Баженов Василий (1737 или 1738 ‒ 1799) – архитектор, рисовальщик, теоретик архитектуры и педагог; представитель классицизма. Родился в семье дьячка в Москве или в с. Дольское у Малоярославца. Учился: в Москве у Д. Ухтомского (1753‒55) и в Московском ун-те (1755); в Петербурге ‒ у С. Чевакинского (с 1756), в АХ (1758‒60) у А. Кокоринова и Ж. Валлен-Деламота; как пенсионер петербургской АХ ‒ в Школе изящных искусств в Париже (1760‒62) у Ш. де Вайи. В 1762‒64 посетил Италию, где был избран профессором Академии св. Луки в Риме и членом АХ в Болонье и Флоренции. С 1765 академик, в 1799 вице-президент петербургской АХ. Б. первым из русских архитекторов стал мыслить постройку в ее связи с окружением, как объемную композицию, активно организующую пространство города. Широтой градостроительного замысла отмечен его проект (1767‒75) дворца для Московского Кремля (с одновременной реконструкцией всего ансамбля и Красной площади). Этим проектом Кремль превращался в грандиозный общественный форум с главной овальной площадью, к которой сходились основные радиальные улицы Москвы. Связь Кремля с городской застройкой усиливалась и выносом главного фасада дворца (заложен в 1773; деревянная модель ‒ в музее архитектуры им. Щусева в Москве) на линию кремлевских стен. Вместе с тем мощный рустованный цоколь дворца и торжественная колоннада в высоту двух верхних эт. должны были скрыть за собой древние постройки Соборной площади, что существенно нарушило бы традиционный облик Кремля. В 1775 воплощение проекта было прервано из-за нежелания Екатерины II возвеличивать Москву. Это явилось для Б. тяжелым ударом. Но частично свои градостроительные идеи Б. удалось осуществить в доме Пашкова в Москве (1784‒86; ныне старое здание библиотеки им. В. Ленина). Б. перерабатывает традиционную схему застройки усадьбы, ставя в один ряд на краю холма, противоположного Кремлю, центральное увенчанное бельведером здание и связанные с ним флигеля (которые в других постройках обычно выступают вперед), что придает застройке городской облик. Вместо курдонера (парадного двора) создан сад; главный вход помещен со стороны небольшого двора с парадными воротами, которому придан характер курдонера с воронкообразно раскрывающимся пространством. Дом Пашкова не только достойно соседствовал с Кремлем, но и определил масштаб трех улиц, на которые выходят его фасады. В доме Пашкова, как и в других московских постройках Б. (дом Долгова на 1-й Мещанской, ныне проспекте Мира, 1770; колокольня и трапезная ц. Всех скорбящих на Б. Ордынке и дом Юшкова на Мясницкой, ныне ул. Кирова, 1780-е гг.), праздничное богатство пластической разработки фасадов сочетается с гармонически ясной и продуманной соразмерностью всех частей здания. Благодаря мастерскому использованию цвета и фактуры материалов (камня, штукатурки, гипса) возникают утонченная живописность, сложная игра света и тени. Увлечение псевдоготикой, характерное для ряда архитекторов 2-й пол. 18 в. и впервые проявившееся у Б. в увеселительных строениях на Ходынском поле в Москве (1774‒75, известны по рисункам М. Казакова), вскоре перерастает в поиски им нового стиля; в архитектуре романтического по духу садово-паркового ансамбля в Царицыне (1775‒85), а также усадебной ц. в Быкове под Москвой (1782‒89) фантастически переработанные элементы древнерусского и готического зодчества своеобразно сочетаются с ордерными пропорциями. В планировке Царицына с ее элементами классицистической четкости тонко учтен рельеф местности: здания живописно расположены на разных уровнях. Белокаменный псевдоготический декор, зрительно облегчающий и пластически обогащающий сооружения из красного кирпича, придает им приветливость и нарядность; сочетание сложных по конфигурации помещений создает неожиданные контрастные эффекты при переходе из одного помещения в др. Постройки в Царицыне остались незавершенными, поскольку Екатерина II враждебно отнеслась к ним при их осмотре на месте. В проекте Михайловского замка в Петербурге (1792‒96; строили в 1797‒1800 В. Бренна и Е. Сокв), создавая по воле Павла I комплекс, отделенный каналами от города, Б. все же сумел связать замок с городом, вынеся павильоны на линию Инженерной улицы. Б. одним из первых преодолел ограниченность теорий классицизма и дал высокую оценку отдельным памятникам средневекового зодчества, постоянно акцентировал историческое значение и общественное призвание русской архитектуры. Под редакцией Б. был издан русский перевод Витрувия Б. ‒ создатель архитектурной команды и школы при Экспедиции кремлевского строения, где работали М. Казаков, К. Бланк, И. Еготов, Е. С. Назаров.
Первоначально обучался как живописец, с 1751 состоял в «архитектурной команде» Д. Ухтомского, участвовал в отделке Головинского дворца (не сохр.). В 1755 поступил в Моск. ун-т, в 1756 перевелся в петербургскую Академическую гимназию, одновременно участвовал в архитектурных работах С. Чевакинского. В 1758–60 среди первых слушателей петербургской Академии художеств учился у А. Кокоринова и Ж. Валлен-Деламота. В 1760–62 как пенсионер Академии художеств – в Парижской Академии художеств у Ш. де Вайи, в 1762–64 совершенствовал свои знания в Италии, член Академии Святого Луки в Риме, Академии художеств во Флоренции и Болонье. С 1765 член петербургской Академии художеств, в 1799 ее вице-президент. В 1767–92 работал в Москве. Автор наиболее ранних московских зданий в стиле классицизма, отличающихся гармоничной уравновешенностью пропорций, сочетанием рационально-строгих членений фасадной плоскости и живописно проработанных деталей ордерных форм и скульптурно-пластического декора. Принципиальное значение в творчестве Баженова имели идеи построения больших городских и усадебных ансамблей. Широта его градостроительного мышления сказалась при создании в 1767 проекта Большого Кремлевского дворца с одновременной перестройкой Кремля и Красной площади: Кремль превращался в грандиозный общественный центр с главной овальной площадью, к которой сходились основные улицы Москвы, его связь с городской застройкой осуществлялась благодаря выносу монументального дворцового фасада, обращенного к Москве-реке, за линию кремлевских стен; вместе с тем здание дворца с мощным рустованным цоколем и торжественной колоннадой (заложено в 1773, стр-во остановлено в 1775 по указу Екатерины II, деревянная проектная модель 1773 в ГНИМА) должно было скрыть постройки Соборной площади, что нарушило бы традиционный облик Кремля. Замысел был частично реализован при строительстве дома Пашкова. Другие известные постройки Баженова: дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770), дом Юшкова, колокольня и трапезная ц. «Всех скорбящих Радость» на улице Большая Ордынка. Другая линия творчества Баженова, раскрывающая его богатую фантазию и оригинальность художественного мышления, связана с использованием элементов средневековой архитектуры, готики и древнерусского зодчества (в основном московской архитектуры 17 в.) при создании увеселительных сооружений на Ходынском поле по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира (1774–75, известны по рисункам М. Казакова) и ансамбля в Царицыне, где они нередко слиты с классицистическими пропорциями и членениями зданий. Соединение фантастически и символически перетолкованных средневековых мотивов с эмблематикой масонства стало своеобразным отражением идейной и дружеской близости Баженова к московским масонам и Н. Новикову. Среди графических работ Баженова – панорама Царицына (ГНИМА).
По некоторым сведениям, Баженов родился в нашем городе. С 1751 работал под руководством архитектора Д. Ухтомского и участвовал в отделке Головинского дворца (не сохранилась). В 1755 поступил в Моск. ун-т. В 1756 уехал из Москвы, т. к. перевелся в петербургскую Академическую гимназию. Потом уехал совершенствоваться за границу. С 1765 стал членом петербургской Академии художеств, а затем ее вице-президентом. В 1767-92 снова работал в Москве (проект Большого Кремлевского дворца с перестройкой Кремля и Красной площади, дома Пашкова, дом Долгова на 1-й Мещанской улице, дом Юшкова, колокольня и трапезная ц. «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, увеселительные сооружения на Ходынском поле по случаю заключения Кучук-Кайнарджийского мира и ансамбль в Царицыне. Екатерина II опасалась масонов, стремившихся контролировать европейских правителей. Так что Баженов подвергся от нее притеснениям и был вынужден уехать в Петербург, где под крылом масона Павла I, ставшего вскоре императором, стал снова вице-президентом Академии художеств. Больше в Москву не приезжал.
Был сыном церковного дьячка и долгое время придерживался христианских воззрений. Но во время пребывания во Франции, Баженов вступил в масонскую ложу «К трем Звездам», а в России – в «Ложу девяти муз», т. е. стал масоном и оставался им до конца жизни. Отпечаток нового мировоззрения архитектора хорошо заметен в созданных им архитектурных творениях, ансамблях, в частности, в Царицыно. Например, лучезарная дельта - расходящиеся веером солнечные лучи (девиз масонов «От тьмы - к свету»), восьмиконечные звезды (8 - символ восьмого дня творения - вечной жизни), сдвоенные колонны (символ входа в Ковчег Завета в Иерусалимском храме царя Соломона) и пересекающиеся крест-накрест овалы (символ власти, подконтрольной братству) и т. п.
Первоначально обучался как живописец, с 1751 состоял в «архитектурной команде» Д. Ухтомского, участвовал в отделке Головинского дворца (не сохр.). В 1755 поступил в Моск. ун-т, в 1756 перевелся в петербургскую Академическую гимназию, одновременно участвовал в архитектурных работах С. Чевакинского. В 1758–60 среди первых слушателей петербургской Академии художеств учился у А. Кокоринова и Ж. Валлен-Деламота. В 1760–62 как пенсионер Академии художеств – в Парижской Академии художеств у Ш. де Вайи, в 1762–64 совершенствовал свои знания в Италии, член Академии Святого Луки в Риме, Академии художеств во Флоренции и Болонье. С 1765 член петербургской Академии художеств, в 1799 ее вице-президент. В 1767–92 работал в Москве. Автор наиболее ранних московских зданий в стиле классицизма, отличающихся гармоничной уравновешенностью пропорций, сочетанием рационально-строгих членений фасадной плоскости и живописно проработанных деталей ордерных форм и скульптурно-пластического декора. Принципиальное значение в творчестве Баженова имели идеи построения больших городских и усадебных ансамблей. Широта его градостроительного мышления сказалась при создании в 1767 проекта Большого Кремлевского дворца с одновременной перестройкой Кремля и Красной площади: Кремль превращался в грандиозный общественный центр с главной овальной площадью, к которой сходились основные улицы Москвы, его связь с городской застройкой осуществлялась благодаря выносу монументального дворцового фасада, обращенного к Москве-реке, за линию кремлевских стен; вместе с тем здание дворца с мощным рустованным цоколем и торжественной колоннадой (заложено в 1773, стр-во остановлено в 1775 по указу Екатерины II, деревянная проектная модель 1773 в ГНИМА) должно было скрыть постройки Соборной площади, что нарушило бы традиционный облик Кремля. Замысел был частично реализован при строительстве дома Пашкова. Другие известные постройки Баженова: дом Долгова на 1-й Мещанской улице (1770), дом Юшкова, колокольня и трапезная ц. «Всех скорбящих Радость» на улице Большая Ордынка. Другая линия творчества Баженова, раскрывающая его богатую фантазию и оригинальность художественного мышления, связана с использованием элементов средневековой архитектуры, готики и древнерусского зодчества (в основном московской архитектуры 17 в.) при создании увеселительных сооружений на Ходынском поле по случаю заключения Кючук-Кайнарджийского мира (1774–75, известны по рисункам М. Казакова) и ансамбля в Царицыне, где они нередко слиты с классицистическими пропорциями и членениями зданий. Соединение фантастически и символически перетолкованных средневековых мотивов с эмблематикой масонства стало своеобразным отражением идейной и дружеской близости Баженова к московским масонам и Н. Новикову. Среди графических работ Баженова – панорама Царицына (ГНИМА).
В Москве:
По некоторым сведениям, Баженов родился в нашем городе. С 1751 работал под руководством архитектора Д. Ухтомского и участвовал в отделке Головинского дворца (не сохранилась). В 1755 поступил в Моск. ун-т. В 1756 уехал из Москвы, т. к. перевелся в петербургскую Академическую гимназию. Потом уехал совершенствоваться за границу. С 1765 стал членом петербургской Академии художеств, а затем ее вице-президентом. В 1767-92 снова работал в Москве (проект Большого Кремлевского дворца с перестройкой Кремля и Красной площади, дома Пашкова, дом Долгова на 1-й Мещанской улице, дом Юшкова, колокольня и трапезная ц. «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке, увеселительные сооружения на Ходынском поле по случаю заключения Кучук-Кайнарджийского мира и ансамбль в Царицыне. Екатерина II опасалась масонов, стремившихся контролировать европейских правителей. Так что Баженов подвергся от нее притеснениям и был вынужден уехать в Петербург, где под крылом масона Павла I, ставшего вскоре императором, стал снова вице-президентом Академии художеств. Больше в Москву не приезжал.
Мировоззрение:
Был сыном церковного дьячка и долгое время придерживался христианских воззрений. Но во время пребывания во Франции, Баженов вступил в масонскую ложу «К трем Звездам», а в России – в «Ложу девяти муз», т. е. стал масоном и оставался им до конца жизни. Отпечаток нового мировоззрения архитектора хорошо заметен в созданных им архитектурных творениях, ансамблях, в частности, в Царицыно. Например, лучезарная дельта - расходящиеся веером солнечные лучи (девиз масонов «От тьмы - к свету»), восьмиконечные звезды (8 - символ восьмого дня творения - вечной жизни), сдвоенные колонны (символ входа в Ковчег Завета в Иерусалимском храме царя Соломона) и пересекающиеся крест-накрест овалы (символ власти, подконтрольной братству) и т. п.
Комментариев нет:
Отправить комментарий