Сергей Иванов (1864–1910) художник - родился в городе Руза Московской губернии в семье акцизного чиновника. Художественные наклонности у него проявились рано, однако его отец считал, что художника из сына не выйдет и, не видя разницы между живописью и черчением, прочил сына в инженеры. Так после окончания уездного училища в 1875 году в возрасте 11 лет Сергей, по воле отца, поступил в Константиновский межевой институт. Институт тяготил его, и по совету П. Синебатова, сослуживца отца, и с благословения В. Перова, оценившего его рисунки, 14-летний Сергей как «вольный посетитель сверх контингента» с 1878 года начал заниматься в МУЖВЗ, куда в следующем году поступил, оставив межевой институт. В училище занимался до 1882 г. С 1882 по 1884 год учился в петербургской Академии художеств. Там были написаны «Слепцы». Занятия в Академии проходили успешно, однако неудовлетворенность академическими порядками и материальные затруднения вынудили Иванова, уже перешедшего в последний, натурный, класс, покинуть Академию, возвратился в МУЖВЗ и закончил его в 1885 г. К последнему периоду обучения относятся картины «Больная», «У кабака», «К помещице с просьбой», «У острога», «Агитатор в вагоне», а также начало работы над темой переселенчества (цикл 1885–1890 гг.). На последних курсах обратился к социальным проблемам, в т. ч. переселении миллионов безземельных крестьян в Сибирь после 1861 г. В одиночку, с женами и детьми, унося с собой утлый скарб, пешком и на подводах, а если повезет, то и по железной дороге, устремлялись они, вдохновленные утопическими мечтами о «Беловодье» или «Белой Арапии», навстречу тяжелым испытаниям и жестоким разочарованиям. Трагедия безземельных крестьян, уходивших из центральных губерний на окраины страны – в Сибирь и сотнями гибнущих в пути, – основная мысль цикла картин Иванова. Испросив в Московском художественном обществе свидетельство на проезд и жительство в ряде губерний от Московской до Оренбургской, Иванов расстался с училищем, не получив даже свидетельства на звание учителя рисования. С этого времени он стал летописцем трагического явления в жизни русского пореформенного крестьянства. В 1885–1889 проехал по Самарской, Саратовской, Астраханской и Оренбургской губерниям и создал серию живописных работ, рисунков и литографий – «Переселенцы», в которых показал трагическую судьбу крестьян. Десятки верст прошел он с переселенцами в пыли русских дорог, под дождем и палящим солнцем в степях, много ночлегов провел с ними, заполняя свой альбом рисунками и заметками, много трагических сцен прошло перед его глазами, и в голове его сложился ряд картин. В картинах Иванова предстают ужасающие сцены переселенческой жизни: «На новые места. Русь идет!», «Переселенцы. Ходоки», «Обратные переселенцы», «В дороге. Смерть переселенца». Следующим разделом социальной эпопеи Иванова была «арестантская серия»: «Беглый», «Бунт в деревне», «Отправка арестантов», «Бродяга», «Этап». На рубеже 1889–1890 гг. Сергей Иванов наряду с Серовым, Левитаном, Коровиным – признанный лидер среди московских художников. Посещал поленовские «рисовальные вечера», которые организовывали В. Поленов, и находил там поддержку и одобрение. С сер. 1890-х годов начался новый период в творчестве художника, связанный с созданием исторических произведений: «Смута», «По приговору веча», его влечет сила народных характеров и он находит красоту в явлениях народного быта. В 1899 году был принят в «Товарищество передвижников». Иванов стремился к искусству остродраматическому, передающему «биение человеческой души». Художник писал портреты близких, иллюстрировал книги. Выступил новатором исторического жанра, компонуя эпизоды русского Средневековья – в духе стиля модерн – почти как кинокадры, захватывающие зрителя своим динамичным ритмом, «эффектом присутствия»: «Приезд иностранцев в Москву XVII столетия», «Царь. XVI век», «Поход москвитян. XVI век» – в них художник по-новому взглянул на историческое прошлое родины, изображая не героические моменты событий, а сцены быта из древнерусской жизни. Некоторые образы написаны с оттенком иронии, гротеска. В 1908-13 годах выполнил 18 работ для проекта «Картины по русской истории». Остродраматичная картина о первой русской революции: «Расстрел» и пр. Во время вооруженного восстания 1905 года в Москве он был его свидетелем и участником – оказывал помощь раненым в уличных боях студентам в здании Московского университета на Моховой улице. Сохранились его рисунки жандармов и казаков, которые во время восстания квартировали в Манеже, возле Кремля. Позже художник работает над картиной «Едут! Карательный отряд». Он преподавал в Строгановском художественно-промышленном училище (1899–1906), в МУЖВЗ (1900/1903-1910). Был участником выставок Московского общества любителей художеств (1887, 1889, 1894), Товарищества передвижников (1887–1901), «36 художников» (1901, 1902), «Мир искусства» (1903), Союза русских художников (1903–1910). Работал как мастер офорта и литографии, иллюстратор произведений Н. Гоголя, М. Лермонтова, А. Пушкина и др. Умер в 46 лет от сердечного приступа на даче в дер. Свистуха на р. Яхроме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий