Дикий Алексей (1889‒1955). С Украины. С детства видел в театре свое призвание, первые театральные впечатления Дикого – искусство украинских актеров Кропивницкого, Саксаганского, Карпенко-Карого, Заньковецкой. В 1909 г. переехал в Москву и поступил в частную театральную школу артистки МХТ С. Халютиной, занимался здесь у К. Марджанова и В. Мчеделов; в 1910 г. был принят в МХТ. С 1911 г. работал в 1-й студии МХТ (позже МХАТ 2-й). Учителями Дикого стали К. Станиславский и В. Немирович-Данченко. Первая роль – Алешка («На дне»), затем Миша («Провинциалка») Тургенева), Судебный пристав («Живой труп»), Баренд («Гибель «Надежды»« Хейерманса, 1913). Исполнил также роли Епиходова, Львова («Вишневый сад» и «Иванов» Чехова, 1917), Джона Пирибингля («Сверчок на печи» Диккенса, 1919), Молчанова («Расточитель» Лескова, 1924). В 1925 г. поставил во МХАТе 2-м спектакль «Блоха» по Н. Лескову (играл роль Платова). К этому времени определились основные черты режиссерского и актерского дарования Д.: острота и выразительность формы, любовь к ярким, сильным сценическим краскам, к сочетанию динамичности и броскости сценического рисунка с монументальностью и масштабностью актерских образов. Искусство Д. обладало оптимистической энергией, тяготело к балаганному комизму и к гневной сатире, к эпическому размаху и патетике. В 1928 г. Д. поставил спектакль «Человек с портфелем» Файко в московском театре Революции. В 1931 г. основал свою театральную студию, где вел режиссерскую и педагогическую работу, поставил «Леди Макбет Мценского уезда» по Лескову и др. В 1932‒36 гг. руководил московским театром им. ВЦСПС (спектакли «Матросы из Каттаро» Вольфа, «Глубокая провинция» Светлова). В 1936 г. поставил на сцене Малого театра в гротескной, фантасмагорической форме спектакль «Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина. С 1936 г. работал в ленинградском Большом драматическом театре им. Горького. В 1936 г. его студию закрыли, а Алексея арестовали, получил он 5 лет лагерей. После освобождения в основном снимался в кино. С 1941 г. ‒ в московском театре им. Вахтангова, где поставил «Олеко Дундич» Ржешевского и Каца, «Русские люди» Симонова. В спектакле «Фронт» Корнейчука сыграл роль генерала Горлова. В 1944‒52 гг. в Малом театре, с 1952 г. в московском драматическом театре им. Пушкина. Среди работ 1940‒50-х гг. спектакли «Мещане» Горького, «Калиновая роща» Корнейчука ‒ в Малом театре; «Тени» Салтыкова-Щедрина в московском драматическом театре им. Пушкина. Снимался в кино, сыграл роли М. Кутузова в фильме «Кутузов», П. Нахимова в фильме «Адмирал Нахимов» и др. В работах Дикого, неожиданных и ярких по сценическому облику, отмеченных изобретательностью и озорством, всегда была правда человеческих чувств. Начав творческий путь в театре под руководством К. Станиславского, он стал крупнейшим мастером сцены. Его дарование было глубоким и разносторонним. Неутомимыми творческими исканиями отличалась режиссерская работа Дикого. В 1930-е гг. в разных театрах страны Дикий ставил «Первую Конную» В. Вишневского и способствовал утверждению на сцене его драматургии. Огромной творческой удачей режиссера была постановка пьесы А. Софронова «Московский характер» (Малый театр, 1948 г.). В годы артистической зрелости Дикий с успехом выступал в кино. Создал образы И. Сталина, а также полководцев М. Кутузова («Кутузов», 1944) и П. Нахимова («Адмирал Нахимов», 1946). Исполнение Диким роли Сталина в фильмах «Третий удар» и «Сталинградская битва» понравилось прототипу, но Дикий говорил: «Я играю не человека, а гранитный памятник». На доме, где в 1949–55 жил Дикий (Б. Бронная ул., 31), – памятная доска.
Комментариев нет:
Отправить комментарий