ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Тихон Московский
ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Беллавин (Белавин)
ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)
святительство
ВРЕМЯ
19-20 века
ГЕОГРАФИЯ
Многие города России и мира; г. Москва
ДНИ ПАМЯТИ
22 февраля (9 февраля ст. ст.) - обретение мощей, 7 апреля (25 марта ст. ст.) - преставление, 9 октября (26 сентября ст. ст.) - прославление, 18 октября (5 октября ст. ст.) - в Соборе Московских святителей, 18 ноября (5 ноября ст. ст.) - избрание на патриарший престол и в Соборах Санкт-Петербургских святых и новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских)
ЖИЗНЬ
Беллавин Василий родился 19 января 1865 года на погосте Клин Торопецкого уезда в семье сельского священника. Наречен при крещении Василием в честь св. Василия Великого.
В 1869 году его отец, священник Иоанн, был переведен в Преображенский храм города Торопца.
С 1874 по 1878 год учился в Торопецком духовном училище. С детских лет отличался старательностью и кротостью. Товарищи по училищу, зная его незлобивый и молчаливый нрав, часто над ним смеялись и подшучивали, обращаясь к нему со словами: "Ваше Святейшество".
С 1878 по 1884 год учился в Псковской духовной семинарии. Окончил семинарию с отличием
11 июня 1888 года окончил Санкт-Петербургскую духовную академию одним из первых студентов со степенью кандидата-магистранта богословия (кандидатское сочинение на тему "Quesnel и его отношение к янсенизму"). Получил назначение в родную Псковскую духовную семинарию преподавателем основного, догматического и нравственного богословия и французкого языка.
14 декабря 1891 года пострижен в монашество с именем Тихон в честь св. Тихона Задонского. Постриг совершил епископ Псковский и Порховский Гермоген (Добронравин).
15 декабря того же года еп. Гермогеном рукоположен в сан иеродиакона, а 22 декабря - в сан иеромонаха.
17 марта 1892 года переведен инспектором в Холмскую духовную семинарию.
24 июня того же года назначен ректором Казанской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита, но 15 июля того же года назначен ректором Холмской духовной семинарии. Одновременно состоял председателем Епархиального Училищного Совета, председателем Православного братства и цензором изданий. Также руководил монастырским благочинием Холмско-Варшавской епархии.
19 октября 1897 года был хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмской епархии. Хиротонию в Троицком соборе Александро-Невской Лавры совершили: митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Палладий (Раев), архиепископ Казанский и Свияжский Арсений (Брянцев), архиепископ Финляндский и Выборгский Антоний (Вадковский), епископ Нарвский Иоанн (Кратиров).
14 сентября 1898 года был переведен на Алеутскую и Аляскинскую кафедру, с 7 февраля 1900 года именуется епископом Североамериканским и Аляскинским.
Время епископского служения свт. Тихона в Америке было ознаменовано расцветом в жизни местной Православной Церкви: была учреждена духовная семинария в Миннеаполисе (что устранило необходимость присылать священников из России), был основан Свято-Тихоновский монастырь возле г. Скрантона (штат Пенсильвания) со школой-приютом при нем. Епископская кафедра была перенесена из Сан-Франциско в Нью-Йорк. Православие при свт. Тихоне стало приобретать всеамериканский масштаб. Под его председательством в Майфильде был созван первый Православный Собор Северо-Американской Церкви, объединивший между собой переселенцев из России, Галиции, Венгрии, Буковины и других мест. В правление свт. Тихона Церковь в Америке пребывала в мире, согласии и любви, не зная никаких впоследствии начавшихся раздоров из-за юрисдикционной принадлежности: был единый архипастырь и единое стадо. За 8 лет управления епархией свт. Тихоном число приходов в ней увеличилось с 15 до 75, тысячи униатов обратились в Православие.
5 мая 1905 года возведен в сан архиепископа, кафедра именуется "Алеутской и Североамериканской".
25 января 1907 года был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру, где он быстро приобрел любовь своей паствы и был избран почетным гражданином города Ярославля.
22 декабря 1913 году переведен на Виленскую и Литовскую кафедру.
После Февральской революции и формирования нового Синода владыка Тихон стал его членом.
21 июня 1917 года Московский епархиальный съезд духовенства и мирян избрал его правящим архиереем Московской епархии.
13 августа 1917 года возведен в сан митрополита.
С 15 августа 1917 года участвовал в работе Всероссийского Поместного Собора в Москве, был избран председателем Собора.
5 ноября на Соборе был избран Патриархом Московским и всея России из трех кандидатов посредством жребия, вытянутого слепым старцем Алексием Зосимовским.
Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными "обновленцами" и "автокефалистами" (раскольниками). Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, гражданской войной. Своим исключительно высоким нравственным и церковным авторитетом Патриарх смог собрать воедино распыленные и обескровленные церковные силы. Святейший проявил себя верным служителем и исповедником неповрежденных и неискаженных заветов истинной Православной Церкви. Он был живым олицетворением Православия, что бессознательно подчеркивали даже враги Церкви, называя ее членов "тихоновцами".
24 ноября 1918 года был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск, а 6 января 1919 года освобожден из-под стражи.
25 сентября 1919 года он издал Послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу.
В течение 1920 года подвергался неоднократным домашним арестам.
Летом 1921 года разразился голод в Поволжье. В августе Патриарх Тихон обратился с Посланием о помощи голодающим, направленным ко всем русским людям и народам Вселенной, и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Но новой власти этого было мало. Уже в феврале 1922 года был издан декрет, согласно которому изъятию подлежали все драгоценные предметы. Согласно 73-му апостольскому правилу, это такие действия являлись святотатством, и Патриарх не мог одобрить такого изъятия, выразив свое негативное отношение к происходящему произволу в послании, тем более, что у многих возникли сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. На местах насильственное изъятие вызвало повсеместное народное возмущение. По России прошло до двух тысяч процессов и расстреляно было более десяти тысяч верующих.
6 мая 1922 года патриарх был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей" и заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в московский Донской монастырь, а затем помещен во внутреннюю тюрьму ОГПУ на Лубянке.
27 июня 1923 был освобожден из под стражи, 21 марта 1924 года следственное дело Патриарха Тихона было прекращено.
9 декабря 1924 года в покоях свт. Тихона в Донском монастыре неизвестными был расстрелян Полозов Яков, келейник патриарха. По наиболее распространенной версии, это была неудачная попытка покушения на патриарха, по другой версии - убийцы устранили верного патриарху человека, чтобы на его место поставить более сговорчивого, для оказания давления на свт. Тихона.
Скончался 7 апреля 1925 года в Москве, в лечебнице Бакуниных на Остоженке.
24 ноября 1918 года был подвергнут домашнему аресту, а в его квартире был произведен обыск, а 6 января 1919 года освобожден из-под стражи.
25 сентября 1919 года он издал Послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу.
В течение 1920 года подвергался неоднократным домашним арестам.
Летом 1921 года разразился голод в Поволжье. В августе Патриарх Тихон обратился с Посланием о помощи голодающим, направленным ко всем русским людям и народам Вселенной, и благословил добровольное пожертвование церковных ценностей, не имеющих богослужебного употребления. Но новой власти этого было мало. Уже в феврале 1922 года был издан декрет, согласно которому изъятию подлежали все драгоценные предметы. Согласно 73-му апостольскому правилу, это такие действия являлись святотатством, и Патриарх не мог одобрить такого изъятия, выразив свое негативное отношение к происходящему произволу в послании, тем более, что у многих возникли сомнения в том, что все ценности пойдут на борьбу с голодом. На местах насильственное изъятие вызвало повсеместное народное возмущение. По России прошло до двух тысяч процессов и расстреляно было более десяти тысяч верующих.
6 мая 1922 года патриарх был арестован по обвинению в "сопротивлении изъятию церковных ценностей" и заключен под домашний арест на Троицком подворье, затем переведен в московский Донской монастырь, а затем помещен во внутреннюю тюрьму ОГПУ на Лубянке.
27 июня 1923 был освобожден из под стражи, 21 марта 1924 года следственное дело Патриарха Тихона было прекращено.
9 декабря 1924 года в покоях свт. Тихона в Донском монастыре неизвестными был расстрелян Полозов Яков, келейник патриарха. По наиболее распространенной версии, это была неудачная попытка покушения на патриарха, по другой версии - убийцы устранили верного патриарху человека, чтобы на его место поставить более сговорчивого, для оказания давления на свт. Тихона.
Скончался 7 апреля 1925 года в Москве, в лечебнице Бакуниных на Остоженке.
МОЩИ
На погребении свт. Тихона присутствовало 59 епископов, количество людей пришедших перед этим проститься с великим Патриархом исчислялось многими сотнями тысяч
22 февраля 1992 года мощи святителя были обретены в Малом соборе Донского монастыря.
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
9 октября 1989 года свт. Тихон был канонизирован на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви для общецерковного почитания.
ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
АФОРИЗМЫ
ИКОНОГРАФИЯ
АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Тропарь, глас 1:
Апостольских преданий ревнителя и Христовы Церкве пастыря добраго. душу свою за овцы положившаго, жребием Божиим избраннаго Всероссийскаго Патриарха Тихона восхвалим и к нему с верою и упованием возопиим: предстательством святительским ко Господу Церковь Русскую в тишине соблюди, расточенная чада ея во едино стадо собери, отступившия от правыя веры к покаянию обрати, страну нашу от междоусобныя брани сохрани, и мир Божий людем испроси.
Ин тропарь, глас 3:
В годину тяжкую Богом избранный, в совершенной святости и любви Бога прославил еси, во смирении величие, в простоте и кротости силу Божию являя, положил душу за Церковь и люди твоя, исповедниче патриарше святе Тихоне, моли Христа Бога, и ныне спасти землю русскую и паству твою.
Кондак, глас 2:
Тихостию нрава украшен, кротость и милосердие кающимся являяй, во исповедании Православныя веры и любви ко Господу тверд и непреклонен пребыл еси, святителю Христов Тихоне, молися о нас, дп не разлучимся от любве Божия, яже о Христе Иисусе, Господе нашем.
ХРАМЫ
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
КАРТИНЫ
ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
ПРОПОВЕДИ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)
РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ
ИСТОЧНИКИ
1. Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти, 1917-1943: Сб. в 2-х частях/ Сост. М. Губонин. М., 1994;
2. Мануил (Лемешевский В.), митр. Русские православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг. (включительно). Erlangen, 1979-1989. Т. 6;
3. Вострышев М. Патриарх Тихон. М.: Молодая гвардия, 1995. (Жизнь замечательных людей. Вып. 726);
4. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. СПб., 1999;
5. Следственное дело патриарха Тихона. Сборник документов по материалам Центрального архива ФСБ РФ. М.: Памятники исторической мысли, 2000;
6. Богословский сборник. К 75-летию со дня кончины святого Патриарха Тихона. Вып. VI. М.: ПСТБИ, 2000;
7. Состав Святейшего Правительствующего Синода и Российской церковной иерархии на 1917 год. Пг., 1917;
8. Санкт-Петербургский мартиролог. СПб.: Миръ: Общество святителя Василия Великого, 2002;
9. Синодик гонимых, умученных, в узах невинно пострадавших православных священно-церковнослужителей и мирян Санкт-Петербургской епархии: ХХ столетие. 2-е издание доп. СПб., 2002;
10. Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви 1917-1918гг. (Документы. Материалы. Деяния). М., 1994;
11. База данных ПСТГУ "Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века".
Состояние на 17.11.2016
Андрей Плюснин
Комментариев нет:
Отправить комментарий