Лев Шестов (Иегуда Лейб Шварцман, 1866–1938) родился в Киеве в семье коммерсанта, однако, остался внутренне чужд и миру коммерции, и миру иудейских древностей, и проблемам еврейской диаспоры. Поступив в Московский университет сначала на мат. факультет, он перевелся затем на юрфак, который закончил в Киеве в 1889 г . от социально-экономических проблем к проблемам религиозно-философским. По окончании университета Шестов занимался адвокатурой, служил помощником присяжного поверенного, помогал отцу. После 30 лет открыл философию и обрел себя. От Шекспира бросился к Канту. Но Кант не смог дать ответы на его вопросы. «Мои взоры обратились тогда к Писанию». Обычаи — все, чем человек пытается связать течение событий, временно. Библия понимает дело точнее, когда описывает непредсказуемую историю взаимоотношений отдельного народа и Бога. «Высшую музыку» Шестов считал истинной философией.
Написал много философских книг: "Афины и Иерусалим", "Добро в учении Льва Толстого и Ницше" и др. Книга «Достоевский и Ницше (философия трагедии)» из всех произведений Шестова выдержала наибольшее количество изданий и была переведена на восемь языков; «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)». В 1911 выпустили шеститомное собрание сочинений Шестова.
С 1910 Шестов с семьей жил в Швейцарии, на берегу Женевского озера. Здесь он начал углубленные занятия европейской философией и богословием. С этим периодом связано открытие нового героя — М. Лютера. Шестов нашел в нем трагический дух сродни Ницше. Шестов изучил труды мистиков и схоластов, немецкие истории догматических учений, средневековой церкви. В 1914 Шестов вынужден был вернуться в Россию: началась война. Шестов обосновался в Москве и продолжил начатую в Швейцарии работу. В М. жил с окт. 1914 по июнь 1918. Шестовы поселились в квартире на Плющихе, Новоконюшенный пер., 14 (деревянный, не сохр.). В 1915 г. дочери поступили в гимназию Хвостовой. Анна начала работать в клинике. У Шестовых была прислуга Анна, которая отлично готовила. Семья была очень довольна тем, что поселилась в Москве. Шестов вошел в литературную жизнь, часто встречался со старыми друзьями и знакомыми: Г. Шпетом, Г. Челпановым, С. Булгаковым, Н. Бердяевым, Вяч. Ивановым и пр. Ему 50 лет, он был почти счастлив, спокоен, вкушал мирные утехи мысли, дружбу, признания, был избран членом Московского Психологического общества. Потом купил свой дом на Плющихе, но жить в нем не стал. Несмотря на то, что Шестов стремился жить вне Москвы, где ему не хватало уединения, можно сказать, что его встречи с московскими друзьями были плодотворны.
Видел противоборство библейского и эллинского начал европейской мысли — откровения и умозрения. Гуссерль в 1920-е в эмиграции привлек внимание Шестова к творчеству Киркегарда и познакомил его с М. Хайдеггером. В 1919 Шестов с семьей уехал из Киева в Ялту. По ходатайству С. Булгакова и профессора киевской духовной Академии И. Четверикова Шестов был зачислен в штат Таврического университета. Впоследствии это помогло ему получить профессуру в Парижском университета. В 1920 Шестовы уехали из Севастополя в Париж. В течение 16 лет Шестов читал свободный курс по философии в Институте славяноведения при Парижском университете. Шестов изучал Плотина, и он, как раньше Толстой, Достоевский, Ницше, Лютер, навсегда поселился в мире Шестова. Привлекает Шестова прежде всего пограничным положением в мире эллинского ума. С помощью этого ума Плотин открывает нечто, что в него не вмещается и что соответствует скорее истине откровения. Ведь Единое, по Плотину, постигается не знанием и не размышлением, а причастием. Знание удаляет от сокровенного бытия. Похожее открытие делал и Паскалъ, когда отстранил бога философов от Бога Авраама, Исаака, Иакова. Шестов понимает грехопадение как результат испуга перед ничто. Но страх этот не присущ невинности естественно, его нашептывает змей-искуситель, разум, внушающий человеку недоверие к божественной свободе и желающий встать на место Бога. Разум заставляет человека предпочесть его надежную необходимость и привилегию правоты в различении добра и зла таинственной, ничем не обеспеченной, парадоксальной свободе веры. Людям не нужен Бог, им нужны гарантии. Кто даст им гарантии, тот и станет Богом.
В 1938 Шестов скончался в Париже в 72 года.
Всю жизнь Шестов занимался философией, погружаясь в труды ее великих творцов, но был антифилософом, поскольку занимался этим только для того, чтобы развенчать разум и обратить человека к вере. Всю жизнь он утверждал, что открыть реальность можно только верой и никогда не принадлежал ни к одной конфессии. Молчаливый, всегда сосредоточенный, не ввязывающийся в споры, предпочитающий не утверждать свое. Боролся с догматизмом религий. он постиг всю незащищенность и необеспеченность человеческого существования, всю иллюзорность естественных, социальных или божественных законов. Постиг он и то, что Бог откликается только на зов «из глубины».
- Можно всем пожертвовать, чтобы найти Бога. И Ш. всю жизнь искал и терзался в душе, боролся с собой.
- Всё вокруг окружено тайнами, о чем мы часто даже и не подозреваем.
- Рационализация веры привела к отвержению веры и замене ее богословием. При рационализме вера теряется. Автономный (неверующий в Бога) разум создает науку и свою мораль, но не может найти Бога. Лишь вера - источник жизни и свободы.
- Принимал христианское Бож. Откровение, но считал, что для того, чтобы говорить о Боге, нужно иметь дерзновение, которое дает вера.
- Рационализм хоть и господствует сегодня у людей, но он не может заглушить чувства, что последняя истина - по ту сторону разума.
- Наука не может нам дать истины, потому что она по природе не хочет и не может искать истины.
- Нравственные поучения и законы не могут заменить живого Бога. Окаменевшие истины разума заграждают путь к Бож. Откровению, к Богу, уводят от жизни в вере в сторону подчинения культу необходимости.
- Всякая философия должна подчиняться вере.
- Автономный разум отвергает всё иррациональное.
- Этика должна полностью определяться религией, жизнью в Боге, т. е. быть духовной.
Написал много философских книг: "Афины и Иерусалим", "Добро в учении Льва Толстого и Ницше" и др. Книга «Достоевский и Ницше (философия трагедии)» из всех произведений Шестова выдержала наибольшее количество изданий и была переведена на восемь языков; «Апофеоз беспочвенности (опыт адогматического мышления)». В 1911 выпустили шеститомное собрание сочинений Шестова.
С 1910 Шестов с семьей жил в Швейцарии, на берегу Женевского озера. Здесь он начал углубленные занятия европейской философией и богословием. С этим периодом связано открытие нового героя — М. Лютера. Шестов нашел в нем трагический дух сродни Ницше. Шестов изучил труды мистиков и схоластов, немецкие истории догматических учений, средневековой церкви. В 1914 Шестов вынужден был вернуться в Россию: началась война. Шестов обосновался в Москве и продолжил начатую в Швейцарии работу. В М. жил с окт. 1914 по июнь 1918. Шестовы поселились в квартире на Плющихе, Новоконюшенный пер., 14 (деревянный, не сохр.). В 1915 г. дочери поступили в гимназию Хвостовой. Анна начала работать в клинике. У Шестовых была прислуга Анна, которая отлично готовила. Семья была очень довольна тем, что поселилась в Москве. Шестов вошел в литературную жизнь, часто встречался со старыми друзьями и знакомыми: Г. Шпетом, Г. Челпановым, С. Булгаковым, Н. Бердяевым, Вяч. Ивановым и пр. Ему 50 лет, он был почти счастлив, спокоен, вкушал мирные утехи мысли, дружбу, признания, был избран членом Московского Психологического общества. Потом купил свой дом на Плющихе, но жить в нем не стал. Несмотря на то, что Шестов стремился жить вне Москвы, где ему не хватало уединения, можно сказать, что его встречи с московскими друзьями были плодотворны.
Видел противоборство библейского и эллинского начал европейской мысли — откровения и умозрения. Гуссерль в 1920-е в эмиграции привлек внимание Шестова к творчеству Киркегарда и познакомил его с М. Хайдеггером. В 1919 Шестов с семьей уехал из Киева в Ялту. По ходатайству С. Булгакова и профессора киевской духовной Академии И. Четверикова Шестов был зачислен в штат Таврического университета. Впоследствии это помогло ему получить профессуру в Парижском университета. В 1920 Шестовы уехали из Севастополя в Париж. В течение 16 лет Шестов читал свободный курс по философии в Институте славяноведения при Парижском университете. Шестов изучал Плотина, и он, как раньше Толстой, Достоевский, Ницше, Лютер, навсегда поселился в мире Шестова. Привлекает Шестова прежде всего пограничным положением в мире эллинского ума. С помощью этого ума Плотин открывает нечто, что в него не вмещается и что соответствует скорее истине откровения. Ведь Единое, по Плотину, постигается не знанием и не размышлением, а причастием. Знание удаляет от сокровенного бытия. Похожее открытие делал и Паскалъ, когда отстранил бога философов от Бога Авраама, Исаака, Иакова. Шестов понимает грехопадение как результат испуга перед ничто. Но страх этот не присущ невинности естественно, его нашептывает змей-искуситель, разум, внушающий человеку недоверие к божественной свободе и желающий встать на место Бога. Разум заставляет человека предпочесть его надежную необходимость и привилегию правоты в различении добра и зла таинственной, ничем не обеспеченной, парадоксальной свободе веры. Людям не нужен Бог, им нужны гарантии. Кто даст им гарантии, тот и станет Богом.
В 1938 Шестов скончался в Париже в 72 года.
Всю жизнь Шестов занимался философией, погружаясь в труды ее великих творцов, но был антифилософом, поскольку занимался этим только для того, чтобы развенчать разум и обратить человека к вере. Всю жизнь он утверждал, что открыть реальность можно только верой и никогда не принадлежал ни к одной конфессии. Молчаливый, всегда сосредоточенный, не ввязывающийся в споры, предпочитающий не утверждать свое. Боролся с догматизмом религий. он постиг всю незащищенность и необеспеченность человеческого существования, всю иллюзорность естественных, социальных или божественных законов. Постиг он и то, что Бог откликается только на зов «из глубины».
***
- Можно всем пожертвовать, чтобы найти Бога. И Ш. всю жизнь искал и терзался в душе, боролся с собой.
- Всё вокруг окружено тайнами, о чем мы часто даже и не подозреваем.
- Рационализация веры привела к отвержению веры и замене ее богословием. При рационализме вера теряется. Автономный (неверующий в Бога) разум создает науку и свою мораль, но не может найти Бога. Лишь вера - источник жизни и свободы.
- Принимал христианское Бож. Откровение, но считал, что для того, чтобы говорить о Боге, нужно иметь дерзновение, которое дает вера.
- Рационализм хоть и господствует сегодня у людей, но он не может заглушить чувства, что последняя истина - по ту сторону разума.
- Наука не может нам дать истины, потому что она по природе не хочет и не может искать истины.
- Нравственные поучения и законы не могут заменить живого Бога. Окаменевшие истины разума заграждают путь к Бож. Откровению, к Богу, уводят от жизни в вере в сторону подчинения культу необходимости.
- Всякая философия должна подчиняться вере.
- Автономный разум отвергает всё иррациональное.
- Этика должна полностью определяться религией, жизнью в Боге, т. е. быть духовной.
Комментариев нет:
Отправить комментарий