Михаил Одинцов (1921 – 2011) – военный летчик бомбардировочной и штурмовой авиации, военачальник, генерал-полковник авиации, писатель. Родился в селе Полозово Пермского края в крестьянской семье Пикулевых. Отец Петр служил в следственных органах ОГПУ и НКВД, мать работала лаборантом. В 1937 году окончил семь классов школы и поступил в Свердловский строительный техникум, который вынужден был оставить после первого курса из-за отсутствия средств (15-летнему, живущему с матерью, стипендия не полагалась). В 16 лет поступил на Свердловский завод «Уралобувь», где освоил 6 типов станков. Одновременно занимался в городском аэроклубе, который окончил в 1938 году с отличием. В Красной Армии – с 1938 года. Одинцов был в 16 лет принят на военную службу и дал воинскую присягу, был принят в Пермскую военную школу пилотов. Окончив курс через год, Одинцов отказался от места инструктора, ускоренно был выпущен и направлен в Энгельсскую военную школу летчиков. В 1940 г. окончил училище, Одинцову было присвоего звание младший лейтенант, и он был назначен в 62-й авиационный разведывательный полк, оснащенный самолетами СБ. С 1940 года – летчик, командир летного экипажа в 126-м ближнем бомбардировочном полку, оснащенном самолетами Су-2. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. На фронтах ВОВ с июня 1941 года. В одном из боев Су-2 Одинцова получил повреждения, Одинцов и штурман Червинский были ранены, при вынужденной посадке оба получили тяжелые травмы. Одинцов после 7 месяцев в госпитале, получив заключение военно-медицинской комиссии о негодности к летной и временной негодности к строевой службе вообще, самовольно явился в свой полк, и более года летал, бинтуя руку. Освоил самолет Ил-2, на котором и воевал. Один из первых летчиков, установивший в перегрузку дополнительную бронезащиту для воздушного стрелка. Воевал на Брянском, Степном, Сталинградском, Воронежском, Калининском и 2-м Украинском фронтах. Командир эскадрильи 820-го штурмового авиационного полка кандидат в члены ВКП(б) старший лейтенант Одинцов к 1943 году совершил 96 успешных боевых вылетов, нанеся противнику значительный урон. Действия Одинцова всегда отличали храбрость, пилотажное и тактическое мастерство. В одном из вылетов в 1942 году Одинцов прикрыл своим самолетом от атаки истребителя самолет командира полка, и в последовавшем воздушном бою сбил два истребителя. Являлся мастером вождения больших групп самолетов. За время войны Одинцов сбил в воздушных боях 14 самолетов противника, что является наивысшим достижением среди летчиков-штурмовиков. Одинцов к концу войны совершил 215 боевых вылетов на самолетах Су-2-13 и Ил-2-202, завершил войну в звании гвардии майора. Участвуя в боях с врагом на Юго-Западном фронте с 22.06.41 г. по 31.07.41 г., Одинцов на самолете Су-2 произвел 8 боевых вылетов. Принял неравный бой с истребителями противника, был тяжело ранен, но, несмотря на большую потерю крови, изнемогая от боли, довел самолет до аэродрома. Потом снова, участвуя в боях с врагом на Юго-Западном фронте с 15.05.42 г. по 16.07.42 г., совершил 8 боевых вылетов на штурм войск и техники противника. Участвуя в налете на Курский аэродром, уничтожил на земле 2 самолета, уничтожил паровоз и 6 вагонов. При выполнении боевого задания, защищая своего командира, вступил в бой с четырьмя Me-109, сбил 2 Me-109. На Калининском фронте в составе 800 ШАП с 16.10.42 г. по 18.03.43 г. Одинцов совершил 44 боевых вылета на самолете Ил-2. Штурмовыми действиями на Белыйском, Великолукском и Демянском направлениях уничтожил 6 танков, 20 машин с войсками и грузами, подавил огонь 13 батарей ЗА, взорвал склад боеприпасов и истребил 250 фашистов. С 27.03.43 г. по 27.07.43 г., работая командиром эскадрильи, в составе 800 ШАП на Воронежском фронте Одинцов произвел 16 боевых вылетов на уничтожение матчасти, самолетов на аэродромах и штурм противника. 31 боевой вылет при форсировании р. Днепр, участвовал в освобождении городов Кировоград, Знаменка, Александрия, уничтожил 4 танка, 15 машин и много другой техники противника. Одинцов, участвуя в операциях по уничтожению группировки в районе Корсунь-Шевченковский, в боях под городами Яссы и Кишинев, при взятии Львова, форсировании рек Сан и Вислы, совершил 57 боевых вылетов. 34 раза водил группы штурмовиков, участвуя в боях за город Львов и расширение плацдарма на реке Висле. 31 боевой вылет совершил на штурм вражеских войск в боях на Сандомирском направлении, на подступах к городу Бреслау и с 12.01.45 г. в операции войск 1-го Украинского фронта. 30.05.44 г. группой 9 Ил-2 наносил бомбардировочно-штурмовой удар по танкам и машинам противника в районе Чужа Вода, Развул. Выполнению задания препятствовали 6 истребителей противника типа ФВ-190. Несмотря на атаки вражеских истребителей, группа штурмовыми действиями уничтожила 3 танка, 2 бронетранспортера, создала очаг пожара, в бою сбит один ФВ-190. 15.07.44 г. группа 9 Ил-2, ведомая Одинцовым, штурмовала танки, машины и солдат противника у населенных пунктов Золочев, Плугов (Львовское направление). Район цели прикрывался огнем зенитных батарей врага. В результате штурма уничтожено 5 машин и создан очаг пожара в местах сосредоточения фашистской техники. 21.07.44 г. Одинцов вел 18 Ил-2 на штурм танков и солдат противника в район Полесья. Снижаясь, группа пулеметно-пушечным огнем уничтожила 15 машин с грузами. 11.08.44 г. Одинцов шел штурмовать танки противника в районе Дроговля, Ксензя-Нива. В результате штурма 3 танка оказались сожженными, разрушено 10 домов. С 1.07.44 г. по 27.11.44 г. Одинцов, работая штурманом полка, водил группы штурмовать самые сложные боевые задания, являлся участником освобождения городов Ельс, Лигниц Домбровского угольного бассейна и города Бунцлау, участник боев за города Форст, Котбус, Берлин, Потсдам и Дрезден. Преследуя отходящие в Карпаты войска противника, Одинцов, получив задачу нанести штурмовой удар по технике и солдатам противника в Качковце, вылетел туда в качестве ведущего группы штурмовиков в атаку, несмотря на огонь зенитных батарей врага. В результате штурма уничтожено 1 танк, 2 машины, подавлен огонь 3 орудий полевой артиллерии и взорван склад боеприпасов. Особенно отличился в проведенной операции войск 1-го Украинского фронта, где, несмотря на плохие метеоусловия, противодействие зенитной артиллерии, Одинцов взламывал оборону противника. 24.01.45 г. ведущим группы 9 Ил-2 Одинцов нанес штурмовой удар в районе станции Бубрек, где уничтожено 3 железнодорожных вагона, и в городе Беутен поврежден завод. На подступах к Берлину враг оказывал упорное сопротивление продвижению наших войск. Одинцов 26.04.45 г. повел группу 18 Ил-2 на штурмовку скоплений техники и солдатам противника в районе Холбафа. Штурмовыми действиями группа в этом вылете сожгла 12 машин и истребила 30 солдат и офицеров. Многие эпизоды из военной жизни Одинцова и его однополчан, описаны им в книге «Преодоление». За время войны занимал должности летчика, командира эскадрильи 820-го штурмового авиационного полка 5-й воздушной армии Степного фронта; заместителя командира 155-го гвардейского штурмового авиационного полка 9-й гвардейской штурмовой авиационной дивизии 2-й воздушной армии 1-го Украинского фронта. После ВОВ продолжал службу в ВВС СССР. В 1948 году поступил в Военно-воздушную академию. В связи с обострением нефрита был госпитализирован на 4 месяца, признан инвалидом и негодным к летной службе, добился разрешения на перевод на военно-воздушный ф-т Военно-политической академии имени В. Ленина, которую окончил в 1952 году. За время учебы продолжал тренировки и в 1950 году вновь признан годным к полетам. В послевоенное время освоил самолеты Пе-2, Ту-2, Ту-4, Ил-28, Су-7, Миг-15, Миг-17, Су-17, МиГ-21, Миг-23, Ту-16, Ту-22, Су-24, вертолеты Ми-2, Ми-4, Ми-8, Ми-24 и др. В одном из тренировочных полетов в 1974 году бомбардировщик Одинцова попал в штопор, из которого самолет вывести не удалось, на высоте 600 метров Одинцов катапультировался; по записи докладов о мерах по выводу самолета из штопора и при личном участии Одинцова в конструкцию самолета были внесены изменения. В 1959 году окончил Академию Генерального штаба ВС СССР. Командовал авиационным полком, дивизией и авиацией Московского военного округа, был одним из первых начальников Центра подготовки космонавтов, советником ВВС Войска Польского. В 1976–1981 годах – генеральный инспектор ВВС Главной инспекции Министерства обороны СССР, в 1981–1987 годах – помощник представителя главнокомандующего Объединенных вооруженных сил государств-участников Варшавского Договора в Войске Польском. Избирался депутатом Киевского горсовета депутатов трудящихся, Ростовского облсовета и членом Ростовского обкома КПСС, а также Моссовета. Избирался делегатом XXIV и XXV Съездов КПСС. Жена Люхтикова Галина, дочь генерал-майора. Трое детей. Написал несколько книг – роман «Испытание огнем», «Записки летчика» и «Преодоление», много статей в «Авиации и космонавтике», «Крылья Родины», «Военных знаниях», газете «Красная Звезда».
Комментариев нет:
Отправить комментарий