вторник, 1 ноября 2016 г.

Петр Голубев

ИМЯ, ФАМИЛИЯ / МЕСТО СЛУЖЕНИЯ СВЯТОГО, ИХ ЗНАЧЕНИЯ
Петр Голубев

ДРУГИЕ НАЗВАНИЯ СВЯТОГО И ИХ ЗНАЧЕНИЯ

-

ПОДВИГ (РОД СВЯТОСТИ)

мученичество (священномученик и новомученик Церкви Русской, или Российский)

ВРЕМЯ
19-20 века

ГЕОГРАФИЯ

г. Москва и Московская область: Подольский район - село Коледино, г. Сергиев Посад, Коломенский район - село Старое, город Домодедово (Домодедовский район) - село Шебанцево, г. Красногорск и Красногорский район - село Петрово-Дальнее

ДНИ ПАМЯТИ

3 августа (21 июля ст. ст.) и в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской (Российских), Бутовских новомучеников и Красногорских новомучеников

ЖИЗНЬ
Родился 12 января 1880 года в селе Коледино Подольского уезда Московской губернии в се­мье Гри­го­рия и Пе­ла­гии. Его отец был пса­лом­щи­ком в Тро­иц­ком хра­ме и умер, ко­гда маль­чи­ку ис­пол­ни­лось 3 го­да. До 8 лет Петр жил с ма­те­рью, а за­тем был от­дан в Пе­ре­р­вин­ско­е ду­хов­но­е учи­ли­ще.
После окончания Перервинского духовного училища и Московской духовной семинарии работал учителем в церковноприходской школе се­ла Ста­рое Ко­ло­мен­ско­го уез­да..
В 1904 году был рукоположен в диакона к Покровской церкви в селе Покровское-на-Городне (заодно преподавал закон Божий в местной школе и в школе деревни Чертаново), в 1914 году – в священника к храму в селе Шебанцево Подольского уезда.
В 1925 году отец Петр был переведен в Успенскую церковь в село Петрово-Дальнее Красногорского района.
Отец Петр слу­жил все празд­ни­ки и вос­крес­ные дни, ча­сто слу­жил мо­леб­ны в до­мах при­хо­жан и во вре­мя крест­ных хо­дов по се­лу. При­хо­жане лю­би­ли свя­щен­ни­ка за при­вет­ли­вость и доб­ро­ту, ко­то­рая ска­зы­ва­лась в том, что он по­мо­гал всем бед­ным, ста­ри­кам, при­ве­чал де­тей, все­гда ода­ри­вая их ка­ки­ми-ни­будь по­дар­ка­ми, и в осо­бен­но­сти, ко­неч­но, на Пас­ху. Отец Петр сна­ча­ла сни­мал ком­на­ту, а в 1931 го­ду он вы­стро­ил дом. В 1935 го­ду вла­сти за­пре­ти­ли свя­щен­ни­ку кре­стить, и отец Петр стал кре­стить до­ма. По­ло­же­ние свя­щен­ни­ка в се­ле ста­ло осо­бен­но тре­вож­ным с то­го вре­ме­ни, ко­гда его пле­мян­ник по­сту­пил в сель­со­вет по­мощ­ни­ком пред­се­да­те­ля; он неод­но­крат­но, хо­дя по се­лу, го­во­рил: «Я сво­е­го дя­дю убе­ру, на­до мной на­смеш­ни­ча­ют». В кон­це трид­ца­тых го­дов со­труд­ни­ки НКВД пред­ло­жи­ли пред­се­да­те­лю мест­но­го сель­со­ве­та до­но­сить на тех, ко­го они пред­по­ла­га­ли аре­сто­вать, и в част­но­сти – на свя­щен­ни­ка. Пред­се­да­тель ста­рал­ся доб­ро­со­вест­но ис­пол­нить дан­ное ему по­ру­че­ние и вся­че­ски вы­зы­вал от­ца Пет­ра на от­кро­вен­ный раз­го­вор.
Впро­чем, и раз­го­ва­ри­вая с пред­се­да­те­лем, свя­щен­ник не ска­зал ни­че­го та­ко­го, в чем его мож­но бы­ло бы об­ви­нить. Впо­след­ствии, вы­зван­ный на до­прос, пред­се­да­тель сель­со­ве­та по­ка­зал, что буд­то бы свя­щен­ник ему го­во­рил: «Труд­но ве­рить те­перь ком­му­ни­стам из вы­ше­сто­я­щих ра­бот­ни­ков, так как все они ока­зы­ва­ют­ся под­ле­ца­ми. Борь­ба за власть при­но­сит в жерт­ву и пра­вых и ви­но­ва­тых». А о вы­бо­рах отец Петр буд­то бы ска­зал: «Все рав­но вы­бо­ры прой­дут од­но­сто­рон­ние; пар­тия боль­ше­ви­ков про­ве­дет сво­их лю­дей, а ко­го хо­чет вы­брать на­род, тот вы­бран не бу­дет». Дру­гой лже­сви­де­тель по­ка­зал, буд­то свя­щен­ник жа­ло­вал­ся ему, что его со­вет­ская власть обо­дра­ла на­ло­га­ми, и го­во­рил: «Неуже­ли все это так бу­дет про­дол­жать­ся? Нет, со­вет­ская власть не мо­жет дол­го су­ще­ство­вать». Лже­сви­де­тель так­же ска­зал, что ле­том встре­тил­ся со свя­щен­ни­ком на до­ро­ге и отец Петр го­во­рил ему, что он не ве­рит в со­вет­ский суд и счи­та­ет, что Ту­ха­чев­ско­го рас­стре­ля­ли по­то­му, что «это про­меж се­бя ру­ко­во­ди­те­ли пар­тии и пра­ви­тель­ства не по­де­ли­ли мяг­ких кре­сел», ни­ка­ко­го за­го­во­ра про­тив вла­сти не бы­ло. 
22 марта 1938 года арестован по обвинению в контрреволюционной агитации и пер­вое вре­мя со­дер­жал­ся в ка­ме­ре пред­ва­ри­тель­но­го за­клю­че­ния при Крас­но­гор­ской ми­ли­ции. На сле­ду­ю­щий день по­сле аре­ста сле­до­ва­тель до­про­сил его:
– При­зна­е­те ли вы се­бя ви­нов­ным в том, что си­сте­ма­ти­че­ски сре­ди окру­жа­ю­ще­го на­се­ле­ния про­во­ди­ли контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию про­тив со­вет­ской вла­сти, вы­ска­зы­ва­ли суж­де­ния о рас­стре­лян­ных вра­гах на­ро­да?
– В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю, – от­ве­тил свя­щен­ник.
– Вес­ной 1937 го­да вы го­во­ри­ли, что со­вет­ская власть обо­бра­ла вас на­ло­га­ми, неуже­ли так бу­дет про­дол­жать­ся, и са­ми се­бе от­ве­ти­ли: нет, не мо­жет так про­дол­жать­ся.
– Та­ких раз­го­во­ров я ни­ко­гда не вел, так что ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю.
– Ле­том 1937 го­да вы вы­ска­зы­ва­ли суж­де­ние о рас­стре­лян­ных вра­гах на­ро­да. За­яви­ли, что вра­ги на­ро­да, та­кие как Ту­ха­чев­ский и дру­гие, рас­стре­ля­ны как невин­ные и что ру­ко­во­ди­те­ли пар­тии и пра­ви­тель­ства не по­де­ли­ли мяг­ких кре­сел.
– Раз­го­вор о рас­стре­лян­ных вра­гах на­ро­да и о Ту­ха­чев­ском был, но с кем и ко­гда, не пом­ню.
– След­ствию из­вест­но, что вы си­сте­ма­ти­че­ски сре­ди окру­жа­ю­ще­го на­се­ле­ния про­во­ди­те контр­ре­во­лю­ци­он­ную аги­та­цию, вы­ска­зы­ва­е­те со­жа­ле­ние о рас­стре­лян­ных вра­гах на­ро­да.
– В предъ­яв­лен­ном мне об­ви­не­нии ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– Что вы еще мо­же­те ска­зать по дан­но­му де­лу?
– На сто­роне вра­гов со­вет­ской вла­сти я ни­ко­гда не был, по­ли­ти­че­ски­ми во­про­са­ми не за­ни­ма­юсь, недо­вольств по от­но­ше­нию к со­вет­ской вла­сти не вы­ска­зы­ваю, – от­ве­тил свя­щен­ник. 
По окон­ча­нии след­ствия отец Петр был пе­ре­ве­зен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве и вскоре трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Пет­ра к рас­стре­лу.
3 августа 1938 года отца Петра расстреляли. 
 ЗАХОРОНЕНИЕ
Похоронен в неизвестной (общей) могиле на полигоне Бутово в Московской области.

ПРОСЛАВЛЕНИЕ
Причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года для общецерковного почитания.

ПОСМЕРТНЫЕ ЧУДЕСА
Неизвестны.

ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ (ТВОРЕНИЯ)
Не оставил.

АФОРИЗМЫ
Нет.
ИКОНОГРАФИЯ
Не разработана.


АКАФИСТ И МОЛИТВЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ, В КАКИХ СЛУЧАЯХ МОЛЯТСЯ)
Отсутствуют.

ХРАМЫ
Не посвящены.


ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
Не упомянут.

СЛУЖБА В ТОМ ЧИСЛЕ В СD ФОРМАТЕ (ГИМНОГРАФИЯ)
Отсутствует.


ИССЛЕДОВАНИЯ И СТАТЬИ
Отсутствуют.

ПОЧИТАНИЕ в Московском крае
Особенно почитается в селе Петрово-Дальнее в Красногорском районе.

ПРОПОВЕДИ
Не произнесены.

РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОЦИАЛЬНАЯ МИССИЯ (ЗНАЧЕНИЕ)

РАЗНОЕ, ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ

ИСТОЧНИКИ
База данных ПСТГУ
ЦИАМ. Ф. 234, оп. 1, д. 2060, л. 29–30, 366 и Д. 2129, л. 9.
РГИА. Ф. 831, д. 237, л. 144–145.
ЦГАМО. Ф. 66, оп. 25, д. 128, л. 20 и Д. 146, л. 23.
ГАРФ. Ф. 10035, д. П-34713
Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века Московской епархии. Июнь-Август. Тверь: Булат, 2003
Н. Новиков. Житие священномученика Петра (Голубева) // Московские епархиальные ведомости. 2003. №3
Деяние Юбилейного Освященного Аpхиеpейского Собоpа Русской Пpавославной Цеpкви о собоpном пpославлении новомучеников и исповедников Российских XX века. Москва, 12–16 августа 2000 г.
Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД "Объект Бутово" 08.08.1937–19.10.1938. М.: Зачатьевский монастырь, 1997

Состояние на 25.02.2017


Андрей Плюснин

Комментариев нет:

Отправить комментарий