Юон Константин (1875–1958) – художник, живший в России, а потом в СССР.
Вся жизнь художника была связана с нашим городом, где он родился, трудился и умер. В 1892—1898 годах он учился в МУЖВЗ, в 1898—1900 годах — работал в мастерской В. Серова. В 1900—17 годах преподавал в собственной студии. Долгое время Юон жил и работал на улице Земляной Вал (дом № 14-16). Также у мастера был свой дом в деревне Лигачево под Москвой, где он часто в 1908—1958 годы жил и работал.
«Москва сыграла в моей художественной жизни большую роль, - писал народный художник СССР К. Ф. Юон (1875-1958). - В Москве началась моя живопись; Москва вскормила во мне основные интересы и увлечения». Свыше полувека Юон был одним из ведущих деятелей изобразительного искусства, немало работал в графике, оформил ряд пьес и опер в крупнейших театрах нашей страны.
В начале 1900-х годов Юон жил на Мясницкой улице в доме № 46, а затем - на Арбате в доме № 25. Уже первые произведения художника были проникнуты горячей любовью к народу, к родной природе, к памятникам древнерусского зодчества. С начала 1910-х до середины 1930-х годов Юон жил в Трубниковском переулке в доме № 4. Его зрелому творчеству еще больше присущи оптимистические ноты. Почти во всех холстах художника изображен народ, показана с различных проявлениях многогранная жизнь города. Таковы картины «В Сергиевом посаде» (1911 г.), «Москворецкий мост» (1911 г.), «Вербный базар на Красной площади» (1916 г.), «Лубянская площадь. Зима» (1916 г.) и др. Октябрьская революция обогатила творчество Юона новыми сюжетами. Он пишет картины из жизни советских людей («Ариша делегатка», 1925 г.; «Подмосковная молодежь», 1928 г.; «Вузовцы», 1929 г.; «Первомайская демонстрация на Красной площади в 1929 году», 1930 г.). Широкую известность приобрели картины Юона «Штурм Кремля в 1917 году» (1927 г.) и «Вступление в Кремль революционных отрядов через Троицкие ворота» (1927 г.). Последние годы жизни художника прошли в доме № 14/16 на улице Чкалова (сейчас Земляной Вал – прим. ред.). Большим вкладом в советскую историческую живопись была написанная им в двух вариантах (1942 г., и 1949 г.) картина «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года». По словам художника, он стремился запечатлеть «тот памятный день, когда война была объявлена «священной Отечественной войной»». Гимном новой «вскипающей и строящейся» Москве явился холст Юона «Утро индустриальной Москвы» (1949 г.). Замечательный художник и крупный общественный деятель, Юон был избран в 1957 г первым секретарем правления Союза художников СССР.
Юон интересовался историей Москвы, на заседаниях общества «Старая Москва» встречался с Забелиным, Васнецовым.
Юон создавал солнечные, радостные картины, в том числе, и Москвы, соединяющие мотивы старого города с природой, народной жизнью и праздниками («У стен Новодевичьего монастыря весной», «Ночь. Пивная на Смоленском рынке»; «Тройка у Старого Яра. Зима», «Ночь. Тверской бульвар», «Москворецкий мост. Зима», «Лубянская площадь. Зимой», «Вербный базар на Красной площади», «Кормление голубей на Красной площади», «Гулянье на Девичьем поле», «Варварские ворота», «Памятник Ивану Федорову на фоне Китайгородской стены в Театральном проезде»).
В советское время художник также творчески запечатлевал события современной ему жизни Москвы («Парад на Красной площади 7 ноября 1941», «Утро индустриальной Москвы» и др.).
В 1950-х годах Юон писал интерьеры Останкинского дворца-музея, придавая внутреннему облику помещений воздушность, солнечность, эмоциональную жизненность.
Понимание древнерусской архитектуры, изучение быта московского купечества и дворянства позволили Юону в работах в области театральной декорации соединить историческую достоверность с образной выразительностью; его эскизы оформления исторических спектаклей носят характер законченных исторических картин («Грановитая палата в Кремле», «Новодевичий монастырь» к опере «Борис Годунов» Мусоргского; «Красная площадь. Рассвет», «Стрелецкая слобода», «У Спасских ворот» к опере «Хованщина» Мусоргского); в оформлении пьес А. Островского он использовал виды Замоскворечья.
В Москве:
Вся жизнь художника была связана с нашим городом, где он родился, трудился и умер. В 1892—1898 годах он учился в МУЖВЗ, в 1898—1900 годах — работал в мастерской В. Серова. В 1900—17 годах преподавал в собственной студии. Долгое время Юон жил и работал на улице Земляной Вал (дом № 14-16). Также у мастера был свой дом в деревне Лигачево под Москвой, где он часто в 1908—1958 годы жил и работал.
«Москва сыграла в моей художественной жизни большую роль, - писал народный художник СССР К. Ф. Юон (1875-1958). - В Москве началась моя живопись; Москва вскормила во мне основные интересы и увлечения». Свыше полувека Юон был одним из ведущих деятелей изобразительного искусства, немало работал в графике, оформил ряд пьес и опер в крупнейших театрах нашей страны.
В начале 1900-х годов Юон жил на Мясницкой улице в доме № 46, а затем - на Арбате в доме № 25. Уже первые произведения художника были проникнуты горячей любовью к народу, к родной природе, к памятникам древнерусского зодчества. С начала 1910-х до середины 1930-х годов Юон жил в Трубниковском переулке в доме № 4. Его зрелому творчеству еще больше присущи оптимистические ноты. Почти во всех холстах художника изображен народ, показана с различных проявлениях многогранная жизнь города. Таковы картины «В Сергиевом посаде» (1911 г.), «Москворецкий мост» (1911 г.), «Вербный базар на Красной площади» (1916 г.), «Лубянская площадь. Зима» (1916 г.) и др. Октябрьская революция обогатила творчество Юона новыми сюжетами. Он пишет картины из жизни советских людей («Ариша делегатка», 1925 г.; «Подмосковная молодежь», 1928 г.; «Вузовцы», 1929 г.; «Первомайская демонстрация на Красной площади в 1929 году», 1930 г.). Широкую известность приобрели картины Юона «Штурм Кремля в 1917 году» (1927 г.) и «Вступление в Кремль революционных отрядов через Троицкие ворота» (1927 г.). Последние годы жизни художника прошли в доме № 14/16 на улице Чкалова (сейчас Земляной Вал – прим. ред.). Большим вкладом в советскую историческую живопись была написанная им в двух вариантах (1942 г., и 1949 г.) картина «Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года». По словам художника, он стремился запечатлеть «тот памятный день, когда война была объявлена «священной Отечественной войной»». Гимном новой «вскипающей и строящейся» Москве явился холст Юона «Утро индустриальной Москвы» (1949 г.). Замечательный художник и крупный общественный деятель, Юон был избран в 1957 г первым секретарем правления Союза художников СССР.
Творчество:
Юон интересовался историей Москвы, на заседаниях общества «Старая Москва» встречался с Забелиным, Васнецовым.
Юон создавал солнечные, радостные картины, в том числе, и Москвы, соединяющие мотивы старого города с природой, народной жизнью и праздниками («У стен Новодевичьего монастыря весной», «Ночь. Пивная на Смоленском рынке»; «Тройка у Старого Яра. Зима», «Ночь. Тверской бульвар», «Москворецкий мост. Зима», «Лубянская площадь. Зимой», «Вербный базар на Красной площади», «Кормление голубей на Красной площади», «Гулянье на Девичьем поле», «Варварские ворота», «Памятник Ивану Федорову на фоне Китайгородской стены в Театральном проезде»).
В советское время художник также творчески запечатлевал события современной ему жизни Москвы («Парад на Красной площади 7 ноября 1941», «Утро индустриальной Москвы» и др.).
В 1950-х годах Юон писал интерьеры Останкинского дворца-музея, придавая внутреннему облику помещений воздушность, солнечность, эмоциональную жизненность.
Понимание древнерусской архитектуры, изучение быта московского купечества и дворянства позволили Юону в работах в области театральной декорации соединить историческую достоверность с образной выразительностью; его эскизы оформления исторических спектаклей носят характер законченных исторических картин («Грановитая палата в Кремле», «Новодевичий монастырь» к опере «Борис Годунов» Мусоргского; «Красная площадь. Рассвет», «Стрелецкая слобода», «У Спасских ворот» к опере «Хованщина» Мусоргского); в оформлении пьес А. Островского он использовал виды Замоскворечья.
Комментариев нет:
Отправить комментарий