четверг, 11 января 2018 г.

Святитель Макарий Московский

Святитель Макарий, митрополит Московский и всея Руси (ок. 1482–1563) 

Детство

Макарий родился около 1482 года в Москве, и родители назвали его Михаилом. Отец его – Леонтий – вскоре умер – тогда люди часто умирали в достаточно раннем возрасте, а мама ушла в монастырь. 

В монастырях

Тогда и Михаил ушел в Пафнутьев-Боровский монастырь (он находится в Калужской области), как будто невольно, но, как потом оказалось, промыслительно, где  стал монахом и был назван при постриге Макарием – в честь древнего преподобного святого Макария Египетского.

В монастыре Макарий много молился, изучал рукописи, читал Священное Писание, учился писать иконы. В общем делал всё, что обычно для монахов. Но очевидно в этом преуспел, потому что в 1523 году его возвели в сан архимандрита (начальника) Лужецкого монастыря в Можайске (Московская область).

Макарий постановил, что надо поминать в молитвах всех монахов, которые когда-то жили в этом монастыре и скончались, – так сформировался монастырский помянник; в главном соборе монастыря в честь Рождества Богородицы он устроил придел в честь преподобного Макария Египетского.

В Великом Новгороде

В 1526 году архимандрит Макарий был посвящен в архиепископа Новгородского в Успенском соборе Московского Кремля.

Вскоре он приехал в Новгород, а там не было архиепископа уже 17 лет. Народ Новгорода, 
Пскова и окрестностей очень обрадовался этому событию. При нем хлеб подешевел, бедные, сироты получали пропитание, а все люди – заступление в разных своих трудностях, проблемах.

Архиепископ Макарий посылал священников для проповеди Евангелия северным народам Новгородской области (а тогда эта область была намного больше, чем сегодня), которые были язычниками.

Он также ввел общежительный устав во всех новгородских монастырях, чтобы всё у монахов было общее, а не отдельное, обособленное от других.

Большую заботу проявил святитель о создании и украшении храмов в своей епархии. Он отремонтировал и украсил главный Софийский собор Новгорода. Всего при нем только в Новгороде было построено, перестроено и украшено около 40 храмов, для которых были написаны книги, изготовлена церковная утварь и сосуды в местной мастерской.

Макарий отреставрировал главную святыню новгородской земли — икону Богоматери «Знамение», которая сильно обветшала к тому времени. Он передал ее в Спасский храм Новгорода.

Святитель Макарий много заботился о людях, причем одинаково относился ко всем – богатым и бедным. Сам хоронил сгоревших в тюрьме во время пожара, собирал деньги для выкупа местных жителей из татарского плена. 

Во время эпидемий и засухи в Новгороде утешал людей в своих выступлениях, объяснял значение этих бедствий, совершал молебны и окроплял святой водой пораженные земли и людей. Это помогало – бедствия быстро прекращались.

Макарий боролся с разными ересями, в частности, возглавил Собор 1553 года, на котором была осуждена ересь Матфея Башкина и Феодосия Косого.

В Новгороде при Макарии была составлена новая летопись, написаны жития и службы русским святым, составлена новая Пасхалия.

Макарий часто ездил по своей епархии, решал местные проблемы.

2 раза он был в Москве: в 1535 году, когда его вызвал великий князь (правитель Руси), и в 1539 году, когда он возглавил избрание нового Всероссийского митрополита, святителя Иоасафа. Подробности этих поездок за давностью времени не сохранились.

Московский митрополит

19 марта 1542 г. Макарий стал митрополитом Московским и всея Руси, то есть возглавил Русскую Православную Церковь.

В 1547 г. в Москве впервые в истории состоялось царское венчание Ивавна Грозного, которое совершил святитель Макарий. С того времени наши правители стали называться царями (а до этого были великие князья).

На Соборах 1547 и 1549 гг. решался вопрос общецерковного прославления русских святых. До этого прославление святых осуществлялось решением местных епископов, поэтому подвижники почитались лишь там, где они жили и служили Богу. При Макарии много подвижников канонизировали – причислили к лику святых – от начала принятия христианства на Руси до современников Макария. Причем постановили, что этих святых уже надо почитать по всей Руси. Этим святым написали жития и службы для храмов. За 20-летнее правление митрополита Макария было написано житий святых больше, чем во все предшествующее время от нашествия монголов, а если считать новые редакции прежних житий, то почти в 2 раза больше.

Во время пожара 1547 года, уходя из Успенского собора, в котором святитель чуть не задохнулся от дыма, он вынес из него икону Богородицы, но при этом ослеп на один глаз. А многие тогда и вовсе погибли от ожогов и удушья.

После этого пожара в Кремле прошли восстановительные работы, обновленные храмы были снова освящены. По указанию Макария были также построены храмы в Костроме, Пскове, Тихвине и в других местах.

В начале 1551 года в Москве начал работу Стоглавый Собор, созванный митрополитом Макарием. На нем рассматривались разные вопросы, касающиеся внешности христианина и его поведения, церковной дисциплины, иконописи и духовного просвещения. Собор назван Стоглавым, т. к. его материалы изложены в 100 главах.

В 1552 году митрополит Макарий благословил Ивана Грозного идти на Казань и предсказал ему победу. В память об этом был построен в Москве собор Покрова на Красной площади (он более известен ныне как собор Василия блаженного). После этой победы была создана новая Казанская епархия, руководить которой был назначен архиепископ Гурий.

В 1555 году из Вятки в Москву принесли чудотворную Великорецкую икону святителя Николая Чудотворца. Он вместе с кремлевским священником Андреем отреставрировал эту икону.

Митрополит Макарий руководил работой редакторов-переписчиков и авторов духовных сочинений. Велел священнику Ермолаю написать книгу о Пресвятой Троице и житие епископа Василия Рязанского. По инициативе святителя был создан первый систематический труд по русской истории — «Книга степенная царского родословия», над составлением которой трудился царский духовник – священник Благовещенского собора Андрей (в монашестве Афанасий), будущий митрополит, продолжатель трудов святителя Макария.

При Макарие в русском государстве начинается печатание книг клириком церкви Николы Гостунского в Кремле диаконом Иваном Федоровым (Апостол 1564 года и Часослов 1565 года – они были изданы уже по смерти Макария). Эти книги в то время не только читались в храмах, по ним также учились грамоте.

Митрополит Макарий постоянно заботился о каждом человеке. Однажды, в Успенском соборе один мужик хотел обворовать храм, но Божьей силой был удержан и не смог этого сделать. Утром его обнаружили и, когда пришел митрополит Макарий, ему рассказали об этом происшествии. Святитель отпустил его и запретил его судить. Некоторые ругались на митрополита за то, что вора отпустили безнаказанно, но он не слушал их, а когда злоумышленник вскоре умер, его тело велел предать погребению.

Митрополит любил Москву и жил в ней спокойно, часто выступал с напутствиями к народу. От сильного истощения от поста он еле ноги передвигал, был смиренным и милостивым.
Митрополит предвидел грядущие бедствия русской земли, которые принесла ей опричнина, введенная царем вскоре после его кончины.

Однажды попросил царь митрополита Макария прислать ему душеполезную книгу. Получив чин погребения, он отругал святителя, что такие книги царю приносить не стоит. Макарий ответил ему, что отдал ему самую душеполезную из всех книг: если кто ее со вниманием прочитает, тот никогда не согрешит.

Творения

Макарий собрал всю читаемую на Руси духовную литературу воедино. В результате получилось многотомное собрание, которое называется Великие Четьи-Минеи. В них собраны и отредактированы жития святых, богословские труды, проповеди подвижников.

Кончина

15 сентября 1563 года святитель совершал крестный ход, во время которого простудился и тяжело заболел.

4 ноября святитель в последний раз молился в Успенском соборе, у всех попросил прощения.
Скончался Макарий 31 декабря 1563 года, когда колокол ударил к утрени.

Когда перед выносом тела из митрополичьих покоев открыли его лицо, то оно было сияющим.

Почитание

Почитание святителя началось сразу после его кончины. Вскоре на гробнице появилась и первая его икона.

Имя святителя, начиная с 17 века, встречается в сказании о святых иконописцах, где он называется святым чудотворцем, который написал много икон, книг и житий святых, созвал важные Соборы.

В 1988 году на  соборе  РПЦ святитель был канонизирован для общецерковного почитания. На иконах святитель изображается сухим, высоким, седым старцем, в золотом саккосе и зеленом омофоре, на котором черные с золотом кресты, на голове – святительская шапка.

Память святителя Макария также празднуется в Соборах Московских святителей и Московских святых.

Молитвы

Тропарь, глас 4

Яко великим пастырем единонравна, и учителем вселенныя единомысленна, Божии Премудрости служителя изрядна, иже блаженству тезоимениту днесь вернии вси воспоим: Христа Бога моли, святителю Макарие, умирити мир и спасти души наша.

Кондак, глас 3

Богомудрым учением и книжным списанием потщался еси, святителю Макарие, люди Российския просветити, и святых земли нашея прославити. Сего ради чуден пронаречеся, преемниче первопрестольников Российских. Моли сохранитися нам в вере и благочестии невредимо.

Молитва

О великий святителю, Церкве Российския первопрестольниче, града Москвы пастырю и учителю, отче наш Макарие блаженне, добре подвиг жития твоего совершивый и дерзновение у Господа стяжавый! К тебе во умилении сердец наших припадаем и усердно молим: буди о нас теплый предстатель у Престола Вседержителева и умоли Всеблагаго Бога: да не презрит нас, во многая и лютыя грехи впадших, но дарует нам вся благая и потребная, яже ко спасению. Вемы бо, яко немощни есмы, но молим тя усердно, святителю Божий, предстательством твоим сохрани невредимо всероссийскую паству, юже во святительстве твоем добре упасл еси. Архиереем и пресвитером у Господа испроси мудростъ, во еже право правити слово Божественныя истины, жертвенную любовь и ревностъ о спасении, да не погибнет ни един от паствы их; иночествующих в подвизех укрепи, в мире живущим истинный и потребньй им, иже во Христе Иисусе образ жительствования покажи; веру нашу укрепи, любви нелицемерней друг ко другу научи, в надежде на милосердие Божие утверди. Еще же молим тя, святителю, испроси нам у Всемилостиваго Бога духа разума и премудрости, да украсимся истинным боговедением спасительных писаний святых отец и мудростию их творений. Ей, святителю Божий, о мире всего мира Господа умоли, страну нашу твоим предстательством в мире и безмятежии соблюди; вся люди отечества нашего в добрем расположении друг ко другу сохрани и чужды междоусобных нестроений покажи; вся грады и веси добре сохрани, святую веру в людех непорочну соблюди. Буди всем нам скорый помощник в нуждах наших, да тобою окормляеми, мирно и благочестно поживем в жизни сей, да сподобимся и вечных благ восприятия на Небеси, славяще и превозносяще Отца и Сына и Святаго Духа и твое милостивное о нас предстательство во веки веков. Аминь.

Комментариев нет:

Отправить комментарий