университета (1901) и сыном килийского купца второй гильдии, занимавшегося на юге Бессарабии хлеботорговлей. В 1902 году он вступил в Бунд и РСДРП, а после ее раздела в следующем году и до 1906 года был меньшевиком; до выхода на пенсию и переезда в Москву работал инженером в Донецком угольном бассейне и других шахтах страны. Мать – Екатерина Савельевна Гроссман (урожденная Малка Зайвелевна Витис; 1872–1941), также из состоятельного семейства, перебравшегося из Немирова Подольской губернии в Кишинев, когда она была ребенком; получила образование во Франции и преподавала в Бердичеве французский язык. Три старшие сестры матери – Анна (ум. 1935), Мария (род. 1858) и Елизавета (род. 1860) в 1884 году привлекались к дознанию по делу о кишиневском революционном кружке; ввиду политической неблагонадежности им была воспрещена педагогическая деятельность и поступление на высшие женские курсы. Родители Василия Гроссмана оформили брак в 1900 году в Турине, но развелись, когда он был ребенком, и он воспитывался матерью. Еще в детстве уменьшительная форма его имени Йосяпревратилась в Вася и стала впоследствии его литературным псевдонимом. После развода Екатерина Савельевна с сыном жила в семье своей сестры Анны и ее мужа – доктора Давида Михайловича Шеренциса (1862–1938) в Бердичеве. Когда Иосифу было 6 лет (февраль 1912 года), он вместе с матерью поехал в Швейцарию, где с марта 1912 года учился в начальной школе на улице Roseraie в Женеве. В октябре 1913 года они перебрались в Лозанну, а в мае 1914 года возвратились в Киев, где жил его отец. В том же году он поступил в приготовительный класс Киевского реального училища 1-го общества преподавателей, где учился до 1919 года. В годы Гражданской войны уехал с матерью в Бердичев, где вновь поселился в доме доктора Д. М. Шеренциса (мать писателя жила в этом доме вплоть до начала Великой Отечественной войны), учился и работал пильщиком дров. В 1921 году Гроссман окончил школу и до 1923 года жил с отцом и учился на подготовительном курсе Киевского высшего института народного образования, затем перевелся на химическое отделение физико-математического факультета 1-го Московского государственного университета, которое окончил в 1929 году. В январе 1928 года он женился на Анне Петровне Мацук, но некоторое время супруги жили раздельно (он – в Москве, жена – в Киеве). Три года работал инженером-химиком в Макеевском научно-исследовательском институте по безопасности горных работ и заведовал химической (газово-аналитической) лабораторией на угольной шахте Смолянка 11 в Донбассе, затем старшим научным сотрудником химической лаборатории в Донецком областном институте патологии и гигиены труда и ассистентом кафедры общей химии в Сталинском медицинском институте. В 1933 году переехал с женой в Москву, где поселился в семье старшей сестры матери Елизаветы Савельевны Алмаз и стал работать старшим химиком, а затем заведующим лабораторией и помощником главного инженера на карандашной фабрике имени Сакко и Ванцетти. Литературной деятельностью Василий Гроссман занялся в кон. 1920-х годов и уже в 1928 году отослал один из своих первых рассказов для публикации в «Правде». В это же время он сделал выбор между научной работой и литературой – в пользу последней (подробно свой выбор он обосновывал в письмах этого периода к отцу). В апреле 1934 года в «Литературной газете» был опубликован рассказ о Гражданской войне «В городе Бердичеве», ставший дебютной художественной публикацией писателя. В том же году при поддержке Максима Горького опубликовал в газете «Литературный Донбасс» повесть из жизни шахтеров Донбасса «Глюкауф». Успех этих произведений укрепил Гроссмана в желании стать профессиональным писателем. В 1935, 1936 и 1937 годах издавались сборники его рассказов, в 1937–1940 годах – две части эпической трилогии «Степан Кольчугин» о революционном движении от 1905 года до Первой мировой войны. В 1933 году была выслана из Москвы, а в 1936 году повторно арестована по обвинению в троцкизме и осуждена на три года ИТЛ его двоюродная сестра, сотрудница Профинтерна Надежда Моисеевна Алмаз (1897–?), дружба с которой оказала на него большое влияние после переезда в Москву. Гроссман оказывал ей материальную поддержку все время ее пребывания в ссылке. В 1933 году он расстался с первой женой и в октябре 1935 года поселился с Ольгой Михайловной Губер (женой его близкого друга, писателя Бориса Губера) в Серебряном переулке у ее сестры Евгении Михайловны, пока в 1937 году супруги не получили отдельную квартиру (их брак был оформлен в 1936 году). В 1937 г. Борис Губер был арестован и расстрелян. Ольга Губер была также арестована как член семьи «врага народа». Тогда Гроссман оформил опекунство над ее двумя сыновьями и направил письма М.Калинину и в НКВД с просьбой освободить Ольгу Губер на том основании, что она уже неск. лет факт. была женой не Бориса Губера, а Гроссмана. Ольга Губер была освобождена. Летом 1941 года Василий Гроссман был мобилизован в Красную армию, ему было присвоено звание интенданта 2-го ранга. С августа 1941-го по август 1945 года служил специальным военным корреспондентом газеты «Красная звезда» на Центральном, Брянском, Юго-Западном, Сталинградском, Воронежском, 1-м Белорусском и 1-м Украинском фронтах. В 1942 году написал повесть «Народ бессмертен», ставшую его первым крупным произведением о ВОВ. Во время немецкой оккупации города Бердичева мать писателя Екатерина Савельевна была переселена в гетто и 15 сентября 1941 года расстреляна в ходе одной из акций уничтожения еврейского населения в Романовке. До кон. жизни писатель писал письма своей погибшей матери. Ее история будет отражена в посвященном ей романе «Жизнь и судьба»: мать Виктора Штрума тоже будет убита нацистами при уничтожении еврейского гетто. Жившая на протяжении 1930-х годов с Екатериной Савельевной в Бердичеве единственная дочь писателя Екатерина в нач. июня 1941 года была отправлена в пионерский лагерь и с началом боевых действий вместе с матерью, сестрами и отчимом эвакуирована в Ташкент. Во время битвы за Сталинград В. С. Гроссман находился в городе с первого до последнего дня уличных боев. За участие в Сталинградской битве, в том числе в боях на передней линии обороны, награжден орденом Красного Знамени. В 1943 году ему было присвоено звание подполковника. На мемориале Мамаева кургана выбиты слова из его очерка «Направление главного удара»: «Железный ветер бил им в лицо, а они все шли вперед, и снова чувство суеверного страха охватывало противника: люди ли шли в атаку, смертны ли они?». Повести «Народ бессмертен», «Сталинградские очерки», другие военные очерки сложились в книгу 1945 года «Годы войны». Гроссман был в числе корреспондентов, первыми ступивших в освобожденные советскими войсками концлагеря Майданек и Треблинка. Описание увиденного в Майданеке было поручено Констатину Симонову, а о Треблинке в кон. 1944 года Гроссман опубликовал статью «Треблинский ад», открывшую тему Холокоста в СССР. После войны Гроссман и Илья Эренбург составили так называемую «Черную книгу» – сборник свидетельств и документов о Холокосте. «Черная книга» была издана на английском языке в 1947 году в Нью-Йорке, но русское ее издание тогда так и не появилось; набор был рассыпан в 1948 году; идеологическая установка требовала не выделять ни одну национальность в рамках всего пострадавшего в ходе войны населения СССР. Первое издание на русском вышло лишь в 1980 году с купюрами в Израиле. Пьеса «Если верить пифагорейцам», написанная перед Великой Отечественной войной и опубликованная в 1946 году в журнале «Знамя», была негативно оценена критикой за якобы неверное понимание исторического процесса. С 1946 по 1959 год работал над дилогией «За правое дело» и «Жизнь и судьба». Эпический роман «За правое дело» (1952), написанный в традициях Л. Н. Толстого и повествующий о Сталинградской битве, Гроссман вынужден был переработать после разгромной критики в партийной печати. На Втором съезде Союза писателей СССР в 1954 году А. А. Фадеев признал, что его критика романа как «идеологически вредного» была несправедливой. Рукопись продолжения опубликованного в «Новом Мире» романа «За правое дело» – романа «Жизнь и судьба», носящего резко антисталинский характер, над которым писатель работал с 1950 года, была отдана автором для публикации в редакцию журнала «Знамя». В феврале 1961 года были конфискованы копии рукописи и черновики при обыске КГБ дома Гроссмана. Была изъята и копия романа, находившаяся для перепечатки в редакции журнала «Новый Мир». Главный редактор журнала «Знамя» В. М. Кожевников сам отдал свой экземпляр в КГБ. Пытаясь спасти свою книгу, В. С. Гроссман писал Н. С. Хрущеву: Я прошу Вас вернуть свободу моей книге, я прошу, чтобы о моей рукописи говорили и спорили со мной редакторы, а не сотрудники Комитета Государственной Безопасности.… Нет правды, нет смысла в нынешнем положении, в моей физической свободе, когда книга, которой я отдал свою жизнь, находится в тюрьме, ведь я ее написал, ведь я не отрекался и не отрекаюсь от нее.… Я по-прежнему считаю, что написал правду, что писал ее, любя и жалея людей, веря в людей. Я прошу свободы моей книге. В конечном счете, Гроссмана принял член Политбюро М. А. Суслов, огласивший подготовленное референтами (сам он роман не прочел) решение о том, что о возврате рукописи «не может быть и речи», и что роман может быть напечатан в СССР не раньше, чем через 200–300 лет. Другая копия романа, сохраненная другом Гроссмана поэтом С. И. Липкиным, в середине 1970-х, уже после смерти писателя, с помощью А. Д. Сахарова и В. Н. Войновича была вывезена на Запад. Роман был опубликован в Швейцарии в 1980-м, его расшифровали с микрофильма профессора-эмигранты Ефим Эткинд из Парижа и Шимон Маркиш из Женевы, последний способствовал изданию в Лозанне. В СССР роман вышел с купюрами в 1988 году, во время перестройки. Вместе с «Жизнью и судьбой» была конфискована рукопись повести «Все течет», затрагивавшей тему возвращения человека из сталинских лагерей, над которой Гроссман работал с 1955 года. Писатель создал новый вариант повести, который завершил в 1963 году (публикация за рубежом – 1970, в СССР – 1989). После ареста «антисоветских» рукописей Гроссман почти потерял возможность публиковаться. Потрясение подточило здоровье писателя и, по мнению биографов, ускорило его смерть. Василий Гроссман умер от рака почки после неудачной операции
В Москве:
В 1923 перевелся из Киевского института народного образования на химическом отделении физико-математического факультета МГУ; работал воспитателем в Московской трудовой колонии для беспризорных. Первые московские публикации – небольшие статьи в «Правде» и «Нашей газете» (июль 1928). После окончания в 1929 университета работал в Донбассе, в 1932 вернулся в Москву. После публикации в апреле 1934 в «Литературной газете» рассказа «В городе Бердичеве» началась его литературная известность: на рассказ обратил внимание М. Горький (Гроссман встречался с ним по этому поводу в Горках 5 мая 1934), с Гроссманом сблизились писатели Н.А. Заболоцкий, Р.И. Фраерман, А.П. Платонов (в 1951 Гроссман стал председателем комиссии по его литературному наследию), С.И. Липкин, В.А. Каверин и др. В довоенные годы в Москве были опубликованы многочисленные рассказы Гроссмана (сборники «Счастье», 1935, «Четыре дня», 1936, и др.), повести («Глюкауф», 1934, и др.), роман «Степан Кольчугин» (ч. 1–4, 1937–40). В Великую Отечественную войну Гроссман, фронтовой корреспондент газеты «Красная Звезда», приобрел популярность своими публицистическими (книга «Сталинград», 1943, и др.) и художественными (повесть «Народ бессмертен», 1942) произведениями. После выхода в свет романа «За правое дело» (ч. 1, 1952), подвергнутого резкой критике за «абстрактный гуманизм», писатель начал испытывать трудности с публикацией своих сочинений. Вторая часть романа под названием «Жизнь и судьба», в которой с исключительной, провидческой глубиной ставятся проблемы противостояния мыслящей личности тоталитарной системе (равно фашистской и коммунистической), была отвергнута журналом «Знамя», а в 1961 рукописи романа и повести «Все течет», содержавшей непредвзятые характеристики большевистских вождей, были конфискованы КГБ (в СССР опубликованы соответственно в 1988 и 1989). В Москве жил на Большой Никитской улице, Беговой улице (д. 1а, ныне Хорошевское шоссе, 2/1), Красноармейской улице (д. 23).
Мировоззрение:
Гуманист и безбожник. Борец с тоталитаризмом и всеми его негативными последствиями, жертвами. Однако никакого позитивного выхода из этого тупика, беззаконий и ужаса он не предложил. Критики много, а выхода нет, а вернее он был ложным, а не настоящим – в гуманизме (опять же другой псевдовере, где Богу место не было: в человеке весь смысл жизни и сам человек – цель и смысл жизни, и стремится отстоять свою особенность от прочих, борется за свои права, за плюрализм). Служение партии было во имя самоутверждения служивших (тщеславие + корысть), и оно было псевдорелигиозным. Только вместо христианской веры был суррогат – фанатичная, но бессодержательная вера в туманное светлое будущее. По Гроссману, добро – не в религии коренится, а в самом человеке (т. е. он сам мера). А в христианстве добро теряет всеобщность и перерождается в зло. И люди, и Бог не могут уменьшить зла в жизни. Только отдельный конкретный человек ситуативно может делать добро. В Боге доброты нет – только в человеке. Человек – высший критерий добра и зла. Более того, человек под руководством разума может даже превзойти Бога в могуществе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий