вторник, 1 ноября 2016 г.

Серафим Остроумов

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ

Серафим Остроумов

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

г. Москва и Московская область: г. Сергиев Посад; Смоленская и Орловская области; Украина

ДНИ ПАМЯТИ

 8 декабря (25 ноября ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Брянских, Липецких и Смоленских святых

ЖИЗНЬ

Михаил родился 6 ноября 1880 года в Москве в семье псаломщика.

Окончил Московское Заиконоспасское духовное училище, затем - Московскую духовную семинарию.

В 1904 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия и был оставлен при академии профессорским стипендиатом.

14 сентября 1904 года пострижен в монашество епископом Дмитровским Трифоном Туркестановым.

Был рукоположен во иеродиакона, а 19 сентября 1904 года - во иеромонаха.

После пострижения в монашество посетил Оптину Пустынь, где нес послушание простого монаха: сначала на кухне, а потом исполнял обязанности канонарха, и только после некоторого испытания вернулся в Академию, где приступил к обязанностям преподавателя.

28 октября того же года назначен исполняющим должность доцента Московской духовной академии по кафедре теории и истории проповедничества.

В 1905 году молодой преподаватель вместе с профессором Академии М. Тареевым посетил Холмщину, которую полюбил с ее своеобразной религиозно-национальной жизнью. В результате чего он без колебаний оставил службу в Академии и отдал себя на служение в этом крае, в положении простого монаха самой бедной обители, Яблочкинского мужского монастыря.

В 1906 году назначен наместником Яблочинского Онуфриевского монастыря.

Когда о.Серафим поступил в монастырь он был в состоянии такого упадка, что его хотели даже закрыть. Но в несколько лет он сделал монастырь одним из центров религиозно-культурного служения Холмщины. Он привлек в свой монастырь людей с высшим богословским и светским образованием и организовал при монастыре псаломщическую школу, второклассную школу с церковно-учительскими курсами, несколько одноклассных школ, и даже сельскохозяйственную. При монастыре был устроен скит с великолепным храмом. На дело устроения Яблочинского монастыря о.Серафим отдал восемь лет, и обитель стала неузнаваемой и даже образцовой, а ее настоятель - известным церковным деятелем Холмщины.

С 1907 года - настоятель и заведующий Яблочинской второклассной школы с церковно-учительскими курсами.

2 февраля 1908 года возведен в сан архимандрита.

Состоял благочинным монастырей Холмской епархии, Холмским епархиальным миссионером.

С 28 января 1914 года - ректор Холмской духовной семинарии. Был одновременно председателем в Епархиальном ученом совете, членом Холмского Богородицкого Братства и редактором местного Епархиального печатного органа.

Находясь на всех этих постах о.Серафим проявлял кипучую деятельность. Будучи ректором в семинарии, он был добрым и благопопечительным отцом, мягким и ласковым, отзывчивым на нужды учащихся и соработников. Как редактор церковной печати - "Холмской церковной жизни" и "Народного листка" - о.Серафим достиг того, что они были полны живости и интереса. В Первую мировую войну во дни бегства холмского населения из родного края в сильной степени проявилась его любовь к народу. Много труда было понесено им в Москве, где нашли приют беженцы из Холмщины.

3 апреля 1916 года хиротонисан во епископа Бельского, викария Холмской епархии. Чин хиротонии совершали совершили митрополит Московский и Коломенский Макарий Невский, архиепископ Гродненский и Брестский Михаил Ермаков, епископ Белостокский Владимир Тихоницкий, епископ Новогеоргиевский Иоасаф Каллистов и др.

С 21 апреля 1916 года временно управлял Холмской епархией.

С 27 мая 1917 года временно управлял Орловской епархией.

С 18 августа 1917 года - епископ Орловский и Севский, был назначен Временным правительством, но спустя два месяца был избран правящим архипастырем.

Будучи избранным почетным членом Орловского церковно-исторического общества, он представил на обозрение присутствующих свои фотографические альбомы местности Орловского края. Его вниманием не были обойдены Орловские монастыри, семинария, епархиальное училище, церковные газеты и журналы. Духовенство ценило заботу и внимание владыки и поддерживало его начинания. Но вскоре ко многим начинаниям и трудам Владыки прибавились заботы по защите веры и Православия в связи с начавшимися антирелигиозными гонениями. Вместо училищ и семинарий, которые были закрыты, организовывались кружки по изучению Закона Божия. Устраивались крестные ходы, владыка много проповедовал.

Был членом Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918.

14 марта 1918 года был арестован во время его пребывания в Орле. Во время работы Поместного Собора он находился под домашним арестом, подвергся двум допросам, был наложен запрет на выдачу корреспонденции, о своих мытарствах епископ Серафим сообщил в своих рапортах патриарху Тихону.

Четыре месяца спустя, 6 июля 1918 года, был вновь арестован. В тот же день чекистами был произведен обыск в архиерейском доме и разогнано епархиальное собрание.

В 1922 году был арестован по сфабрикованному делу "за активное сопротивление изъятию церковных ценностей".

В июле 1922 года был приговорен Орловским губернским ревтрибуналом к 7 годам заключения со строгой изоляцией. Впоследствии срок был сокращен до полутора лет.

Отсидел в орловской тюрьме 1 год и десять месяцев, и был освобожден в 1924 году по амнистии.

29 мая 1924 года возведен в сан архиепископа.

После освобождения из заключения владыке пришлось вести борьбу с расколом в церкви, вызванным обновленческим движением.

В декабре 1926 года был арестован в Орле, затем выслан из пределов Орловской епархии.

С 1 ноября 1927 года - архиепископ Смоленский и Дорогобужский.

11 ноября 1936 года был арестован по групповому делу по обвинению в антисоветской агитации, как "один из руководителей контрреволюционной группы церковников, использовал религиозную трибуну в церквах для произношения контрреволюционных проповедей, в которых распространял клевету и предсказывал скорую гибель соввласти. Среди населения вел антисоветскую агитацию и давал попам указания для ведения работы за необходимость открытия церквей, закрытых 5-6 лет тому назад"

27 марта 1937 года Особым Совещанием при НКВД СССР был приговорен к 5 годам лишения свободы. Был осужден совместно с другими 8-ю священнослужителями. Все обвиняемые виновными себя не признали и на очных ставках показания свидетелей категорически отрицали.

В апреле 1937 года был направлен в распоряжение начальника Управления Карлага (Казахстан, г. Караганда).

В ноябре 1937 года, отбывая наказание, "по вновь вскрывшимся обстоятельствам" был вторично привлечен к уголовной ответственности по обвинению в "организованной антисоветской деятельности" в числе группы лиц.

28 ноября 1937 года тройкой при УНКВД СССР по Смоленской области был приговорен к расстрелу.

8 декабря 1937 года был расстрелян. По некоторым данным, вероятно, расстрелян под Смоленском в Катынском лесу около д. Катынь.

ЗАХОРОНЕНИЕ

Место захоронения неизвестно.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ

Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских определением Священного Синода от 17 июля 2001 г. для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА

Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)

"Речь при наречении его во епископа Бельского" "Приб. к "ЦВ" 1916, № 20.

АФОРИЗМЫ

Нет.

ИКОНОГРАФИЯ

Не разработана.

АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)

Отсутствуют.

ХРАМЫ

Не посвящено.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)

Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ

Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае

ПРОПОВЕДИ

Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ

Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М.Е. Губонин. М., 1994;
Мануил (Лемешевский В.В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6;
"Церк. Ведом." 1914, № 6;
"Церк. Ведом." 1914, № 11;
"Церк. Ведом." 1914, № 31;
"Церк. Ведом." 1916, № 15-16
"Церк. Ведом." 1917, № 35;
"Приб. к "ЦВ" 1916, № 20;
"Списки архиереев 1897-1944 гг. Патриарха Алексия";
"Состав Св. Прав. Всер. Син. и Рос. Церк. Иерархии на 1917 год";
"Холмский Народный календарь", 1917;
"Послужной список архиепископа Смоленского и Дорогобужского Серафима (Остроумова) от 31. 12. 1931 года;
"Проводы настоятеля Яблочинского Св. Онуфриев. Монастыря архимандрита Серафима (Остроумова), 12. II. 1914 года." Холм, 1914;
"На память о наречении и о священной хиротонии Преосв. Серафима I-го епископа Бельского и викария Холмской епархии 2-3 апреля 1916 года". Москва, 1916;
ФМП № 56;
ФПС I № 68;
ФПС II;
ФПС IV;
ФПС I № 162;
ФАМ I, № 230;
Regel'son. Трагедия русской Церкви, Париж, 1977;
Joh Chrysostomus, Kirchegeschichte II;
A. Levitin, V. Savrov, Очерки по истории русской церковной смуты, в 3 томах, Кюзнах, II;
F. Heyer, Die orthodoxe Kirche, s.12, 130;
Митроп. Евлогий, Путь моей жизни;
База данных ПСТГУ "Новомученики, исповедники, за Христа пострадавшие в годы гонений на Русскую Православную Церковь в XX в.";
Валуев Д. Смоленская Голгофа// Смоленские епархиальные ведомости. 2000. Январь-март. N 1(26).

Состояние на 7.12.2016

Андрей Плюснин 

Комментариев нет:

Отправить комментарий