вторник, 29 октября 2019 г.

Москвичи: арх. Андрей Буров

Родился 15 октября 1900. Архитектурную деятельность начал в 1922, будучи студентом Вхутемаса: конкурсный проект генплана Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве. В том же году по его проектам были построены несколько павильонов на выставке и распланирован один из скверов в Московском Кремле. В 1926—1927 работал над проектами зданий новых типов: жилых домов для рабочих, рабочих клубов и театров. Здания клубов, построенные по его проектам в Минске и Твери, масштабны, отражает функциональное содержание. Обилие открытых пространств, террас, включение цвета, использование зелени создают ощущение оптимистического настроя. Много работал как художник-декоратор: в 1-м Рабочем театре Пролеткульта  сделал декорации по пьесе Плетнева «Над обрывом», оформил спектакль «Гляди в оба» по пьесе Афиногенова, выполнил декорации к пьесе Д. Чижевского «Голгофа» Для театра Революции. В 1926 Бурова пригласил С. Эйзенштейн для работы над декорациями к фильму «Генеральная линия»: по проекту Бурова был возведен комплекс построек образцового «совхоза будущего». В 1930—1931 Буров — московский представитель Челябинского тракторного завода и разработал планировку соцгородка при ЧТЗ. В связи с этой работой Бурова направили в командировку в США для изучения опыта проектирования и строительства заводов автотракторной промышленности. Дальнейшая деятельность была связана в основном с проектированием и строительством в Москве. Интересен проект театра им. Вс. Мейерхольда. В 1933 спроектировал открытый летний театр в парке культуры и отдыха. Поиск образа театра, и в частности идея открытого летнего театра для массовых представлений, всегда интересовал Бурова. В 1934 разработал проект шестиэтажного гаража-отеля на 650 машин с обслуживанием. Объемно-планировочное решение отличается функциональным построением здания. Сочетание крупного основного объема и низких протяженных зданий мастерских, замыкающих пространство двора. В проекте гаража-отеля получает развитие тема решения фасадов с применением витражей, имеющих рисунок решеток в виде геометрического орнамента. Значительным произведением Бурова является фасад здания дома архитектора: пристройка к особняку в Гранатном переулке, 7. Автор применил здесь театральный прием приставленной к зданию стены, закрывающей основной объем сооружения. Стена с плоским рельефом, прорезанная 3 арками. Здание завершается карнизом: в верхней части фасада над главным входом помещен майоликовый картуш работы художника В. Фаворского, впоследствии ставший эмблемой дома архитектора. Темно-красный цвет для стены и белый — для деталей. Профили обрамления арок, рисунок переплетов остекления. В годы войны, послевоенного восстановления занимался проектированием для городов, разрушенных во время войны, участвовал в конкурсах на проекты железнодорожных вокзалов, типовых магазинов, сборных жилых домов, разрабатывал проекты монументальпых памятников в честь победы над фашизмом; «Храм Славы», «Сталинградская эпопея» и дрВ 1944—1945 работал над проектом восстановления и реконструкции центра Ялты. 
По проектам Бурова совместно с арх. Б. Блохиным до войны в Москве построено 10 жилых домов: на улице Горького, Ленинградском проспекте, Большой Полянке, Валовой и Велозаводской улицах, на Бережковской и Дербеневской набережных. Среди жилых зданий, построенных но его проектам, известен дом № 25 на Тверской (первая очередь — 1935— 1937, вторая— 1946—1950). В 1939—1941 Буровым совместно с арх. Б. Блохиным были созданы 3 серии проектов крупноблочных жилых домов. В доме № 27 на Ленинградском проспекте одновременно с поисками нового образа сборного жилого дома шел поиск и новых приемов планировки (коридорная система с общественным обслуживанием), и экономичной планировки малометражных квартир. Представляет интерес применение декоративных вставок из бетона. Окна и лоджии эффектно чередуются, напоминая аккордеон («дом-аккордеон»). Дом Бурова – «Ажурный дом» – экспериментальный жилой дом – дом-коммуна. Прозван ажурным из-за декоративных бетонных решеток, выполненных по эскизам Владимира Фаворского и определивших облик здания. Проект здания возник в 1936, был реализован в 1941 и планировался как образец типового дома, в котором уже через несколько лет будут жить все советские граждане. Особенностью здания стали ажурные панели, которые скрывают все лоджии (выход на которые идет с кухни). Однако типовым дом не стал, учитывая стремление сов. правительства к строительству как можно более дешевого жилья. Квартиры сравнительно небольшие, но коридоры и лестницы широкие. Когда арх. проектировал дом, он понял, что люди на балконах будут выкладывать хлам, и специально, чтобы вид не портился, сделал балконы с каменным оформлением. Но из-за этого кухни плохо освещаются – даже днем приходится включать свет. Здание в форме буквы «П» дымчато-серого цвета. Арх. считали, что даже обычные жилые дома должны быть не только практичными и функциональными, но и красивыми. Это объясняет декоративный цветочный орнамент. Жильцы имели доступ ко всей инфраструктуре, что сказалось на строении комнат: кухни маленькие, так как планировалось, что владельцы квартир будут кушать на 1-м этаже в ресторане, а дома лишь разогревать еду. Помимо ресторана здесь должны были быть гастроном, прачечная, салон красоты, детский сад и др. общ. помещения. Планировка напоминает гостиницы: длинные коридоры, широкие лестничные площадки, квартиры небольшие, санузлы совмещенные. Жители должны были жить, как в апартаменитах. Эти идеи А. Буров привез из командировки в США. В сер. 1940-х проект передумали развивать, т. к. основной целью тогда была не красота, а простые дешевые строения для большинства людей.

Каждый из домов — образец законченного решения определенной архитектурной проблемы: в одних домах найден масштаб жилого дома на столичной магистрали, в других показаны разнообразные возможности архитектурного решения индустриальных жилых домов из крупных сборных элементов.

Работа в области сборного строительства натолкнула Бурова на поиск решения такой важной проблемы, как снижение веса конструкций: был создан высокопрочный, легкий и дешевый материал СВАМ — стекловолокнистый анизотропный материал. Буров предложил использовать при изготовлении технических материалов стеклянные волокна. Применение его в строительстве могло снизить вес здания в 15—20 раз по сравнению с весом аналогичного кирпичного или крупноблочного сооружения. Создание сверхпрочных материалов, армированных стеклянными волокнами.

В 1948—1949 совместно с Б. Блохиным создал серию проектов многоэтажных бескаркасных крупнопанельных зданий. В 1951—1952 создан проект жилого дома на Ленинградском проспекте, жилые дома в Москве (совместно с архитектором А. Криппой). До 1957 Буров не прекращал работы в области архитектуры. В 1956 разработал серию проектов жилых домов из СВАМа (совместно с архитекторами С. Васиным и Д. Метаньевым), продолжал руководить подготовкой аспирантов, помогал ученикам, консультировал архитекторов. Его педагогический талант, методика обучения, стройная система взглядов всегда привлекали к нему архитектурную и научную молодежь. Преподавая в Московском архитектурном институте, аспирантуре Академии архитектуры СССР, он воспитал много учеников, ставших его последователями и друзьями. В последние годы жизни занимался исследованиями в области лечения рака ультразвуком.

В 1960 вышла книга Бурова «Об архитектуре», начатая в 1943—1944 и подготовленная к печати незадолго до кончины автора. В 1980 опубликован сборник «Андрей Константинович Буров», куда вошли его письма, дневники и беседы с аспирантами.

Жил в 1936-57 на Тверской, 25.

Умер в 56 лет (возможно от рака). Была жена, сын Валентин до сих пор живет в родительской квартире со своей семьей на Тверской, 25. В 2010 на этом доме открыта доска в честь А. Бурова.

Основные черты:

1. Оригинальность и разноплановость творчества.

2. Свой стиль, но приспособительно к новому времени (конструктивизм + отчасти классика).

3. Масштабность сооружений и лаконизм внешнего декора.

4. Геометрический или растительный орнаменты.

5. Безвариативность, твердость в отстаивании своего.

6. Главное - комфорт людей (а не внешнее, хотя это тоже важно), важно внимание к человеку через вещи, обстановку.



Комментариев нет:

Отправить комментарий